В годину бедствий

Вольфганг Акунов
RLD

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

На рубеже IV-V вв. п. Р.Х. Греция и греки были, как это ни печально констатировать, невероятно далеки от добродетелей, прославивших их в V-IV вв. до Р.Х. Эллинский военный дух давно угас. В I части своей «Истории военного искусства» (издания 1939 г.) полковник Е.А. Разин, подчеркивая, что грек того времени «изнежен, труслив, в бой идти не желает» (исключения, вроде Аммиана Марцеллина, только подтверждали это правило), цитирует весьма красноречиво подтверждающий эту констатацию античный источник: «<...> Какая радость снять, наконец, шлем и навсегда распроститься с сыром и луковицами (обычная походная пища греков). Я предпочитаю не воевать, а сидеть у очага, слушая треск сучьев в огне, колоть орехи, жарить горох на угольях, печь жолуди букового дерева, пить с друзьями и товарищами и ласкать юную Фрату, пока жена в купальне. Это куда приятнее, чем видеть каждый день перед собой ненавистного богам начальника с тремя перьями на шлеме, в яркокрасном плаще. В сражении он убегает первым, я же остаюсь на месте в недоумении» (Е.А. Разин). Впрочем, так жилось далеко не всем жителям Греции, утратившей свободу. «Корыстолюбие римских губернаторов истощило силы этой несчастной провинции и предало ее в руки врага» (Гиббон). Во время вторжения в римскую Грецию в  III в. германского племени вестготов под предводительством Алариха «сыны Эллады» (хотя и брошенные на произвол судьбы римскими войсками, занятыми междоусобными «разборками», «более важными», чем отражение внешней угрозы) еще как-то отбивались. «Спасая родину, спасая жен, детей своих, богов отцовских храмы», как писал Эсхил. Теперь же... Греки, окончательно разучившиеся (или, точнее говоря, отученные) воевать под римской властью, не попытались задержать вестготов Алариха даже в знаменитых Фермопилах. Предназначенных, казалось бы, самой природой сдерживать малыми силами натиск превосходящих сил противника (вспомним хотя бы подвиг 300 спартанцев, а заодно - и примкнувших к ним 700 феспийцев, упомянуть которых почему-то часто забывают). Хотя, возможно, дело тут не только в греках, разучившихся сражаться. По Гиббону, войска, охранявшие Фермопилы, был кем-то отозваны, чтобы дать вестготам выйти на «оперативный простор». При появлении вестготов под стенами древних городов Эллады, их власти тут же начинали переговоры об условиях сдачи и размере контрибуции. Даже знаменитые Афины, сохранившие свою святость и в глазах римлян, получавших здесь греческое образование, капитулировали на достаточно мягких условиях. Готы согласились удовольствоваться только частью огромных богатств, накопленных афинянами (успевшими окончательно превратиться из народа воинов и мыслителей в народ торгашей и судовладельцев). Победитель Аларих въехал в Афины (говорило ли ему что-либо название города – не ведаем) верхом (вероятно, на белом коне) во главе небольшой свиты (достаточной гарантией его безопасности был необозримый готский стан под стенами «града Паллады»). И наслаждался там гостеприимством городских властей. До тех пор, пока все граждане Афин не убедились в том, что этот царь «варварского» народа, охотно принявший перед пиром ванну, отличался безупречными манерами и умением вести себя за столом. Что, впрочем, и не удивительно. В конце концов, вестготский царь одновременно был римским военачальником (о чем тоже почему-то часто забывают). Опустошив Аттику, вестготы двинулись дальше. Они поили своих коней в Кастальском ключе близ Дельфийского храма Аполлона - сребролукого брата Артемиды Эфесской. Той самой покровительницы амазонок, чье святилище было осквернено готами столетием ранее (а затем – окончательно разрушено василевсом ромеев /1/ Феодосием I Великим!). Что было ужасным кощунством (ведь в этом роднике издревле совершали ритуальные омовения паломники и жрица Аполлона – пифия – перед началом прорицаний). Правда, не совсем ясно, какой именно источник осквернили готы. До наших дней сохранились два ключа, которые питал Кастальский источник. Они были обнаружены при археологическим раскопках в 1878 г. (Верхняя Касталия) и в 1960 г. (Нижняя Касталия). Верхняя Касталия датируется I в. до Р.Х. и построена в скале со специальными нишами для даров. Нижняя Касталия была построена позднее, рядом с древней дорогой на Дельфы. Она представляет собой прямоугольное сооружение серого камня с каменным бассейном, в который вода поступала из источника через трубопровод, скрытый под землей. Дворик вымощен плиткой и оснащен каменными лавками. Сегодня эта купальня хорошо просматривается с автомобильной дороги. Я там был и воду пил. Наглядно убедившись в том, что поить там коней готам Алариха было непросто. Чисто технически.  С учетом размеров сооружения. Может быть, готы не поленились забираться выше по склону горы Парнас, к месту истечения Кастальского ключа? Или в Касталии коней поили только сам Аларих со своим ближайшим окружением? Темна вода во облацех...

Хуже, чем откупавшимся от готов (если были деньги и другие ценности) эллинским городам, пришлось, однако, бесчисленным сожженным деревням и их беззащитным обитателям, павшим жертвой беспощадных готов. Как пишет Гиббон: «...пленные женщины подчинились законам войны; их красота служила наградой за храбрость, и греки, в сущности, не могли жаловаться на такое злоупотребление, которое оправдывалось примером героических времен». Правда, уважаемый автор не объясняет нам, каким образом готы могли проявить свою храбрость, если им никто не сопротивлялся. И даже Спарта сдалась «варварам» без боя...
 
В скорбном повествовании Эдуарда Гиббона о причиненных Аларихом Греции бедствиях содержится один любопытный фрагмент: «Готский вождь продолжал свое победоносное шествие от Фермопил до Спарты, не встречая ни одного противника между смертными; но один из защитников издыхавшего язычества (восточно-римский историк-язычник Зосим – В.А.) положительно утверждал, что стены Афин охранялись богиней Минервой с ее страшной Эгидой и гневной тенью Ахилла и что завоеватель был испуган появлением враждебных греческих божеств (и потому, якобы, не разрушил Афины – В.А.). В веке чудес, быть может, было бы несправедливо опровергать притязания Зосима, заявленные им для общей пользы; тем не менее, нельзя не заметить, что ум Алариха вовсе не был подготовлен к тому, чтобы подчиняться наяву или во сне влиянию греческих суеверий. Песни Гомера и слава Ахилла, вероятно, никогда не доходили до слуха необразованного варвара (оставим это утверждение на совести Гиббона – В.А.), а ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА, КОТОРУЮ ОН УСЕРДНО ИСПОВЕДОВАЛ (выделено нами – В.А.), научала его презирать созданных воображением римских и афинских богов. Нашествие готов не только не поддержало язычества, но, напротив того, хотя и случайно, содействовало искоренению его последних остатков, и мистерии Цереры (богини плодородия Деметры – В.А.), существовавшие в течение тысячи восьмисот лет, не пережили разрушения Элевсина и бедствий Греции». Выходит, готский царь Аларих был добрым христианином (хотя, конечно, арианином, т.е. еретиком, с точки зрения утвердившегося в Римской империи при августе Феодосии в качестве государственной конфессии, кафоличества, т.е. православия). И способствовал, волей неволей, полному искоренению идолопоклонства. Продолжая таким образом дело благоверных императоров - василевсов ромеев Константина и Феодосия Великих. Надо думать, Аларих читал (если умел читать) или слушал Библию в «сокращенном, смягченном и обезвреженном» переводе Вульфилы. Как и воинственные готы-ариане, разорявшие Элладу (а потом – и не только Элладу) под его командованием. Чего же тогда требовать от православных императоров-ромеев, вроде Иоанна I Цимисхия, разграбившего все города и церкви в захваченной им в 972 г., после ухода потомка готского царского рода Амалов князя Святослава, православной (!) Дунайской Болгарии? Или от православного (!) василевса ромеев Василия II Болгаробойцы (преемника Иоанна I Цимисхия и шурина нашего князя-Амала Владимира Красное Солнышко, сына Святослава), приказавшего ослепить плененных им в 1014 г. 15 000 (!) православных (!) болгарских воинов и отпустить их, оставив в каждой сотне ослепленных по одному поводырю с одним глазом?  Не говоря уже о православном (!) императоре Константине IX Мономахе, повелевшем, после победы над войском православного (!) киевского князя Ярослава Мудрого (сына Крестителя Руси Владимира Красное Солнышко, внука Святослава и таким образом – тоже потомка готского царского рода Амалов) под Константинополем в 1043 г. отрубить правые руки плененным «ромеями» 800 православным (!) русским воинам /2/, а их воеводу Вышату вдобавок еще ослепить?/3/

Правда, христианина-арианина Алариха извиняет то обстоятельство, что он зверствовал в Греции не над своими единоверцами-арианами, а над православными и язычниками. С другой стороны, православных римских императоров извиняет то обстоятельство, что из читаемой и почитаемой ими православной Библии никто не потрудился удалить смущавшие крестителя и просветителя готов - арианского епископа Вульфилу, автора сокращенного перевода священного Писания с греческого на готский язык - наиболее кровожадные и воинственные книги... Впрочем, довольно об этом...
 
Помощи и спасения ждать было не откуда. Все возможные несчастья уже обрушились на Грецию. Можно было лишь покарать злодеев, дав им такой урок, который отпугнул бы будущие поколения готов от попыток повторения таких опустошительных вторжений в греко-римский мир. Сделать это было под силу лишь фактическому правителю западной части Римской империи военному магистру Флавию Стилихону (германцу-вандалу по происхождению) с его западно-римскими войсками. И потому скопец Евтропий, бывший раб, теперь же - новый ментор императора Аркадия, забыв на время о своей вражде со Стилихоном, позвал того на помощь от имени своего юного государя. Милостиво разрешив на этот раз столь ненавистному ему вандалу, «в виде исключения», повоевать на землях римского Востока. Не дремавший Стилихон отреагировал немедленно. Как ему было не помочь восточной половине единого римского тела! «Ваша боль – наша боль». «Ваша скорбь – наша скорбь». «Всякий удар, направленный в вас, осознается нами, как удар, направленный и в нас» и далее по тексту. Не тратя время на пешие переходы, Стилихон поспешно погрузил войска на корабли и высадился под Коринфом. Вестготы бесчинствовали в Южной Греции (Пелопонессе), преодолев никем не охраняемый Коринфский перешеек – Истм – не с меньшей легкостью, чем Фермопилы. Впрочем, по утверждению Зосима, построенную во времена августа Валериана через Коринфский перешеек от Лехея до Кенхрея стену Аларих миновал благодаря предательству Геронтия, начальника ее охраны.

Морской десант магистра Стилихона застал захватчиков врасплох. Известно, что войско, предающееся грабежу, обремененное добычей – от упомянутых Гиббоном пленных женщин до всякого рода добра (расставаться с которым победителям тяжелее, чем с пленницами) - быстро утрачивает боеспособность. Тем не менее, очередной военный триумф Стилихона над известным своей храбростью разбойничьим народом позволяет считать его гениальным стратегом. Аларих, уже давно пребывавший в «счастливой» Аркадии и считавший себя в полной безопасности, внезапно, после нескольких навязанных ему Стилихоном сражений, оказался в полном окружении на безводном плоскогорье Фолоя. Воспетая в бесчисленных идиллиях Аркадия грозила превратиться для вестготского царя и его воинов в Валгаллу (впрочем, что это я – ведь Аларих был добрым христианином и в Валгаллу с асами, валькириями, пивом, медом, кабанятиной и Вуотаном-Одином не верил)...

Однако Стилихон, набросивший готам на шею петлю, не спешил ее затягивать. Магистр милитум послал гонца в Константинополь к августу Аркадию с ультимативным требованием изгнать скопца Евтропия и полностью вверить себя опеке Стилихона (как того желал покойный император Феодосий). Аркадий (понимай - Евтропий) ультиматум Стилихона отклонил. В отместку Стилихон решил не добивать блокированного и поставленного им на край гибели Алариха, не дать ему с его вестготами умереть от голода, жажды  и вспыхнувшей среди окруженных вестготов эпидемии («морового поветрия», как выражались в то время), но превратить отпрыска рода Балтов из врага в союзника. В конце концов, они же оба – римские военачальники. И оба получают жалованье за службу единому, вечному Риму, главе мира! Как же им не договориться!

После снятия блокады Стилихоном и его ухода с армией на запад, Аларих вторгся в Эпир, входивший во владения Восточной империи.  За что август Аркадий (т.е. Евтропий)...заключил мир с Аларихом и назначил его военным магистром Иллирика! Лишь бы Стилихону «служба медом не казалась»! Аларих, не будь дурак, использовал своё повышение в должности для обеспечения своих вестготов оружием римского производства.

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЯ

/1/На греческом языке, все больше вытеснявшем в поздней Римской империи (Ромейской василии), особенно - в восточной ее части, латынь, титул «император римлян» звучал как «василевс ромеев». Начиная с императора Ираклия (610—641 гг.), титул восточно-римских самодержцев (автократоров) «василевс» (греч. «царь»), был заменен на «василевс василеон» (греч. «царь царей»).

/2/ Наказание, применявшееся к рабам, поднявшим руку на своих господ.

/3/ Между прочим, дочь василевса ромеев Константина IX Мономаха - Мария (в иночестве - Анастасия) Мономахиня - была замужем за сыном князя Ярослава Мудрого, Всеволодом Ярославичем. Родившийся в 1053 г. от этого брака сын Владимир, будущий Великий князь Киевский, получил от родителей прозвище по деду — Владимир Мономах. Судя по сохранившимся печатям, князь Владимир Мономах, подражая ромейской титулатуре, использовал титул «архонт (греч. «князь», «старейшина», «староста») всея земли Русской».