мой любимый преподаватель йоги

Юлия Геба
Йога – наблюдение, за собой, прежде всего, за процессом, который включает и тех, кто тебя учит. Стиль и способ преподавания даже в одном направлении, а речь идет о йоге Айенгара, сильно разнится.
После первого смятения, по мере углубления практики, поневоле начинаешь классифицировать.

Если брать опытных преподавателей, можно встретить такие варианты:
Авторитарный тип – отличает уверенность в себе (не без основания), громкий хорошо поставленный голос, приход в йогу, как правило, из менеджерско-торговой среды, учат жестко, не терпят «отсебятины» и излишних вопросов.
Спортсмены – имеют спортивное прошлое, ориентированы на физически развитых и крутой результат, не озабочены тонкостями. «Проблемным» лучше к ним не попадать во избежание еще больших проблем.
Типаж – всем друг. Быстро переходят на «ты», создавая иллюзию мнимого братства. Приветствуют общение на занятиях, что часто превращает их в междусобойчик, где складывается более-менее постоянный коллектив любителей непринужденного разговора.
Любующийся собой – занятия проходят неплохо, но львиная доля внутреннего внимания ведущего прикована к себе, причем это «свое» ему очень нравится, впрочем, как и отдельным зрителям, которые в будущем воображают себя такими же стройными и сильными.

Среди менее опытных выделяются те, кто:
Двигаются строго по программе, любая нештатная ситуация (а каждый новый ученик таит угрозу) пугает и вызывает раздражение.
Есть потенциал, но еще многому нужно учиться. Каков будет результат, пока неясно. На таких занятиях приходится включать мозг, припоминая изученное ранее, что порой тоже полезно.
Самый трудный случай – когда учеников не видят в упор. Просто гнут выученное. Инструктор – о своем, ученики, по мере сил, изображают свое. Справедливости ради, в центрах такие не задерживаются.

Любопытно, что поклонники есть у всех этих типов. Вообще выбор постоянного преподавателя напрямую связан с личностью ученика, его мировоззренческими установками, темпераментом.
 
Расскажу о преподавателе, которого лично я считаю лучшим. Не для того, чтобы похвалить, вряд ли этот человек нуждается в моем одобрении, а чтобы обозначить квинтэссенцию лучшего в йоге, как я это понимаю.

Итак. Лена Жданова. Она из первой когорты преподавателей школы, хотя у нее сертификат далеко не самого высокого уровня. Почему она.

Крепкий профессионал, хорошо разбирается в профессии, имеет солидный багаж знаний – по практике и теории йоги, анатомии, психологии.

У нее ум и кругозор. Вроде бы ничего удивительного, духовные практики предполагают высокий интеллектуальный уровень, но это не так – у посвятивших себя йоге он, может быть, чуть выше среднего.

Она постоянно учится. Да, все преподаватели посещают мастер-классы, семинары своих и иностранных коллег. Но далеко не всегда приобретаемые знания становятся частью их учительской практики. У Лены я постоянно вижу, как это новое находит применение. Как она сама постоянно в поиске, а ведь казалось бы – есть прекрасные наработки, чего еще рыпаться (многие бы так и поступили).

Она ориентирована на человека. Возможно потому, что в детстве сама перенесла травму позвоночника, хорошо видит слабые места. Считывает информацию чужого тела и точно дозировано помогает вот этому конкретному человеку. У нее не бывает занятий «вообще», это всегда занятие для тех, кто в данный момент в зале. С ней всегда уверен, что не навредишь себе, при этом нагрузка лично для тебя будет максимальной. Этот баланс мало кому удается соблюсти – избежать неправильной боли (а сколько бросают после неудачных занятий!) и в то же время не топтаться на месте, двигаться вперед, согласуясь с возможностями и готовностью своего тела.

Она обладает даром убеждения и заражает своей азартностью. «Ну попробуйте делать это дома хотя бы в течение месяца! Увидите!» И поддаешься, и делаешь, и видишь результат. (Так я справилась с болезненным ростом косточки на ноге, укрепила слабейшие запястья и т.д.)

Она не догматична. При том что Лена православный человек, это не мешает ей знать и уважать другую религию. Ей интересны философские вопросы, а не только физкультура, как у некоторых – их еще в шутку называют «мастерами триконасаны».
Она не закостеневает в узком специальном мире. Для нее йога Айенгара – не секта, чем грешат многие ее адепты. Да, Б.К.С. была создана грамотная, лучшая в своем роде основа, но современные реалии таковы, что для умученного городского йога полезны дополнительные инструменты. Главное – видеть и чувствовать. 

У нее грамотная речь, которой приятно внимать. Она деликатна. Не создает особой дистанции, но и не скатывается в панибратство. Плотно работая с человеком, не преступает границы его пространства. Грань здесь тонкая, но существенная. Она все контролирует, не отпускает вожжи ни на минуту, но при этом не возникает чувства давления. Мягкое, но точное руководство. С одной стороны, у тебя не отнимают свободу, с другой – ты можешь смело доверять, что особенно важно, когда у тебя проблемы с позвоночником.

И самое главное, йога продолжает ей быть искренне интересной. Вот это отсутствие выгорания меня особенно восхищает. И заставляет тянуться следом.