Турне по ФРГ. Знакомства с новыми людьми

Марьша
 На фото: лицом к залу: СПРАВА - ЭРВИН ФИШЕР- РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАВНОГО ДИРЕКЦИОНА; В ЦЕНТРЕ - АЛЕКСАНДР КРИГЕР -РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАВНОГО ОТДЕЛА ПО ФИНАНСОВЫМ ВОПРОСАМ ГЛАВНОГО ОФИСА; СЛЕВА-ДОКТОР ВАЛЬДЕМАР КРИГЕР-РУКОВОДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ДИРЕКЦИОНА НА ОБЪЯВЛЕНИИ  ПОБЕДИТЕЛЯМИ  КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ И НАГРАЖДЕНИИ.
Krieger: Означает – воин!

 В моей поездке по Германии в августе 2017 года, было много разных знакомств. И в один из ближайших, по приезду, дней,5-ого августа , я была  приглашена на рассмотрение результатов КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА в город Динклаге.

              Об этом-предыдущий репортаж.
        Я с большим волнением и удивлением ожидала эту дату! Так как  в СССР до работы преподавателем экономических дисциплин, я 16 лет  отработала  экономическим работником в системе «АвтоВАЗтехобслуживания», и  проводила экономическую учёбу для рабочих и всего административно-управленческого персонала организации. Конечно же, приходилось объявлять результаты СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА.
       А, впрочем, я повторяюсь. Об этом писала в предыдущем репортаже.

       Но до начала этого собрания, мои новые знакомые- мокшанка по-национальности,как и я, Тоня и её супруг Саша Кригеры, подвели меня к худенькому мужчине. Он удивил меня своей «незащищённостью» и серьёзностью.
«Доктор Кригер»,- сказал мужчина, подав мне руку.Он не назвал даже своего имени. Пожав ему руку, я представилась, и мы тут же поспешили с Тоней и Сашей в огромный ресторанный зал.

       Тоня и Саша посадили меня за длинный стол, чтобы я могла обозревать происходящее, сами извинились и ушли на встречи с  множественными знакомыми, с которыми обнимались, пожимали руки, улыбались и смеялись. Видно, что этим встречам  они были рады. Я наблюдала за ними, пока  они  не вышли на улицу, а потом я стала рассматривать происходящее в зале  ресторана. Масса людей, улыбающихся, дружелюбных, двигалась в разные направления, а я сидела,глядя на них. Слышалась только немецкая речь и  мне общаться  было не с кем. Поэтому я «ушла» в себя,  задумалась и  задала себе вопрос – когда  впервые я познакомилась с  русскими немцами в своей жизни?

      Вопрос для меня самой был неожиданным и интересным. Ведь родилась я в глухой деревеньке в лесу Мордовии , где не было электроэнергии и уроки мы выполняли при  керосиновой лампе. Деревня располагалась в 16 км от колоний Темлага и Дубравлага. Почему  руководители  СССР остановились на маленькой Мордовии, чтобы  настроить там  жуткие лагеря, я так и не поняла.  Отсюда и  возникла странная программа для «развития» нашего уголка: отсутствие дорог, чтобы  заключённые, убежавшие из  колоний, заблудились в лесу и НЕ СМОГЛИ  выйти на трассы, отсутствие  электричества. Радиоприёмник  родители купили больших размеров, работающий на  больших батареях, ВЕСОМ, КАЖЕТСЯ ПО 6 КГ КАЖДАЯ. Поэтому радио включали  только на «последние ИЗВЕСТИЯ» и «концерты по заявкам». Экономили  батареи, так как их можно было купить только в райцентре за 20 км и нести  на себе, ибо  транспорта в нашу деревню тоже не было.
 
      Примерно, 2-3 раза в году в 2-х концах  деревни  устанавливали  2  пункта с охраной с автоматами  из-за побега  сидельцев. Тогда нам запрещали   заходить в лес и советовали сидеть дома. Для нас-деревенских жителей было чудом видеть проезжающую машину, или другой вид транспорта.Конечно,  к нам  в деревню могли приехать  в качестве  проверки школы или колхоза мокшане, русские, татары. Но русских немцев не было.
     Я писала о французах в рассказе «Французское чудо моего детства», когда к нам домой  заходили  пленённые французы, но вот  пленённых немцев среди  них  тоже не было.

     И моя память перекинула меня в 1967 год, когда 8 выпускниц экономического техникума Подмосковья, в том числе и я, решили поехать на целину. С этим предложением поехали в Министерство сельского хозяйства  СССР,благо ,что оно находилось близко, в Москве. В отделе кадров  Министерства нас  пытались уговорить  отменить это решение, ведь это для 18-ти летних девочек будет не лёгким испытанием.

      Все уговоры  взрослых  людей, смотрящих на нас с ухмылкой, мы отвергали  сразу и получили направления в Казахстан.О родителях не думали! О трудностях не думали! Главное- целина!  Мы надеялись, что нас  направят  на работу в одно  место. И тут  первое испытание:  нас «разбросали» по разным областям Казахстана. Я попала в Актюбинскую область. А сельхозуправление области направило  меня в совхоз, который располагался  в огромном посёлке. В этом  посёлке  дружно проживали  оседлые казахи, немцы, украинцы, русские и люди  других национальностей  Советского Союза.
      Меня назначили бухгалтером 1-ого отделения совхоза, где  Управляющим отделения был казах;  старшим  бухгалтером работал украинец; агрономом –русский, зав.животноводческой фермой-казах,  зав.растениеводческим  хозяйством- немец. Я не помню их имена, их фамилии. Но помню их работу. Все они относились ко мне с уважением и я платила им тем же. Я пыталась учить казахский язык, чтобы объяснить начисленную и удержанную зарплату женщинам-казашкам, не знающим русого языка.

       Агроном всегда шутил над собой: «Был бы дождик,был бы гром, на фиг (простите,его слова) нужен агроном!» Была человеческая доброжелательность в отношениях людей.
       Мой старший бухгалтер-умнейший, способный  бухгалтер, часто «закладывал» и отсыпался на складе. Поэтому все с вопросами  об учёте обращались ко мне, человеку без малейшего опыта. Приходилось принимать серьёзные решения. Как-то получалось. Если не получалось,  меня по-отцовски  журил главный бухгалтер совхоза, казах по-национальности. Он сочувствовал мне, что мой старший бухгалтер был  в очередном запое.
 
       С немцем-растениеводом  познакомилась , когда он привёз выращенные помидоры с огорода совхоза  в больших корзинах, и их нужно было сдать на склад. Я была приглашена в качестве члена комиссии и для оформления документов на приход овощей  кладовщику.
Немец меня ошарашил своим урожаем! Подобных  томатов разного цвета: красного, розового, жёлтого огромных размеров я не встречала ни в Мордовии, ни в Москве,ни в Подмосковье.  Немец -огородник был среднего роста, крепкого телосложения,но без  живота. Выдержанный,тактичный. Взвесили помидоры на весах, я оформила приходную накладную, все расписались, раздала по экземпляру -зав.складом, растениеводу и себе - для бухгалтерии.

      Я задавала себе вопрос, как в степи можно вырастить  такой урожай овощей?
      Ответа не находила.
      Из-за работы мне приходилось часто встречаться со всем  персоналом совхоза. Учётчиком работал мордвин по-национальности,но разговаривал он на русском языке. Весь коллектив работал на разных рабочих и  не рабочих должностях. Так же  на разных работах  работали немцы и немки:  доярками,  телятницами, на транспорте. Их работу можно было не проверять, работали  честно, аккуратно.Они вежливо улыбались,но были скованы и держались особнячком.

      Наше 1-ое  отделение  совхоза находилось в стороне от поселка. Поэтому, каждое утро  шла по нескольким улицам, невольно рассматривала  дома  и сразу определяла, какой национальности принадлежит дом и подворье. Дома немцев – крепкие, просторные, из кирпича. Окна светились чистотой. Дворы ухожены, под окнами –цветники. Огороды без бурьяна.               
 Дома украинцев были из «лампача» и  побелены побелкой.  Огороды   почти  «дотягивали» до немецких огородов.      
     Дома и подворья  русских-это дома целинников, построены из кирпича, были  новыми и добротными. Но ухоженность огородов   зависела от хозяина и хозяйки. Москвички учились  вести огороды, не всегда получалось. Но старались! В основном, тоже старались содержать огороды  ухоженными и чистыми.
               
А вот огороды оседлых казахов  были в бурьянах, так как они просто не знали, как обрабатывать  и засевать свои огороды. Моя новая подруга Жумаслу попросила меня помочь с огородом. Помогла. Перекопали с ней, её младшим братом огород, посеяли огурцы, посадили капустную рассаду, которую дали соседи, обрадовавшие, что бурьян с казахского огорода не будет засеваться на их огороды.Посадили картошку,  насадили цветов.
 
      Мне хотелось узнать о жизни жителей посёлка больше.
И узнала, что приехали украинцы  в Казахстан давно. Они переселились еще в царское время,царь обещал им жизнь без налогов.Назвали этот небольшой хуторок Троицк.               
Казахи – местное население, но они кочевники  и с отарами овец кочевали по бескрайним  степям Казахстана, жили в юртах. Стали  покупать дома для детей, чтобы они обучались в школе.                Русские, и люди  других национальностей  СССР прибыли на целину. Среди них были и москвичи.

      Я многим задавала вопрос: « А как приехали  в этот посёлок русские немцы?», но на этот вопрос не отвечали,  переводил разговор сразу на другую тему.  Советовали не задавать больше никогда этот вопрос никому!Чем больше меня отговаривали не спрашивать, каким образом немцы попали в Казахстан, тем больше мне хотелось узнать ответ на этот вопрос.
Кабинет Управляющего 1-ым отделением совхоза был рядом с бухгалтерией. Я решила у него спросить, на что он ответил: «Мариночка, (так меня звали в совхозе) тебе лучше не спрашивать об этом никогда!»

    Меня, как самую молодую служащую бухгалтерии, отправляли на стойбища с комиссией для пересчёта голов крупного рогатого скота и овец, т.е. на инвентаризацию скота. Иногда  150 км тряслась по степной разбитой дороге. Иногда - дальше. Жизнь в юртах для меня была экзотикой. Комиссию порой угощали бешбармаком,если у чабана была жена. А у одного чабана-казаха жена не выдержала его страшного характера, забрала ПЯТЕРЫХ ДЕТЕЙ и вернулась в посёлок. Зарплата чабанов была огромной по тем временам, а буяну пришлось отдавать 50% зарплаты жене в виде алиментов. Он аж скрежетал зубами. Разумеется, он не только мог нас угостить,он сам недоедал. Главный инженер (русский по-национальности) как-то взял с собой хлеб и конину. Угостил меня. Я вернула угощение, так как конина мне не понравилась. И я возвращалась на квартиру к вечеру голодной.А здесь Жумаслу кормила меня чаем с лепешками. Ох, уж я "наелась" целинной романтики! Но я совсем не уставала  в дороге  и не отказывалась от этой тряски бездорожья. А женщины большой центральной бухгалтерии были мне  благодарны за то, что я  соглашалась на  все поездки, а они во время могли забрать детей из садиков, встретить из школы, сделать все хозяйственные  дела. И я с добром вспоминала всех людей большого совхоза.

     Жумаслу пригласила меня поехать в гости к её 2-юродному брату в город за 50 км.Город удивил меня чистотой, аккуратностью, ровными улицами и добротными домами, деревьями (в степи), цветниками и розариями. За столом брат, старше нас почти вдвое, пока его  жена  накрывала дострахан, ответил на  все мои вопросы о переселении немцев из Поволжья в Казахстан, о том, что им пришлось пережить, прежде, чем построить этот город. Меня охватил  ужас. К своему стыду, я об этом ничего не знала.  Теперь стало понятно, почему  русские немцы  старались держаться особнячком. В основном все жители городка  работали на  шахте. Возвращалась  в посёлок притихшей и задумчивой. Сейчас о всех моих чувствах говорить не стоит. Ибо прошло много времени.

     Мои воспоминания  были остановлены подшедшими к мне Тоней и Сашей. Они сели рядом и  начался дерекцион-митинг.
       А вот ожидания этого действа восхитили своей СХОЖЕСТЬЮ с организацией социалистического соревнования в СССР. Разница  была только в том, что проводил это мероприятие  ДИРЕКТОР - бывший наш соотечественник, российский немец – водитель из Сибири, который стал миллионером и он не скрывал этого! Жаль, что я не владею немецким языком! Так как он проводил встречу живо, с шутками и вызывал смех своим выступлением.Об этом директоре Эрвине Фишере я написала в предыдущем репортаже.
Признаюсь, я проводила такие мероприятия  с постным лицом, серьёзно и никогда не шутила. Весь  наш коллектив тоже был в ожидании результатов  в  напряжении! 
            Фишер оказался хорошим учителем проведения подобных мероприятий.

       У меня возник вопрос- кто у кого «слямзил» это необходимое в жизни хозяйственной деятельности любой организации СОРЕВНОВАНИЕ? – КАПИТАЛИСТЫ У СОЦИАЛИСТОВ, или СОЦИАЛИСТЫ У КАПИТАЛИСТОВ? На этот вопрос ответила Тоня. Оказывается,  собственник данной фирмы  организовал это соревнование, опираясь на Советский опыт, так как в Германии нет соревнований в других фирмах.

       В последующие дни я много узнала о деятельности  нового знакомого -доктора Кригера и мои познания  вызвали восхищение деятельностью  этого «незащищённого »! Тоня с восторгом рассказывала о  его работе в качестве переводчика, в качестве учителя немецкого языка для своих соотечественников, переехавших на ПМЖ в Германию. О его помощи переселенцам  в составлении и переводе документов.У Кригера учился почти весь род Кригеров-Сашиных родителей, брата с семьёй,  многочисленные  дяди и тёти с семьями. Оказывается, доктор Кригер в совершенстве владеет немецким языком и другими языками. Не знаю, как – носитель языка или знание  языка - обычная необходимость для защиты учёной степени.

      Я спросила Тоню, кем является для них доктор Кригер, о котором Тоня рассказывала с упоением?
-Просто - однофамильцем. Он родился и вырос в деревне Омской области, а Саша и Андрей  родились в Киргизии, куда были переселены  их  дедушки и бабушки, родители,  из разных республик СССР.
      Я нашла   из интернета перевод фамилии  Krieger. Означает – воин! Как соответствует эта фамилия всем Кригерам, вынесшим на своих плечах столь страшные жизненные тяготы, которые другим людям даже не снились.

      Поскольку выпало немного свободного времени перед выступлением  руководителя Дирекциона Эрвина Фишера, я стала думать о феномене-  «русские немцы», как их раньше называли в СССР, а сейчас  так же называют в Германии.
Они сохранили в себе взаимопомощь, взаимовырочку, внутренний позитив, все челове-ческие достоинства  и смогли выжить в нечеловеческих условиях. Возможно, Бог им благоволит,так как в эту фирму пригласил на работу русского немца-земляка Эрвина Фишера, Титульный (местный) немец. Земляк пригласил на работу Эрвина Фишера.
Эрвин Фишер пригласил на работу своего земляка -доктора Кригера, который обучался в Москве, защитился в СССР, жил и преподавал в Костроме.  Его студенты звали Вальдемаром Фридриховичем. 

        Окончив обучение в данной фирме, доктор Кригер стал работать руководителем  главного отдела по финансовым вопросам фирмы и составил Финансовый план финансирования строительства дома отца Саши – Роберта Эмилевича Кригера. Вот так состоялось близкое знакомство двух семей. И  Вальдемар Фридрихович пригласил на учёбу Сашу Кригера-супруга Тони.
А Саша пригласил в свой отдел сына, невестку,жену.Семейный бизнес.

       О жизни доктора Кригера знаю мало, не хотела задавать бестактные вопросы. Тоня рассказала, что он живёт с супругой Ниной, которая, к сожалению, побаливает. В его отделе учился и сейчас работает сын Вальдемар, невестка Ольга. У доктора взрослая внучка и два внука.

      Что касается Саши и Тони, я могу заявить, что  их переезд на ПМЖ в Германию оказался удачным и с помощью доктора Кригера –успешным. Тоня и Саша, их сыновья живут обеспеченными людьми.
       Я восхитилась деятельностью доктора Кригера  и подумала:"Какие есть разные в жизни "ОСТЕПЕНЁННЫЕ ЛИЦА"!
Есть люди действительно НАСТОЯЩИЕ УЧЁНЫЕ, которые  своими достижениями помогают  людям, отличаются красотой души, интеллигентностью, и ДОБРОТОЙ!
               
      И невольно  сравнила его тоже  с  доктором  наук, профессором Мордовского Университета Мишаниным Ю.А., который не только не помогал мне – вынужденной переселенке из Украины, он присвоил мой авторский диск  с национальными песнями, выпущенный за счёт моих финансов, тиражировал, продавал и одаривал, пользуясь бандитской властью в России.
      У этого БЛАГОРОДНОГО  НЕМЦА- Кригера Вальдемара Фридриховича  18-ого ноября 2017 года юбилей!Ему исполнилось 75 лет. Неделю тому назад мне случайно сообщили его имя.
Я решила, что этот замечательный человек заслуживает поздравления и слов восхищения с бывшего Отечества. И быстро и эмоционально написала 1-ый вариант посвящения:
Возвышенный, как личность, Вальдемар!
Умён и мудр, по сути - Божий Дар!
Он –тих, и выдержан - Учитель!
Порой – философ и мыслитель!

Он дарит всем души своей нектар,
Сгорает на работе, как Икар!
Для многих был от бед - спаситель!
Он прост, он- доброте служитель!

Подчас берёт он на себя удар,
Не понятый бывал, как Ренуар!
Он - добр, его вы отличите,
Он в этой жизни –Победитель!

И в день рожденья дарим сердца жар!
О,Вальдемар! Наш милый Вальдемар!
Желаем прозу в жизни- счастья!
А в жизни всех друзей-участья!

ЧУТЬ ПОЗЖЕ  ПОЯВИЛСЯ ВТОРОЙ ВАРИАНТ ПОЗДРАВЛЕНИЯ:

Кто дарит всем - души  своей нектар?
Сгорает на работе, как Икар!
Он  прост, он- доброте служитель! 
К нему на радость поспешите!

Ведь у него сегодня юбилей,
Ему  курлычат  стаи журавлей….
Друзья, вы радость принесите!
Для многих был от бед - спаситель!

Возвышенный, как личность, Вальдемар!
Умён и мудр, по сути - Божий Дар!
Он –тих, он- выдержан. Учитель!
Слова восторга вознесите!

Сей праздник –грусти, отзвук мыслей,дум….
Немного весел, чуточку –угрюм….
Бывал и смел, но очень  краток,
Серьёзна в жизни - эта дата….

Как часто брал он на себя удар,
Не понятый бывал, как Ренуар!
Он -добр, его вы отличите,
Он  в этой жизни –победитель!

И в  день рожденья дарим сердца жар!
О,Вальдемар! Наш милый Вальдемар!
Желаем  в жизни много  счастья!
Пусть будет счастье –раааазной масти!

С пожеланиями добра, здоровья, и разных приятных достижений в жизни, Мария Попова.
г. Саранск, 18-ого ноября 2017 г.