Тигра Львовна

Астрид Халстрем
У нас тогда по городу ещё ходили автобусы "пазики".
Я однажды ехала в таком "пазике" воскресным базарным днём. Успела занять место у окна в середине автобуса.
Ехать нужно было долго, около часа. Время от времени переполненный "пазик" трясло от дружного хохота пассажиров, когда с остановки, в открытую уже дверь, люди задавали водителю вопрос:" По большому или по маленькому?"
Водитель, похоже,новенький в нашем городе, не мог понять ни смысла вопроса, ни смеха в салоне автобуса, пока ему не растолковали: " По большому значит вокруг всего города, а по маленькому -  до воскресного базара". Объяснив, продолжали улыбаться и говорить водителю лукаво: "А ты-то думал по-большому да по-маленькому!"
Я тоже улыбалась, как все,а двое пассажиров передо мной почему-то сидели в напряжённой позе. Прямо передо собой я видела бритый затылок молодого мужчины, рядом с ним пожилую женщину, очень просто, хотя чисто, одетую.
Кажется, мужчина почувствовал на себе мой взгляд, повернулся и, вглядываясь в меня, спросил:
- Который час?
- Почти два, - ответила я.
В это время в салон вошла, протискиваясь в проходе, большая грузная старуха, с высокой пышной причёской.
- Тигра Львовна, - узнала я её. И тут же увидела, как молодой мужчина впереди меня повёл плечами и проводил взглядом вошедшую, пока она усаживалась на уступленное ей место.
"Вот так встреча, - усмехнулась я про себя. - Игорь Караваев. И Тигра Львовна".
Я пыталась вспомнить настоящее имя старухи. Тщетно. Прозвище, данное воспитателю общежития профессионально-технического училища, заслонило настоящее имя как железный занавес.

В большом холле общежития, сразу за вестибюлем, поставили бильярдный стол. Он очень полюбился всем, кто учился в училище, но играть в бильярд могли только те, кто проживал в общежитии.
Игорь, как некоторые из ребят, жил в городе, занимался борьбой в спортзале училища, а в тот день шёл домой и из любопытства свернул к общежитию: к широким окнам прилипли несколько пацанов.
- Чего внутрь не идёте? - спросил он у них.
- Сегодня Людмилы нет, а Тигра Львовна не пускает.
- Попросите её хорошо, - посоветовал Игорь.
- Попробуй ты, - сказали ему.
- Как её зовут? - переспросил он пацанов.
Один из них, подмигнув остальным, назвал прозвище воспитательницы.
Наивный Игорь кивнул и направился к двери общежития.
Сзади захихикали.
Игорь прибавил шагу и решительно открыл дверь.
В её проёме тут же выросла тучная женская фигура.
- Здравствуйте, - запинаясь сказал Игорь и очень вежливо добавил, - Тигра Львовна.
- Что?! - высоким срывающимся голосом закричала та.
Игорь слетел со ступеней крыльца под хохот пацанов.

"Если бы Тигра Львовна пустила его тогда поиграть в бильярд, - размышляла я,рассеянно уставившись в воротник новенькой синей куртки Игоря. - Трагедии не случилось бы. Возможно..."

Игорь, злой оттого что его одурачили, шёл к своему дому.
Мать была уже мертвецки пьяной. Рядом с ней копошились два её собутыльника.

Как потом на суде говорил адвокат, подросток совершил двойное убийство в состоянии аффекта...

Я не раз после суда вспоминала, как рыдал тренер Игоря и умолял суд сжалиться над подростком. Он умолял всех: судью, прокурора, адвоката.

Это было уже не реально.

"Да, пролетело уже десять лет, - думала я. - Надо же! Но для Игоря они явно не летели. А что интересно, так то, что он с матерью. Почему таких мамашек прощают обиженные дети?.."
Автобус шёл по маленькому кругу, конечная была у центрального рынка, как всегда в воскресенье.
Мне удалось выйти следом за Игорем и его матерью.
Та  спрыгнула со ступеньки "пазика" сама.

На моё удивление, Игорь подал мне руку. Ну, я воробышек маленький, едва коснулась его руки и тоже прыгнула с высокой ступеньки на землю.
Он едва кивнул на моё "Спасибо" и сказал, глядя на кого-то в автобусе:
- Давайте руку!

Я оглянулась и ахнула: тяжело опершись на руку Игоря, из "пазика" выходила Тигра Львовна.
Нет, она его не узнала, сказав дежурное: "Спасибо, молодой человек".
А Игорь ответил:
- Не за что, Нина Васильевна.
-
-
-