Редактору, татарам и русским

Юрий Шмелев
     Дружить нельзя враждовать!!
     Где поставить запятую в этом выражении? Это не вопрос грамматики, это выбор судьбы. Помните мальчика из сказки: «В стране невыученных уроков»? Он счастливо избежал гибели, поставив запятую в нужном месте. Перед подобным выбором, случается, оказываются целые народы, а не только сказочный мальчик. И тогда поневоле хочется понять, сможем ли мы быть такими же умными и догадливыми, когда окажемся перед выбором. И это вопрос совсем не риторический, если учесть, что мы живем в многонациональной стране, а взаимоотношения между этносами не всегда бывают мирными и гладкими. И в числе главных раздражителей здесь часто выступают исторические факты. Ведь история становления любой империи всегда  изобилует конфликтами и захватническими войнами. Россия здесь не исключение, чтобы не декларировали записные русофилы. В процессе исторического развития она далеко не всегда была ласковой тетей и приемной матерью для народов, объединенных ныне в одно государство под именем Российская Федерация. Случались и войны, да еще какие! Я живу в республике Татарстан – в одном из чуть ли не ста субъектов российской федерации. История «вхождения» Казанского ханства в состав Российского царства, это яркий пример того, что соединение двух ментально разных этносов, это вам не любовный роман, а многолетняя история войн и взаимных набегов. В 1552 году этим стычкам был положен конец. Казань, столица татарского государства была осаждена войсками Ивана Грозного и после сорока дней осады взята штурмом. Это была грандиозная битва народов. С обеих сторон сражались не только русские и татары, но и многочисленные народы Поволжья: чуваши, мари, мордва и другие, а также наемники из Европы.
     Падение Казани до сих пор живо в памяти татарского народа и этот факт активно используют  ныне националисты. Выстроена система взглядов на историю «порабощения» татарского народа русскими. В этой системе причудлвым образом смешаны мифы, откровенная ложь и правдивые фрагменты. Основной упор делается на якобы немыслимую жестокость со стороны русских в отношении защитников и мирных граждан города.  В «научных» трудах говорится о горах трупов, покрывших улицы города в несколько слоев и сплошным потоком плывущих по воде. Да, жестокость войн того времени не может не вызывать отвращения и ужаса у моих современников, будь они татарами или людьми любой другой национальности. Но и играть на чувствах справедливого гнева во имя достижения сомнительного эффекта, да еще используя не совсем доказанные факты, тоже непристойно и не может использоватся как повод для непримиримой вражды. «Насильственное» обращение татар-мусульман в христианство, еще одна «кровоточащая» рана. Нет слов, скорее всего, подобные факты имели место быть. Но как же тогда быть с утверждениями тех же обвинителей, когда они говорят о сплошной грамотности татарского народа. Ведь под грамотностью понимается способность верующих читать Коран на арабском языке. Значит, татары всегда так и оставались мусульманами, но в таком случае, где же плоды повальной христианизации? Особой темой для обвинения русских чуть ли не в геноциде татарского народа является языковая проблема. То, что в Татарстане действуют два государственных языка, татарских националистов не утешает. Они сетуют, что татарский недостаточно широко используется в реальной жизни республики. То вывесок нет на госучреждениях, то в общественном транспорте остановки не объявляют на «титульном», то на улицах не услышишь татарскую речь, то это, то вот это… и таким манером до бесконечности. Я, в свое время, предлагал татарским активистам провести совместный рейд по подобным объектам с целью поиска правды в этих утверждениях, но это был глас вопиющего в пустыне. Ни одного отклика я не получил, хотя призыв был напечатан в газете. Но это бытовая повседневность, где каждый говорит или пишет о своем видении проблемы, искать истину здесь бесполезно. И совсем другое дело образование. Тут можно буквально поштучно посчитать и количество учебных учреждений, и учащихся, и учебную нагрузку, а уж затем дать волю уму и всласть порассуждать о приверженности русских делу истребления татар. При этом скромно умалчивается тот факт, что никто не запрещает Татарстану открыть во всех городах и селах по десятку или сотне школ и унивеситетов с преподаванием на татарском языке. Вперед, друзья!
    Но этого не делается. Куда интереснее вещать на весь мир о притеснениях, чем о праве. А суть происходящего видна невооруженным взглядом. Желающих учится в этих заведениях не очень много и плодить их смысла нет. К тому же сам процесс и методы преподавания до сих пор не отработаны. Зачастую даже сами родители-татары не понимают язык, который  их детям пытаются преподавать в школе. Они его совсем не знают. Но это обстоятельство еще как то можно, наверно, поправить, а как быть русским или смешанным семьям? Ведь иногда даже и спросить то не у кого, как переводится или что означает это слово или выражение. Вот вам, господа националисты, поле деятельности для оптимизации методов преподавания татарского языка. Но, сделать процесс изучения языка привлекательным и доступным очень трудно. Поэтому они предпочитают ловить рыбу в мутной воде. Из-за этого растет число противников изучения такого «татарского» даже среди татар и, как следствие, закрываются школы. Просто учить некого такими методами.
     Всю свою жизнь я прожил бок о бок с татарами. Татарского не знаю и, честно сказать, не ощущаю потребности в этом знании. Но это совсем не означает, что я хочу «ущемить» своего друга, татарина Равиля. Нет, я дорожу нашей дружбой, хорошо, в свое время, знал и очень уважал его замечательных родителей  и их семью. Поэтому дорожу и горжусь нашей дружбой. В быту мы общаемся на русском (Равиль владеет им в совершенстве), но опять, это совсем не значит, что он «ущемлен». Напротив, он полностью раскрепощен в общении, потому что отлично образован, знаком с мировой литературой и искусством, читает Коран и даже заглядывает в Библию из книг в собственной скромной библиотеке. И Вы хотите сказать, что он ущербен? Тогда мне трудно будет подать Вам руку!
     Свою мечту о желательном характере во взаимоотношениях татар и русских и вообще о межнациональных проблемах я довольно подробно излагал в статьях на эту тему, в свое время опубликованных в газете «Звезда Поволжья». К изложенной в этих публикациях идее ВЗАИМОПРОЩЕНИЯ и ПРИМИРЕНИЯ, я бы сейчас добавил еще и мысли о преподавании татарского языка в школе. У меня семеро внуков-школьников и поэтому я лицо заинтересованное. И именно поэтому осознанно предлагаю изъять из школьной программы татарский язык, как обязательный предмет. По моему мнению, изучать в школе нужно не язык, а историю татарского народа, его культуру и религию. Обучить чужому языку ученика в школе без серьезной мотивации еще никому не удавалось. А именно мотивация здесь и отсутствует. Вспомните себя и уроки иностранного языка в вашей школе и вспомните хотя бы одного одноклассника, который овладел бы английским, немецким и любым другим языком в школе. С татарским вроде бы проще, все таки рядом языковая среда. Но, увы, этого явно не достаточно. А вот история народа, живущего рядом, бок о бок с вами, способна вызвать интерес. И  польза от этого будет несомненно гораздо большей, чем от принуждения к необходимости учить его непонятно зачем. Но националисты глухи к голосу рассудка, им нужна не польза и результат, им нужен протест, вернее, сам процесс протеста. И их дегко понять, ведь для продвижения собственного имиджа протестовать куда как выгоднее, чем кропотливо трудится. Люди доверчивы и легко верят любому протесту, даже если он основан на ложных постулатах. Главное не суть, а выкрик сам по себе и пафос, с которым это выкрикнуто. Главное объявить как можно громче, свое «фе», тогда люди запомнят твое имя и  ты уже в дамках. Лозунг: «Я помню 1552 год» гораздо легче написать на плакате и гордо дефилировать с ним перед своими сторонниками, чем заниматся решением действительных проблем своего народа. А этих проблем немало и далеко не все они восходят к этой дате.
    Например, много нареканий и не только среди татар, вызывает нынешнее несовершенство федеративного устройства России. Я предлагал, опять же через газету, создать новую партию с основной конкретной задачей: совершенствование федерализма в нашей стране. Казалось бы, вот реальное и нужное дело.  Но, опять ни одного отклика!
    А зачем? Ведь гораздо проще, находясь в толпе себе подобных, кричать «Азатлык», да рассуждать за стаканом чая о прекрасных примерах федерального устройства зарубежных стран. Покричали, поговорили, пофилософствовали даже, а затем можно и домой в свой мирок, к уютному дивану до следующей «акции». Такие методы, такой образ действий создает лишь негатив в обществе, ведет к расколу. А нужен конструктив, нужны дискуссии, открытый и конкретный обмен мнениями. Целью должно быть не разрушение государства, а улучшение его, создание комфортных условий жизни для всех граждан, независимо от национальности.  Те же проблемы, что рождены событиями 1552 года, нужно решать не эмоциями, а рассудком. И главной идеей должен быть поиск способов окончательного примирения и взаимного прощения, а не перетряхивание грязного белья. Нужно помочь народной памяти очистится от искажений исторических событий и наслоений откровенной лжи. Наиболее оптимальным, как я считаю, действием в этом направлении было бы возведение в Казани мемориального центра примирения. Об этом я тоже писал. Но, видимо, так много, что газета просто «заткунула» мне рот и перестала публиковать. Теперь, я полагаю, всем поборникам «татарскости» стало легче жить и в окна их жилищ отныне всегда светит солнце. А газета «Звезда Поволжья» засияла новыми гранями на ниве национализма с примесью интернационализма.
    Поздравляю Вас, Рашит Ракипович!
P.S. Для себя я определил место запятой после слова ДРУЖИТЬ. Интересно бы посмотреть, куда поставите её Вы?
Юрий Шмелев.