Первый раз...

Реймен
   

       Погожее сентябрьское утро, рассеянные лучи солнца сквозь садовую листву, росчерки перистых облаков в высоком небе.
       Стою во дворе и жду маму.
       На мне  военного образца фуражка с лаковым козырьком, стального цвета  гимнастерка  и отутюженные штаны, на ногах черные ботинки. А в руке дерматиновый портфель. Там букварь, карандаши, счетные палочки и тетрадки.
       Рядом, сидит друг Дозор, и   все это с интересом  рассматривает.
       Меня сейчас поведут в школу, а его нет. Собакам учиться не положено.
       Затем  на крыльце появляется мама, в красивом  бордовом платье и с букетов георгинов в руках,   спускается по ступеням.
       - Ну что, пойдем сынок? 
       - Ага, - говорю я, после чего Дозор остается во дворе, а мы выходим за ворота.
       Вдоль них длинная, в два конца улица, с высокими деревьями у заборов.
       Со стороны перекрестка к нам приближается  тетя Соня, ведущая за руку моего двоюродного брата Юрца, обряженного в школьную форму.
       У них тоже цветы и портфель.  Мы с братом  вместе будем учиться в  первом классе.
       Затем мамы приветствуют друг друга, я и Юрец солидно  киваем друг другу, после чего идем вчетвером вдоль улицы, в сторону синеющего вдали террикона.
       Вскоре улица кончается,  выходим на  околицу,  справа за которой конный двор, а впереди первые дома поселка Краснополье.
       Он примыкает к городской окраине, на которой мы живем, там же находится и школа.
       Когда-то в ней учились мамы и отцы, а теперь  пришло наше время.
       Поселок  открывается в обширной  долине, с многочисленными улицами, затененными садами, в центре его белый клуб с почтой, несколько магазинов  и школа.
       Она в длинном одноэтажном  здании с большими окнами, просторным зеленым двором с клумбами  и  примыкающим к нему справа сквером.
       Двор  перед школой пестрит многочисленными детьми с родителями, на крыльце стоят несколько  строгого вида  теток, а из репродуктора  над ним, бодро звучит песня
 
       Всё выше, выше и выше
       Стремим мы полёт наших птиц,
       И в каждом пропеллере дышит
       Спокойствие наших границ!

       Мы вливаемся в  праздничную толпу, мама с тетей обмениваются «здрасьте» со знакомыми, а мы с  Юрцом рассматриваем сверстников.
       Все они поселковые, никого из ребят мы не знаем.
       Потом в репродукторе что-то щелкает,  он замолкает, и одна их теток на крыльце призывает всех ко вниманию.
       Для начала она поздравляет школьников с началом нового учебного года (родители громко хлопают в ладоши), а затем приглашает первоклашек занять места перед крыльцом.
       Таких набирается человек  тридцать, нас выстраивают с букетами у него в  два ряда,  а потом откуда-то  возникает  старшеклассник в красном галстуке с  маленькой девочкой на плече,   и та громко звонит в колокольчик с деревянной ручкой.
       Родители  умиляются и снова хлопают в ладоши, а пара проходит перед нами.
       Стоящий позади чубатый пацан  отпихивает меня, чтобы лучше видеть, а я в свою очередь толкаю его.  На нас шикают. 
       Торжественная часть завершается вручением цветов  спустившимся с крыльца учителям, после чего родители остаются снаружи а учеников разводят по классам.
       Наш в дальнем конце высокого длинного коридора, просторный и с четырьмя большими окнами. В нем три ряда зеленых парт, перед которыми  стол со стулом, а за ними на стене, большая черная доска, рядом с которой тумбочка.
       Затем  сопровождающая нас  молодая женщина в белой блузке и  длинной расклешенной юбке, рассаживает всех ребят по партам.
       Мы с Юрцом  хотим вместе, на заднюю, не получается. Меня с  девчонкой в белом фартучке, украшенной двумя бантами, она усаживает на  одну из передних парт, братан,  с еще одной, оказывается у окна, на третьей.
       - Итак, ребята, будем знакомиться, - говорит, закончив процесс, учительница. - Меня зовут Лилия Иосифовна Достлева. Я ваш классный руководитель.
       Буду учить чтению, письму и счету. А теперь  узнаю кто вы. Кого   назову, нужно встать и ответить «я». Понятно?
       - Поня-ятно, - тянут несколько голосов, а потом сзади что-то падает.
       - В чем дело? - глядит туда классный руководитель. И мы тоже поворачиваем   головы.
       - Он дернул меня за косу, -   басит с предпоследней  парты длинная рыжая девчонка. А я дала ему  сдачи.
       - Как твоя фамилия, мальчик? -  задает вопрос учительница, поднимающемуся с прохода, расстроенному пацану.
       - Равлик, -  сопит тот. -  Я больше не буду.
       - Сядь на место и больше так не делай.
       Пацан  усаживается, а Лилия Иосифовна, берет лежащий на столе журнал и зачитывает по нему фамилии.
       Первым встает Юрец - его фамилия Ануфриев, и так до последней буквы алфавита.
       Когда знакомство заканчивается, учительница присаживается на стул и предлагает всем достать из портфелей буквари, что все тут же исполняют.
       - По ним я буду учить вас читать, - говорит она. - А может кто-то уже умеет? 
       - Я могу! -  пищит сидящая  рядом со мной девчонка, « я, и я тоже» раздается еще несколько голосов.
       - Похвально, - кивает  Лилия Иосифовна. 
       Читать я тоже могу, но молчу. Чего зря хвастать?
       Затем она предлагает нам  достать тетрадки и разъясняет, что в тех, что в линию, мы будем писать буквы и слова, а которые в клетку - цифры.
       Далее наступает очередь счетных палочек, и когда я достаю из портфеля свои,   они рассыпаются, а я  лезу под парту.
       - Это кто у нас? - интересуется учительница, когда  сопя,   появляюсь снова.
       Я  называюсь и получаю замечание. Оказывается на все в классе нужно  спрашивать разрешение. Для чего следует поднимать руку.
       Когда ознакомление с наличием у всех школьных  принадлежностей  заканчивается, классный руководитель знакомит нас с правилами поведения в школе, распорядком и другими нужными вещами.
       А спустя  некоторое время из коридора  доносится звонок, и Лилия Иосифовна сообщает, что  наш первый урок закончен, можно расходиться по домам, а  завтра в восемь утра, всем быть в классе.
       Когда в числе других первоклашек, мы с Юрцом выходим на зеленый двор, сзади меня   окликают «эй пацан!» Оборачиваюсь - сзади стоит чубатый.
       -  Чего надо? 
       -   Стыкнемся?
       -   Давай.
       Вслед за этим, бросив портфели на траву, мы  с ним  начинаем  драться. А когда, сцепившись, падаем на землю, откуда-то возникает  взрослый дядька   и нас растаскивает.
       -  Драться в школе нельзя, - говорит он. - Понятно?
       -   Ага, - бурчим мы  с чубатым.
       - Ну тот-то же, можете быть свободны.
       Чуть позже, мы с Юрцом идем по знакомой дороге домой, насвистывая и размахивая портфелями.
       - А ничего в школе, интересно, - говорит он, сшибая ногой колючку на обочине.
       - Ну да, - отвечаю я. - Жаль  только, нельзя лазать под парты и драться.