Великий труженик и столь же великий богомолец

Владимир Руссь
                ЛЮТЕР МАРТИН
                (1483-1546)
                Деятель Реформации в Германии

000
Духовный предок Гитлера.
(П.Ф. Винер)
000
Германский Геркулес.
(Г. Гольбейн)
000
У него глубокие глаза и странные мысли в голове!
(Кайетан)
000
Великий труженик и столь же великий богомолец.
(Ф.В. Кантценбах)
000
Лютер высидел яйцо, которое снес Эразм (Роттердамский. – В.Р.).
(Католические богословы)
000
Дикий вепрь, вторгшийся на виноградник Господень.
(Лев X)
000
Упрямый, как бык, Божий варвар.
(Т. Манн)
000
Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению.
(К. Маркс)
000
Мартин среднего роста, имеет сухопарое, истощенное трудами и занятиями тело, так что через кожу можно пересчитать кости, моложав, с высоким, ясным голосом. Он полон учености и выдающегося знания Писания… В жизни и обхождении он очень вежлив и дружелюбен, в нем нет стоической строгости и брюзгливости. Он уместен везде. В обществе он весел, остроумен, оживлен и приятен, всегда с бодрым и веселым лицом; хотя противники и угрожают ему, но по нему видно, что в его тяжком труде с ним Божья сила. Все упрекают его лишь в одной ошибке – он слишком сильно и язвительно бранится.
(П. Мозелланус)
000
Пьяница и невежда.
(Т. Мор)
000
Виттенбергский папа.
(Т. Мюнцер)
000
Лютер – плохой реформатор, он подкладывает подушечки нежному телу, слишком превозносит веру и мало значения придает делам.
(Т. Мюнцер)
000
Лютер одним махом обогатил немцев новой религией, новым языком, новой грамматикой и, конечно же, новой войной.
(Ю.М. Нагибин)
000
Где Эразм кивает, там Лютер набрасывается.
(Один из современников)
000
Революция началась в голове монаха.
(Один из современников)
000
Надменный кусок мяса из Виттенберга.
(Прозвище)
000
Виттенбергский соловей.
(Г.Сакс)
000
Лютер велик.
(Л.Н. Толстой)
000
Лютер был очень сложной натурой, нетерпимым и бережным одновременно, пламенный дух и революционер, который мог вызвать даже хаос, и консерватор в том смысле, что он хотел сохранять и реформировать медленно, постепенно; он без оглядки бросался в бой и хотел пощадить слабых.
(Р. Фриденталь)
000
Борьба представляется ему не только высшим наслаждением, но и самой нравственной формой существования.
(С. Цвейг)
000
Гений Лютера куда более заключен в его чувственной мощи, чем в его интеллектуальности.
(С. Цвейг)
000
Гений немецкого языка.
(С. Цвейг)
000
Из всех гениальных людей, каких только носила земля, этот, возможно, был самым фанатичным, самым строптивым, необузданным и воинственным.
(С. Цвейг)
000
Ландскнехт Бога.
(С. Цвейг)
000
На кафедре – пленительно человечный, дома – добрый отец семейства, как художник и поэт – воплощение величайшей культуры, Лютер, едва начинается распря, превращается в оборотня, обуянного гневом, которого не сдержать никакими резонами, никакими словами о справедливости.
(С. Цвейг)
000
Натура драматическая, быть может, единственная по-настоящему драматическая в немецкой истории.
(С. Цвейг)
000
Он был создан, чтобы всю жизнь задираться с Богом, с человеком и чертом. Борьба для него была не только наслаждением и способом разрядить энергию, но прямо-таки спасением для его переполненной натуры. Крушить, ссориться, бушевать, спорить было для него своего рода кровопусканием, и, только выйдя из себя, обрушив на кого-либо град ударов, он чувствует себя вполне самим собой; потому он и рад со всей страстью ввязаться в любое правое и неправое дело.
(С. Цвейг)
000
Редко судьба рождала на свет двух людей, столь противоположных друг другу и внешне и по характеру, как Эразм и Лютер. По всей своей сути, по плоти и крови, духовной организации и житейскому поведению, от кожного покрова до сокровеннейшего нерва они принадлежат к разным, рожденным для противоборства типам: миролюбие против фанатизма, разум против страсти, культура против могучей силы, мировое гражданство против национализма, эволюция против революции.
(С. Цвейг)
000
Самая упрямая голова столетия, человек, который в делах веры даже на костре не откажется ни от буквы, ни от йоты, этот ярый и яростный фанатик лучше погибнет или даст погибнуть всему миру, чем отступится хоть на вершок от самого мелкого параграфа своего учения.
(С. Цвейг)
000
У него нет ни благородства, ни сострадания даже к поверженному противнику, и лежащего на земле он продолжает топтать в слепой ярости.
(С. Цвейг)
000
Человек действия, революционер, одержимый извечными немецкими демонами насилия.
(С. Цвейг)
000
У них (второй – Ф. Рабле. - В.Р.) изучение жизни вело лишь к усугублению откровенного веселья.
(Ж. Шанфлери)
000
Гений языка.
(Ф.Л. Ян)
000
Бог повелел мне учить и судить как одному из апостолов и евангелистов на земле немецкой.
000
Бог увлекает меня за собой; я больше не владею сам собой.
000
За тысячу лет не нашлось ни одного человека, который столько бы сделал для господ, как я.
000
Здесь я стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог.
000
В ненависти я чувствую всю мощь бытия моего.
000
Даже если завтра мир погибнет, я хочу сегодня еще посадить свою яблоньку.
000
Мне пришлось стать доктором из благодарности, из чистого послушания.
000
Моя совесть обусловлена Божьим словом.
000
Я жру, как богемец, и пью, как немец.
000
Я – крестьянский сын.
000
Я убил Мюнцера, кровь которого на моей шее.