Гибель Адониса Джузеппе Маццуолы

Сергей Рябцев
В Эрмитаже в Большом итальянском просвете, так называется один из трёх парадных залов музея, среди монументальных полотен Л. Джордано, А. Канале, Дж. Креспи, и Ф. Гварди располагается скульптура «Гибель Адониса» итальянского мастера Джузеппе Маццуолы (1644-1725), ученика самого Лоренцо Бернини (1598-1680).

Скульптурная композиция из белоснежного каррарского мрамора изображает молодого человека в полный рост, со вздёрнутой кверху правой рукой, левой юноша опирается на дикого кабана, вставшего на задние лапы. Во всём облике юноши чувствуется драматизм. Это подчёркивает и его голова, запрокинутая назад. Адонис предстаёт нагим, не считая плаща или туники, перекинутого через плечо и скрывающего часть его тела.

С этим произведением связано множество тайн и загадок, и самая, пожалуй, главная из которых, это, как скульптура появилось в Санкт-Петербурге. Ни историки, ни архивные деятели, ни знатоки от искусства не знают, когда и при каких обстоятельствах это произошло.

Невероятно, но из биографии скульптуры загадочным образом исчезли более 200 лет её жизни с 1717 по 1923 год. Представьте, сколько интересных событий должно было произойти за этот немалый срок. Признаться, меня заинтересовал данный вопрос, и я решил поближе познакомиться с произведением Маццуолы. Но прежде несколько слов об Адонисе, кто он такой и чем знаменит был.

Жил когда-то в Древней Греции юноша по имени Адонис, зарабатывавший себе на хлеб охотой, при этом он обладал невероятной красотой. Молодой человек был так неотразим, что сам того не ведая, а может и отдавая отчёт, влюбил в себя саму Афродиту, богиню любви и красоты. Но перед этим он имел отношения с Артемидой, тоже богиней, покровительницей всего живого и диких зверей.

Скольких при этом земных женщин обольстил юноша, сказать сложно, вероятно, их было множество, однако ни одна из них заметных следов в его биографии не оставила, чего нельзя сказать об обитательницах Олимпа. Именно они, как явствует из греческих легенд, а также «Метаморфоз», литературного труда древнеримского поэта Овидия, стали причиной всех его неприятностей, а позже и страшной гибели молодого и очень привлекательно человека.

Однако дыма без огня не бывает, а потому как верёвочке не виться, а конец всегда будет. Адонис мог бы прожить долгую и, вероятно, счастливую жизнь, связав свою судьбу с простой земной женщиной, нарожавшей ему бы кучу детей, но, как часто бывает, такую перспективу мужчина отверг. Адонис выбрал жизнь яркую, но короткую, в чём посодействовала тому Артемида. Видимо, ей не понравилось, как молодой человек ранее с ней обошелся. Женщины, особенно богини, умеют мстить. Месть Артемиды была изощрённой и страшной.

Однажды на охоте собаки Адониса потревожили спящего кабана. Вепрь вскочил на ноги и помчался, но не за ними, а за молодым человеком, настиг его и своими острыми клыками нанёс страшную рану в области ниже пояса. Брызнула кровь, проливаясь на землю, она тут же превращалась в цветы анемоны.

Афродита нашла своего возлюбленного, но помочь ему было уже нельзя, она склонилась над бесчувственным телом и зарыдала. Слёзы, капавшие из её глаз, обращались в алые розы. Вскоре место трагедии превратилось в некое подобие клумбы, так много было цветов.

А вепрь, смертельно ранивший молодого человека, исчез, никто из людей его больше не наблюдал. Поговаривали, что он не случайно в том лесу оказался, кто-то его навёл.

Такова вкратце история жизни и гибели древнегреческого гражданина Адониса, однажды пожелавшего стать вровень с богами. Впоследствии сюжет трагедии неоднократно отражался в произведениях многочисленных поэтов, писателей и художников, в ряду которых скульптура «Гибель Адониса» Джузеппе Маццуолы представляется одной из самых ярких.

Скульптор трудился над ней около 30 лет. В 1709 году, когда законченное произведение увидело свет, оно потрясло публику, о нём заговорили в высших слоях общества. Итальянское правительство предполагало купить статую, чтоб подарить её датскому королю, но тот за ней почему-то не приехал, тогда скульптура осталась в мастерской Маццуолы. Позже на неё обратил внимание кардинал из Ватикана Франческо Барберини младший, отличавшийся большими познаниями в области искусств и имевший огромную коллекцию различного рода произведений живописи и скульптуры.

За «Гибель Адониса» он предложил Маццуоле пожизненную пенсию в размере 300 скудо ежегодно и продукты питания, «хлеб и вино», до скончания его дней. Видимо, плата была очень хорошей, и сделка состоялась.

Проходит восемь лет и в 1717 году скульптура покидает дворец Барберини. Кардинал дарит её Джеймсу Фрэнсису Эдуарду из рода Стюартов, сыну короля Англии Якова II, свергнутого до этого известным принцем Оранский. Однако Джеймс скульптуру не получает, как и не становится королём Яковом III. Что же произошло? А здесь начинается самое загадочное.

Скульптура грузится на корабль, тот благополучно выходит в море, а затем он и всё его содержимое, команда, груз и прочее таинственным образом исчезают для широкого круга общественности. И только в 1923 году часть пропавшего, а именно «Гибель Адониса», объявляется в России в городе Петрограде. С 1914 по 1924 год так назывался Санкт-Петербург.

Скульптура отыскалась в бывшем особняке дворян Мусиных-Пушкиных по адресу: Литейный проспект, дом 19, когда из него в очередной раз изымались художественные ценности в пользу государства рабочих и крестьян. Последние, ввиду своего малого эстетического образования не признали в «Гибели Адониса», одиноко стоявшего к тому времени на парадной лестнице, потерянный шедевр, а потому расспросить о нём не удосужились.

Впрочем, вряд ли какую полезную для себя информацию они получили бы, последняя владелица неприметного с виду двухэтажного особняка Любовь Александровна Кушелева-Безбородко (Мусина-Пушкина) скончалась годами ранее в феврале 1917 года. Остаётся только гадать, каким образом скульптура добралась от Средиземного моря до берегов Невы.

И здесь не лишним будет напомнить, что одним из представителей вышеназванного дворянского рода был Алексей Семёнович Мусин-Пушкин (1730—1817), российский дипломат и действительный тайный советник, а ещё — посол в Великобритании и в Швеции. Как знать, может это именно он доставил скульптуру Маццуолы в Россию.

Если так, то возникает вопрос, каким образом он её обнаружил? Но перед этим, куда исчез корабль?

На эти вопросы у меня имеется свой ответ или версия. Вероятно, корабль попал в шторм и затонул. Однако «Гибель Адониса» не погибла. Опускаясь в пучину морскую, она не достигла дна, а всё потому, что деревянный ящик с опилками, в котором скульптура покоилась, для устойчивости, дабы не опрокинуться во время плавания, был крепко-накрепко закреплён или привязан к одной из мачт, которая в свою очередь от корабля отделилась в результате того же шторма.

Так возникло странное плавающее средство, некий гигантский поплавок, где грузилом выступал ящик с сокровищем. Шедевр Маццуолы продолжал своё путешествие, только сменил курс. Вернее, его не было вовсе, скульптура была предоставлена исключительно воле подводных течений и волн. Они то и вывели её на людей. А там, через череду всевозможных продаж и покупок та досталась нашему графу Алексею Семёновичу. Он или его родственники и доставили скульптуру в Россию, не афишируя её, дабы хорошо знали происхождение приобретения.

Начиная с 1923 года и сегодня скульптура "Гибель Адониса" Джузеппе Маццуолы принадлежит Эрмитажу, её инвентарный номер – «Н.ск-1113».

Родственники покойного Джеймса Фрэнсиса Эдуарда, что из рода Стюартов, на неё не претендуют.

Санкт-Петербург, ноябрь 2017

(фото из личного архива)