Из плена морской бездны

Вячеслав Прытков
                И З      П Л Е Н А     М О Р С К О Й     Б Е З Д  Н  Ы.               
 
“…Все  оставшиеся  в  живых  после  войны  уже  достигли 
своего  дома, оставив  опасности  битвы  и  моря  позади  себя…”
 
                Гомер   “Одиссея”.   


Английская  подводная  лодка  “Вулверин”, которой  командовал  лейтенант – коммандер  Годфри  Герберт, вместе  с  другими  субмаринами  выполняла  боевую  задачу  на  средиземноморском  театре  военных  действий. Она  прибыла  из  Александрии  на  Мальту, по  своему  расположению  считавшуюся  важным  стратегическим  объектом  во  время  Второй  мировой  войны. Остров  являлся  серьёзной  морской  базой  англичан  между  Гибралтаром  и  Александрией  в  Египте, поэтому  интенсивно  подвергался  нападению,как  с  моря, так  и  с  воздуха  германо – итальянскими  союзными  силами. В  активе  морских  побед  подводной  лодки  «Вулверин»  уже  имелось  два  потопленных  итальянских  корабля. В  конце  ноября  1941  года  подлодка  должна  была  возвратиться  на  свою  базу  в  Александрию  и  встать  в  док, но  неожиданно  её  командир  получил  приказ  провести  патрулирование  у  южных  берегов  греческих  островов.
Перед  выходом  в  море  лейтенант – коммандер  Годфри  Герберт  принимал  на  борту  двух  человек, которые  должны  были  пополнить  экипаж  субмарины.
«Рад  приветствовать  вас  на  борту  «Вулверина», - произнёс  командир, внимательно  рассматривая  молодых  людей  с  берега.
«Лейтенант  Николас  Мерлин  прибыл  в  ваше  распоряжение  для  прохождения  дальнейшей  службы», - представился  один  из  них  в  форме  офицера  британских  военно – морских  сил.
Командир  отметил  некоторое  смущение  новичка, однако, во  взгляде  Мерлина  уловил  решительность  и  хладнокровие, подумав  про себя: подводник  уже  побывал  во  многих  переделках.
«Где  служили, лейтенант?» - поинтересовался  Годфри.
«Подводная  лодка  «Анброукен», сэр», - последовал  краткий  ответ.
«Знаю, знаю, она  прославилась  при  обороне  Мальты! Что же, вы  назначены  командиром  электромеханической  боевой  части. Приступайте.»
«Есть, сэр!»
Командир  посмотрел  на  другого  прибывшего. Перед  ним  стоял  высокий  темноволосый  симпатичный  молодой  человек.
«Вы, я  вижу, волонтёр, а  специальность  ваша – моторист, если  не  ошибаюсь?»
«Совершенно  верно, сэр. Моя  фамилия  Сидней  Блэк. До  этого  обслуживал  двигатели  разных  подводных  лодок.»
«Отлично, Блэк, такие  люди  нам  очень  нужны. Да, кстати, что  там  за  история, произошедшая  с  вами  на  берегу?»
Блэк  явно  не  ожидал  такого  вопроса. После  некоторого  замешательства  нашёлся  и  ответил:
«Просто  не  повезло,с сэр. Мой  автомобиль, перевозивший  грузы, врезался  и  сшиб  запряжённую  лошадью  повозку, чем  нанесён  базе  невосполнимый  ущерб.»
«Что  же, сожалею и  надеюсь, вы  в  дальнейшем  добросовестной  работой  на  борту  подлодки  искупите  свою  вину.»
Годфри  Герберт  не  особенно  жаловал  штатских  вольнонаёмных, пусть   даже  хороших  специалистов, но  этот  парень  сразу  понравился  ему.
«Да, и  ещё, Блэк, так  как  вы  не  состоите  в  списках  экипажа, вам  не  положена  отдельная  койка  для  отдыха. Вашим  спальным  местом  будет  пустая  торпедная  рама  по  соседству  с  машинным  отделением.»

Подводная  лодка  «Вулверин»  под  покровом  темноты  вышла  из  базы. Её  курс  лежал  к  острову  Кефалония. Следуя  в  надводном  положении, командир  решил  поддзарядить  аккумуляторные  батареи.

Моторист  Сидней  Блэк  расположился  в  отведённом  для  него  месте  отдыха. Не  спалось, Блэк  перебирал  письма, присланные  из  дома, время  от  времени  потягивая  ром  из  заранее  припасённой  бутылки.

Внезапно  страшный  грохот  потряс  субмарину. Блэка  буквально  выбросило  из  вертикально  вставшего  ложа, и  он  больно  ударился  о  переборку. Погас  свет, всё  погрузилось  в  кромешную  темноту. Страшная  догадка  пронеслась  в  голове, неужели  подлодка  наскочила  на  итальянскую  мину. Хорошо, что  под  рукой  был  фонарик, Блэк  включил  его, с  трудом  поднялся  и  направился  в  машинное  отделение. В  лучах  света  он  увидел  распростёртые  на пайолах  безжизненные  тела. Из  соседнего  отсека  вода  просачивалась  через  манжеты  резинового  уплотнения, стало  ясно, что  от  взрыва  лодка  получила  большой  дифферент  на  нос  и  погружалась  с  почти  вертикально  вставшей  кормой. Кое – кто  из  состава  электромеханической  боевой части  был  ещё  жив, Блэк  обнаружил  трёх  моряков  и  помог  им  подняться, предложив  рому. Они  перебрались  в  кормовой  отсек. Действовать  надо  было  незамедлительно.
Взяв  спасательные  аппараты  Дэвиса, Блэк  раздал  их  морякам. Стрелка  за  разбитым  стеклом  глубиномера  неумолимо  ползла  к  отметке  60  метров. Все, конечно, знали, что  спасательное  средство  рассчитано  на  глубину  не  более  30  метров, но  сейчас  не  было  ни  времени, ни  выбора.
Крышка  выходного  люка  находилась  под  давлением  воды  снаружи  и  не  поддавалась. Блэк  вспомнил  о  сигнальном  клапане, через  который  выпускались  аварийные  дымовые  ракеты, и  метнулся  к  нему. После  его  разгерметизации  вода  хлынула  дождём  в  отсек, а  когда  внутреннее  и  внешнее  давления  выровнялись, Блэк  принялся  за  спасательный  выходной  люк. Ему  с  большим  трудом  всё  же  удалось  открутить  болты, развернуть  полотняный  раструб.
Блэк  покинул  отсек  последним, зажав  во  рту  мундштук  спасательного  аппарата. Однако, другая  опасность  ждала  спасавшихся  впереди: быстрый  подъём  на  поверхность  с  большой  глубины  грозил  кессонной  болезнью. От  смены  давления  могла  закипеть  кровь, что  сразу  приводило  к  гибели. Блэк  знал  об  этом, пытаясь  всплывать  медленнее, но  это  почти  не  удавалось. Страшная  боль  сдавила  голову  и  лёгкие. Наполненный  кислородом  мешок  аппарата  вытолкнул  его  на  поверхность  моря. Блэк  огляделся, вокруг  него – никого, только  вздымавшиеся  волны, понял, что  остальные  погибли.
Положение  было  трагическим. Сколько  он  продержится  так  один  на  море, ведь  силы  были  на  исходе. В  темноте, между  всплесками  волн, далеко  в  стороне  он  увидел  белую  береговую  полоску. Это  были  известняковые  скалы  острова  Закинтос. Появилась  маленькая  надежда, и  он  поплыл  в  том  направлении.
Блэку  казалось, что  он  плывёт  целую  вечность, пока  был  в  сознании. Утром  греческие  рыбаки  обнаружили  его  на  песчаном  пляже  острова, захваченного  итальянцами. Едва  живого  они  укрыли  его  в  пещере, отхаживали  и  откармливали, постоянно  рискуя  быть  обнаруженными. Затем  Сидней  Блэк  скрывался  в  городках  острова  почти  полтора  года, за  всё  время  похудел  на  30  кг, пока, наконец, рыболовное  судно  переправило  его  в  Турцию, откуда, через  английское  консульство  он  перебрался  на  военно – морскую  базу  в  Александрию.
Никто  тогда  не  поверил  в  чудесное  спасение  Сиднея  Блэка. Как  мог  он  один  из  59  человек  экипажа  субмарины  спастись? Его  считали  обманщиком  до  самой  смерти  в  1985  году.
Так  бы  всё  и  было, но  только  в  декабре  1997  года  греческие  дайверы  обнаружили  на  глубине  52  метров  затонувшую  подводную  лодку  «Вулверин»  со  следами  минного  взрыва  в  носовой  части. Проникнув  через  спасательный  люк, оставленный  открытым  ещё  Сиднеем  Блэком, они  обнаружили  и  место  торпедной  рамы, и остатки  бутылки  рома. Разбитый  глубиномер  остановился  на  ошибочной  отметке  82  метра.
Сидней  Блэк  был  признан, наконец, героем  и  награждён  медалью  Британской  империи.
P.S. В  основу  этой  необычной  истории  взят  действительный  эпизод, произошедший  с  английской  подводной  лодкой  «Персей»  в  1941  году.

Примечания: Спасательный  аппарат  Дэвиса  (DSEA)  - изобретён  в  1910  году  Робертом  Дэвисом, стал  индивидуальным  средством  спасения  английских  подводников  с  1929  года.
                Пайолы – съёмные  стальные  настилы  для  создания  ровного  дна  на  судне, подводной  лодке.

16  ноября  2017  года.                Вячеслав  Прытков.