Гл. 5. К разгадке гибели Лермонтова.
Автопортрет Лермонтова.
«Автопортрет Лермонтова (1837 год). Выполнен самим поэтом на Кавказе. Портрет является одним из самых ценных для исследователей-лермонтоведов».
Пояснения энциклопедий в сокращении.
«В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель; в Государственный литературный музей поступил из ФРГ). На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине — В.А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение А.М. Верещагиной…».
… Главный «лермонтовед» Андроников… мистик? Его слова заставляют задумываться, что он имел ввиду:
«Никогда, ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал на поединке с теми же силами».
Те же силы, время гибели Пушкина, вслед за ним время Лермонтова – царская власть, самодержавие.
Чиновники, «голубые мундиры», императорский двор. Поэты и писатели, противные Пушкину и Лермонтову.
… Получается всё не так в истории биографий поэтов…
19 век, правление царя Николая I, одна из главных стратегических задач во внешней политике, сдерживание европейского реваншизма за поражение Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Подросли дети французских, европейских родителей, бездарно без славы погибших в войне, они должны жить с мыслью отомстить и когда ни будь, вновь пойти в восточный поход…
Век попытки православия объединения Западных, Южных славян с восточными, то есть, с российской империей, всех вероисповеданий к одной цели – единый христианский мир. Славянами были мусульмане, католики, православные, другие религии Запада.
Во многих вопросах Пушкин был на стороне власти, царь Николай I говорил, Лермонтов должен был ЗАМЕНИТЬ его в деяниях на службе государству, в делах, чем занимался до смерти Пушкин.
КЛЮЧ к разгадке деяний Лермонтова на службе Отечеству…
Должен был заменить Пушкина!
Пушкин, считалось, когда был в ссылке, работал в Министерстве Иностранных Дел… дипломатом. Младший чиновник низшего ранга МИДа, но для выполнения дипломатических поручений. В том числе, секретных, особого государственного значения.
По логике высказываний самодержца, Лермонтов только СЧИТАЛСЯ в ссылке…, он - ДИПЛОМАТ! Как минимум, чиновник низшего ранга по особым поручениям?
Кого, чего?
Мистификацией быть не может, с авторитетом своим Андроников не собирался расставаться, когда писал эти строки.
Вне сомнения ТАЙНА слов, фразы. Глубокий литературный подтекст или виртуозный пушкинский шифр.
Немаловажный ещё один смысл в «андрониковском» заявлении, есть необходимость повторить цитату.
«Никогда, ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал на поединке с теми же силами».
Периодически всплывал вопрос в царском «пушкиноведении», отклики были в советский период, откровенно поднимается в нынешнем веке. Гибель поэтов связывают с одной из причин…, возможна,… так как оба увлекались… исламом.
Известные религиозные войны 19 века между православными и католиками. Протестанты против всех. Противостояние с исламом. Здесь же тихая скрытая война иудеев с исламом.
Христианский мир сотрясают откровенные воинственные действия «староветхозаветников», категорически не принявшие новую веру, со сторонниками Нового Завета. В католической религии воспрянула старокатолическая вера с агрессией на последователей своих реформ церкви. Старомусульманская вера в постоянной войне с реформаторами своей новой веры.
На уровне простого православного народа, обозначение в названии, «староверы», «старообрядцы», продолжают войну разными формами противодействия, против «никонианцев», против «петровских» реформ сразу же, на другой день, с перехода к «греческому» Завету (Новый написан на старогреческом языке, пояснительная приговорка).
Государственная политика двора Николая I после войны 1812 года к единству христиан.
В завоевательном походе Наполеона на российские славянские земли, в его армии была создана отдельная армия из Западных и Южных славян. Умышленная тактика, натравить друг на друга славян, с завоеванием - править, подавляя родственные народы.
Уроки войны 1812 года, практические выводы российского двора во главе с царём, славяне против славян…, не допустить в настоящем и будущем. Предотвратить окончательный раскол христианского мира, последствия одни – беспрерывные беспощадные религиозные войны.
Пушкин пишет «Песни Западных славян», в других произведениях откровенные симпатии к католицизму, личная жизнь до 1825 года связана с гражданской женой католичкой, «гением чистой красоты» по имени Ангел. Довольно откровенные строки поэта,
«В пещере тайной, в день гоненья,
Читал я сладостный Коран,
Внезапно ангел утешенья,
Влетев, принес мне талисман».
Сладостный Коран, здесь же зашифровал, масонский приём, «ангел» с маленькой буквы… жену, «ангел утешенья».
Симпатии к исламу Лермонтова в произведениях не менее откровенны и в таких строках,
«Быть может, небеса востока
Меня с ученьем их Пророка
Невольно сблизили».
Вне сомнения и это. Век 19, послевоенный… Споры, приоритеты, предпочтения, участие поэтов и писателей в государственной жизни, в политике страны за единство славян, а в нём «мусульманское славянство» на территориях тогда агрессивной Европы, мечтающей реванш, ей кажущейся, за унизительное поражение войны 1812-14 года.
Своё, внутри страны жаргонное, «славянство, но мусульманское» и жители, их, в том числе, духовная жизнь на просторах огромной российской славянской империи со значительным присутствием этноса мусульманских малых народов..
На почве споров, разногласий, призывов к борьбе за славянский мир, известен идеологический разрыв группы Пушкина А.С. за единое славянство и мощной группы националистов князя Вяземского П.А., «только русские без всех славян». Окончательный идейный разрыв Александра Сергеевича с масонством, их взглядами на национальности после 1831 года.
… Борьба за религиозные предпочтенья не могла быть причинами гибели поэтов, одного за другим. В кругах интеллигенции всё происходило на уровне воззваний, провозглашений приоритетов, призывов к единению христианства. В крайнем случае, например, подначивали сторонников католицизма, их Догмат гласил,
«Дева Мария чудесным образом зачала Иисуса Христа от Святого Духа, при этом оставаясь девственницей».
Исторический факт остался в истории, к концу 19 столетия, когда началась мистификация обоих поэтов – апогей 1879 год, 80- летие Пушкина…
В империи начался бум массовых мероприятий в память Александра Сергеевича, чьё поэтическое наследие, только его, было на устах народа.
Мало вспоминали стихотворцев Державина, Жуковского, остальных поэтов того времени от случая к случаю, Лермонтов тогда, с распространяемым о нём мифом демонизма, был чуть ли не подпольным поэтом.
Появились, возникли сторонники, мощное движение, вышло от церковников, целое направление от взглядов Пушкина и назвали его «неверие» - «безверие». Поносили разными нехорошими эпитетами гения за пренебрежение к православию, вспоминали нежелание молиться, кричали разные религиозные протесты за отказ замолить все грехи…
Как всегда получился обратный эффект, Пушкина превозносила другая сторона, кто за его творчество, идеи, поступки и их, из простого народа, оказалось много больше.
Кумир поэзии был вознесён до немыслимых поэтических высот, огромного памятника ему, празднования памятного события народом количества видимо-невидимо.
За год до этого, слыша, читая об европейско – российском буме празднования 80-летия Пушкина, не исключено, от чёрной зависти, так и не ставший Первым поэтом царства, в 1878 году умирает князь Вяземский Пётр Андреевич.
Крайний националист тайной организации за чистоту русской нации.
Лозунги движения: всем не русским выделить скудные земли автономий на окраинах империи или выселить…
Бывший на высоких должностях в правительстве, приписанный мистификаторами, как лучший «друг» Пушкина, любимый жизненный лозунг которого был, «русские без славян».
Незадолго до смерти поделился откровениями, показав истинное лицо, скрываемое на протяжении многих лет в угоду одного – выйти победителем из яростной драки за звание лучшего, Первого поэта царства.
Идейный католик, ради этих целей поступился принципами, принял православие. С надеждой, быть на первых строках, в первом списке поэтов империи. Не православному путь на пьедестал Первого был закрыт.
По жизни, сделав не один зигзаг в политической и религиозной ориентации, после смерти Николая I опять оказался в католиках.
Масонские взгляды, масонский куратор Пушкина, на родине так и не нашёл народного признания в поэзии, получал редкие похвалы только от своего круга, чиновников двора, выехал в Европу, там жил, в Баден-Бадене скончался.
Наследие, кто писал о нём и биографию, те же чиновники …, осталось разрывом в понятиях выбора:
народная биография поэту или человеку с услужливой аристократической сущностью…
Был князем – высший дворянский титул, и, например, род Пушкиных - имел низший дворянский титул.
Отсюда и барское известное, здесь же зависть, его размышления незадолго до кончины о гениях в российской империи - Пётр I, Ломоносов, Суворов.
В литературе о Пушкине – «… оригинальное дарование»…
И… всё.
Усреднённое…, правда, оригинальное - ОНО!
О Лермонтове формировалась коллективная мистификация… Отталкивающее начало… ДЕМОН. При живом поэте с написания им поэмы «Демон».
Главный смысл в которой, любовь и религия, «Для Тамары,… её рыдания прерывает «волшебный голос», который произносит слова утешения… С этого момента юная княжна теряет покой. Понимая, что её «терзает дух лукавый».
Лермонтов посвятил гениальное произведение своей любви - Варваре Лопухиной.
С появления поэмы царские цензоры переиначили смысл, завистники придали стихам демоническое авторское поэту. В советское время религиозная составляющая гонимая была убрана для школы, и Лермонтов был представлен,… Что имеем на сегодняшний день… демон, и только…
Изначально, с «самиздата» подпольно, не разрешённая к печати поэма сформировала в будущем трактат у гонителей поэта, направление называемое демонизм Лермонтова. Участие приняли многие известные в то время поэты и прозаики от… безмерной зависти. Все нутром чувствовали, он будет Первым…, вслед за ушедшим Пушкиным.
Убит… Травили тем же и своим нутром – зависть. Наследие демонизировали.
Князь Вяземский в первых рядах, звание первого завистника посмертно заслужил…
Он придумал к старости, чем убить наследие и мнение о Лермонтове, сфальсифицировав вместе с сыном, к тому времени ставшем литератором, известную фразу, «Собаке – собачью смерть!».
«По этому поводу резко возражает П.А.Висковатов (1842 - 1905), в лермонтовском сборнике:
«Был пущен слух, как бы в подтверждение того, что в самых высших сферах Лермонтова очень не любили и что по получении известия о смерти Лермонтова государь сказал: «Собаке – собачья смерть!» Это положительно неправда. Известие пришло в присутствии дежурного флигель-адъютанта Ал.Ил.Философова, родственника Михаила Юрьевича, и государь решительно ничего подобного не говорил».
Ложное распространение немыслимых слухов - объёмная мистификация поэта.
… Убили из – за, характера, по характеру…
« Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти... Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков ». Николай Раевский
И опять «шерше ля фам»,… с опубликования просочившейся переписки Лермонтова с М.А. Лопухиной. СТРАННЫХ откровений…
«Узнав, что Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, Мария огорчена «дурной новостью», но старается предостеречь Мишеля от излишней доверчивости: «Остерегайтесь слишком быстрого сближения с вашими товарищами, сначала узнайте их хорошо.» Лопухина призывает поэта продолжать писа;ть, но «не делайте этого никогда в школе и не показывайте ничего вашим товарищам, потому что иногда самая невинная вещь доставляет нам гибель.»
Она предлагает пересылать ей всё написанное в казарме и обещает «честно сохранить присланное». Выполняя пожелание, Лермонтов отправлял ей свои стихи: «Для чего я не родился», «Что толку жить!.. Без приключений», «Парус», «Он был рожден для счастья, для надежд», «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою»).
… холодность в отношениях с поэтом наступила в 1831 году, когда Мишель увлёкся младшей сестрой Марии Александровны, Варварой (1815—1851); этим отношениям она явно не покровительствовала, хотя в одном из уцелевших поздних писем и отвечала на невысказанный вопрос Михаила Юрьевича, касающийся сестры, тогда как Лермонтов послал ей «и сестре вашей черкесские башмаки» из кавказской ссылки. По мнению П. А. Висковатого, «Верещагина и М. Лопухина, очевидно, имели большое влияние на нравственное развитие характера Лермонтова, о чём свидетельствуют и письма поэта к ним…».
«Посвящая много времени «разгулам, кутежам, бумбашерствам», Лермонтов вёл образ жизни, принятый в среде молодых аристократов. За разные шалости он неоднократно «сиживал на гауптвахте» в Царском Селе…
После выхода в офицеры и «утопая в вихре рассеянной жизни», Лермонтов всё реже находил время писать подругам своих юношеских времён…
Узнав о гибели Лермонтова, Мария Александровна писала: «Какое несчастье эта смерть. <…> я не могу освободиться от мысли об этой смерти и искренно её оплакиваю. Я его действительно очень, очень любила».
Любовь причина и извечный треугольник, старшая сестра беспамятно любит парня младшей сестры, а он любит младшую сестру, делится этим со старшей. Та изводит себя ревностью…
Мистификаторы умело подсуетились, вкинули в любовную составляющую вопроса взаимоотношений с женщинами, свою порцию фальсификаций о поэте. Примиренческую бабскую фразу А.М. Верещагиной, для всех случаев жизни… В гибели Лермонтова виноват его характер, она в одном из писем написала,
«… У нас все делают из мухи слона, успокойте меня, умоляю — к несчастью, я вас знаю слишком хорошо, чтобы быть спокойной, я знаю, что вы способны резаться с первым встречным из-за первой глупости — фи! это стыд; вы никогда не будете счастливы с таким отвратительным характером».
Все рассуждения, объективные и субъективные о характере Лермонтова, это только «исторический ТРЁП»… ни к чему не обязывающий, к тому же мистифицированный. Именно касается персоналия, поэта Лермонтова.
Добавка с «изюминкой», а то и антураж… Салонные разговоры, сплетни, игра в фантики, показная ревность, подначивания… Показалось, примерещилось, что оскорбил и выход один…, СТРЕЛЯТЬСЯ. Французское любовное приключение.
А территория жизни поэта, поступки, в жёстоком времени российской истории. Кавказ, война с горцами. Угрозы империи воинствующего Запада. Каждодневные «войнушки» внутри царского двора. Религиозное не спокойствие… Ещё много чего серьёзного было в причинах гибели Лермонтова.
Важно историческое заявление государя Николая I, определяло бы судьбу поэта, если был жив,
«… тот, кто мог заменить нам Пушкина».
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
Ираклий Андроников
Кем же был в действительности Михаил Юрьевич Лермонтов? Кто он?
Военный, герой войны. Стратег, тактик, участник боевых операций в «горячих» точках своего времени. Военный следователь, расследующий гибель своего кумира Пушкина.
Спецпосланник, дипломат на Кавказе.
Гражданин, но поэт в банальной ссылке. Короткой, но в ссылке. За каким «бесом» он оказался в Пятигорске?
Поэт российского царства, прозаик.
Государственный деятель, чиновник двора по спепоручениям.
Маг, демон, волшебник.
Бабник, страстная натура, «волочила» за любой юбкой без разбору. Симпатичный свергатель нравственности…
За всё, за это погиб в рассвете лет, сил, здоровья. Возможно ли такое?
Тайны, загадки.
… И разгадки.
КЛЮЧ…, убило самодержавие. Второй ключ…, самодержавие было разным, неоднородным…
И самодержавие ли,
в 19 веке с хитро закрученным религиозным влиянием всех направлений религий, беспрерывными войнами церквей и захватнической политикой Запада с мечтой поработить пребывающую в «ветхозаветном» состоянии экономику российской империи.
А.А. Блок, (1880 – 1921).
"Лермонтов — писатель, которому не посчастливилось ни в количестве монографий, ни в истинной любви потомства: исследователи немножко дичатся Лермонтова, он многим не по зубам…
Почвы для исследования Лермонтова нет — биография нищенская. Остается "провидеть" Лермонтова…. Хочется бесконечного беспристрастия, пусть умных и тонких, но бесплотных догадок, чтобы не "потревожить милый прах". Когда роют клад, прежде разбирают смысл шифра, который укажет место клада, потом "семь раз отмеривают" — и уже зато раз навсегда безошибочно "отрезают" кусок земли, в которой покоится клад. Лермонтовский клад стоит упорных трудов…".
Озабоченность в словах Блока была вывернута на свой лад и пошло – поехало, началось «составление» биографии Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Вдруг «организуются» воспоминания очевидцев, внезапно появляются свидетельства – явные подделки, подстава нужных событий. Прошло 60 лет, конец его века, когда спохватились про нищенскую биографию, проверить некому, да и кто возьмётся, все свои… литераторы. Сличение почерков…, кому это надо?
Попутно появляются «дополнительные недостающие детали» биографии Пушкина. Наследие обоих, многое на французском языке. Усложняет и помогает запутывать концы придумок разным «исследователям», не счесть «специалистов», вдруг появившихся.
Все всё понимают, делают коллективную мистификацию гениям, которую не остановить…
------------------------------------------
Окончание первого цикла публикаций к загадкам гибели поэта. Предварительное исследование.
Второй цикл планируется, как разгадки, основанные на воспоминаниях, спорах о многочисленных нестыковках в биографии поэта. Мнений, суждений ветеранов, в том числе, дипломатической службы 40-50 лет назад. Оценка любительского военного «лермонтоведения».
Сведений «непечатных» биографий великих, коими я очень и очень увлекался, в ходящем тогда по рукам «самиздате». И «тамиздате» - зарубежного из – за границы, взгляд с точки зрения религии.
Отдельных «андрониковских» откровений в черновиках, «просочившихся» исключительно «случайно».
Всё это будет представлено читателям, кому интересна тема Лермонтова…