Гадалка

Ульви Хусейн
               
                Из серии «Рассказы  врача»
               
  Все студенты медвузов мечтают поскорее стать настоящими врачами. Поэтому уже после третьего курса стараются устроиться в клиники на ночные дежурства. Так сделал и я. С одной стороны, работа помогала мне материально. А с другой, давала огромное поле для практики.  Начинающих врачей, которые поднабрались опыта во время учебы, можно сравнить с солдатами, которые успели понюхать пороха. Когда после института они начинают работать самостоятельно, многие вещи уже хорошо знакомы и не вызывают страха. При отсутствии практического опыта даже отличники, несмотря на теоретические навыки, поначалу нередко испытывают трудности, особенно если оказываются в каких-то сложных ситуациях. Жизнь есть жизнь, и порой она преподносит неожиданные сюрпризы, к которым лучше быть готовым заранее.
Короче говоря, я решил понемногу набираться опыта и устроился в местный санаторий. Пять дней в неделю с 18 вечера до 7 утра дежурил, потом бежал на занятия в институт. Вначале было трудно, все время хотелось спать, потом со временем втянулся и привык. На лечение к нам приезжали со всех регионов республики, большинство пациентов с хроническими заболеваниями, которые подробно описаны в учебниках по медицине.
  Как-то раз в один из осенних дней, едва я заступил на дежурство, в процедурный кабинет вошла симпатичная девушка.
  – Здравствуйте, доктор! Мне после 21:00 назначен укол. Но я хочу прийти пораньше. Скажем, в 20:40, можно?
  – Добрый день! Покажите свою медкарту: если укол нужно сделать именно в 21:00, то раньше никак нельзя. А если просто вечером, то есть время не определено, тогда без проблем.
  – Вот, смотрите. Мой лечащий врач – Керимов. Он и назначил.
   В медкарте время не было указано.
  – Пожалуйста, после ужина можете прийти в любое время.
  – Спасибо. Тогда я оставлю карточку у вас. Заберу, когда приду на укол.
  Девушка ушла. Что-то в ее внешности привлекло мое внимание: худенькая, невысокого роста, со смуглой кожей и большими черными глазами. Темные волосы густой волной спадали на плечи, короткая челка слегка закрывала лоб. Весь ее облик напоминал мне цыганку, особенно глаза, которые будто пронизывали насквозь.
 Заглянув в медкарту еще раз, прочитал, что зовут девушку Земфира. «Занятно, что дежурство началось с цыганки», – подумал я. На самом деле мне было все равно. Я был в том возрасте, когда интересны все люди. Из разговоров с ними я узнавал много полезного и нового для себя как начинающего врача.
  Вечерние процедуры были строго расписаны и начинались сразу после ужина. В 20:00 я уже вел прием больных в процедурном кабинете. Народу было немного. Земфира зашла последней.
  – Еще раз здравствуйте, доктор! Можно к вам?
  – Проходите, пожалуйста!
  Я вновь заглянул в медкарту, чтобы уточнить назначения врача.  Там значились успокаивающие и спазмолитические инъекции. Открыл шкаф с лекарствами, стал отыскивать необходимые ампулы. И тут Земфира, повернувшись ко мне, неожиданно сказала:
  – Доктор, как вы думаете, мне это поможет? Знаете, все время какая-то постоянная тревога внутри…
  – Конечно, поможет! Вам болеть еще рановато.
    – Не хочется надоедать вам своими рассказами, но я уже столько лет мучаюсь, что и надеяться перестала.
  – Вот как! Не стесняйтесь, расскажите, что с вами происходит. Мы здесь многих вылечили, значит, и вам обязательно поможем!
  – Да я рассказывала своему лечащему врачу: меня уже лет шесть беспокоят нервы. Все время лечилась у себя в районе, а тут отдел соцобеспечения дал путевку в Баку, в ваш санаторий.
Сделав инъекции, я прочитал медкарту более внимательно. Диагноз Земфиры не был серьезным. Скорее всего, состояние девушки зависело от нее самой, ее образа жизни и, конечно, отношения окружающих людей. Стоило немного поработать над собой, и о болезни можно было забыть навсегда. Мне захотелось ее немного подбодрить и обнадежить.
  – Наверное, лечащий врач вам говорил, что многое зависит исключительно от вас. И это скажут все, к кому бы вы ни обратились.
  – Да-да, понимаю. Но если бы вы, доктор, знали, что я пережила и переживаю сейчас…
Она тяжело вздохнула и в отчаянии закрыла глаза. Мне не хотелось слушать историю Земфиры, но другого выхода не было. Наверное, ее лечащий врач был хорошо знаком с ситуацией, поэтому и назначил соответствующее лечение.
По словам девушки, в их многодетной семье было девять детей: две девочки и семь мальчиков. Земфира самая старшая. Несколько лет назад мама умерла, с тех пор вся ответственность за семью легла на ее плечи, хотя в ту пору она и сама еще была ребенком – училась в десятом классе. Через какое-то время отец вновь женился, отношения с мачехой не заладились с самого начала. Ситуация и вправду непростая. Особенно если учесть, что семья жила в сельской местности, была малоимущей. Все это не могло не оставить глубокий след в душе девушки, тонкая натура которой отличалась особой чувствительностью.
  Закончив свой рассказ, Земфира немного помолчала, опустив голову, затем встала, взяла свою медицинскую карту: 
  – Ну, доктор, извините за беспокойство. Пойду лягу, попытаюсь уснуть. Поверите, никак не получается, уже столько лет мучаюсь бессонницей.
  – Приходите, Земфира. Завтра я тоже дежурю. Если не удастся уснуть, могу дать вам снотворное или поболтаем немного. Вообще, вам нужно больше общаться и делиться с кем-нибудь.
  Земфира вышла из кабинета. Немного позже, закончив свои дела, я приступил к вечернему  обходу. Всё было как всегда спокойно. Одни пациенты уже отдыхали в своих палатах. Другие неторопливо прогуливались по коридору или по дорожкам во дворе, вполголоса разговаривая о чем-то своем.
Я вернулся  к себе и начал готовиться к завтрашним занятиям. Это были особенно любимые мною тихие вечерние часы, короткий промежуток, когда можно полностью посвятить себя учебе. Спустя два часа почувствовал, как меня неодолимо клонит в сон, и решил немного прогуляться. Во дворе неожиданно встретил Земфиру, шедшую под руку с пожилой женщиной.
  – Доктор! – обрадовалась она. – А я так и не смогла  уснуть. Познакомьтесь, это моя соседка по палате, тетя Валя из Сумгаита, вот предложила пройтись перед сном.
  – Правильно, это пойдет вам на пользу. 
  Валентина Петровна (тетя Валя), поздоровавшись со мной, тут же начала разговор:
  – Доктор, я говорю Земфире, что всё зависит от нее самой. Она должна научиться успокаиваться. Если у нее это получится, то и болезнь пройдет.
  – Все верно, так и есть, только это непросто и не каждый может. Сейчас мы постараемся ей помочь. А потом все потихоньку нормализуется.
    Я присоединился к ним, и, пока мы неторопливо гуляли, Валентина Петровна рассказала о том, что долгое время работала психологом в правоохранительных органах, сейчас на пенсии. После прогулки Земфира попросила дать ей успокоительное. Я протянул таблетку и поинтересовался:
  – Земфира, вы здесь уже несколько дней, заметили какие-то улучшения?
  – Да, конечно, мне здесь намного лучше и всё очень нравится. Тихо, спокойно. Кормят три раза в день. Вечером полдник, на ночь дают кефир. Доктор выписал хорошее лечение, вообще, обо мне все заботятся, – словоохотливо рассказывала девушка, с благодарностью глядя на меня. – Но как бы хорошо здесь ни было, все равно придется возвращаться домой. Вот если бы я могла найти работу! Я бы помогала семье и себе.
  – А что ты умеешь делать? Какую работу хочешь найти?
  – Я же деревенская, – вздохнула она. – Кем могу работать: посудомойкой или уборщицей. Но на такую зарплату не прожить. Да и нет у меня здесь ни родственников, ни знакомых, ни жилья. Ничего не поделаешь.
  – Не переживай так! Сначала надо выздороветь! Остальное уладится.
  Земфира взяла таблетку и ушла к себе. А я наконец мог позволить себе небольшой отдых. Вот только сон почему-то не шел: печальная судьба девушки заставила меня задуматься. Чем я мог ей помочь? Ни профессии, ни образования. Видно, такая у неё судьба. 
  На следующий день вновь была моя смена. За ужином я увидел Земфиру, они с Валентиной Петровной сидели за одним столом. Заметив меня, обе с улыбкой поздоровались как со старым знакомым. В ответ я пожелал приятного аппетита. После ужина Земфира как обычно пришла в процедурную, держа в руках какую-то книгу.
  – Доктор, я на уколы. Если можно, дайте ту таблетку для сна, чтобы потом вас не беспокоить. 
  – Пожалуйста, вот ваша таблетка. Сейчас приготовлю уколы. Мне нравится, что вы интересуетесь книгами: чтение поможет вам быстрее поправиться. А о чем эта книга?
  – О, книги я очень люблю, – девушка оживилась, в глазах ее вспыхнул огонек, – прочла все, что было в нашей сельской библиотеке. А эта книжка особенная, про гадания. Стала читать, чтобы отвлечься, а потом увлеклась.
  – Возможно, Земфира ханум, вы хотите стать гадалкой? – засмеялся я. – Только ерунда это все, пустые разговоры. Не берите в голову!
  Земфира неожиданно умолкла, споткнувшись на каком-то слове, и глубоко задумалась, как будто что-то пришло ей в голову. Затем улыбнулась и сказала:
  – Да ведь и мне самой кто-то должен предсказать судьбу.
  Тут я, чтобы поднять ей настроение, в шутку добавил:
  – Земфира ханум, вы же хотели найти работу! Чем вам эта не нравится?
  – Доктор, вы что, хотите, чтобы я стала гадалкой? –  девушка недоуменно подняла на меня глаза.
Мы посмотрели друг на друга и, не сдержавшись, рассмеялись.
  Вошедшая в процедурную Валентина Петровна, соседка Земфиры, услышав наш смех, поинтересовалась, что это нас так развеселило. 
  Земфира, с улыбкой вытирая выступившие слезы, ответила:
  – Представляете, Валентина Петровна, доктор говорит, чтобы я не увлекалась этой книгой. А то вдруг захочу стать гадалкой!
  – И что тут плохого? – пожала та плечами. – Можно подумать, что гадалки – это какие-то необычные люди. Между прочим, ты и похожа на цыганскую гадалку. Такая же разговорчивая!
    – Правда, Земфира, вы, действительно, очень грамотная и красноречивая!
  Похоже, наши шутки Земфире понравились, и, видя, что разговор ее заинтересовал, я продолжил:
  – Ты же знаешь, что у всех людей есть какие-то трудности в жизни. Они ищут путь к благополучию и комфорту, а потому хотят услышать о себе хоть что-то хорошее.
  Валентина Петровна с энтузиазмом добавила:
  – Тем более что беды-то у всех у нас одинаковые. Невестки жалуются на свекровей, свекрови на невесток, мужчины на родственников жены, молодые на старых, старые на молодых. Люди все, конечно, разные, но вот проблемы у них очень похожи.
  Земфира, думая о чем-то своем, неуверенно проговорила:
  – Да… только этого мне не хватало! Вернусь к своим и что скажу? Уехала лечиться, а вернулась гадалкой?
  Валентина Петровна попросила для себя успокоительное, и женщины ушли. А я занялся своими делами, мысленно все время возвращаясь к нашему разговору.
  Следующее мое дежурство выпало на другую неделю: коллега попросила с ней поменяться. Она ждала гостей и хотела провести с ними несколько дней вместе. На работу я вышел только через неделю.
  Во дворе санатория увидел машину Гадира, который, заметив меня, пошел навстречу. Гадир был состоятельным человеком, хорошо известным в нашем поселке. Имел несколько магазинов и других объектов, но, несмотря на это, хвастаться своим богатством не любил и всегда помогал соседям, близким. Зная о его доброте и отзывчивости, в поселке все относились к нему с большим уважением и обращались не иначе как «Гадир гедеш», что значит «старший брат».
  – Здравствуй, юный эскулап! – крепко пожал он мне руку. – Как дела? Дежуришь сегодня?
  – Здравствуйте, Гадир гедеш! Да, сегодня моя смена. Какими судьбами к нам? Что-то случилось? Заболел кто? 
  – Нет, дорогой! Все живы и здоровы! Просто кто-то сказал моей жене (звали ее Рейхан ханум), что в санаторий  приехала на лечение одна гадалка. Какой-то Божий дар у нее, всем гадает о прошлом и будущем. Вот жена и попросила меня отвези ее к этой гадалке. Они с женой моего брата Адыля сейчас как раз у нее.
  – Что за гадалка, Гадир гедеш? Вы что, верите в это?
  – Доктор, конечно, не верю! Но женщины попросили – я привез. Сказал, чтобы спрашивали у гадалки все, что хотят, только мне потом ничего не рассказывали.
  – Ладно, Гадир гедеш, могу я вам чем-то помочь?
  – Спасибо, дорогой! Спокойного тебе дежурства!
  В это время жена Гадира со снохой вышли из дверей санатория. Увидев меня, приветливо заулыбались, поздоровались. Я не сдержался и полюбопытствовал, к кому же они приходили.
  – Доктор, у вас тут лечится одна девушка из района. У нее Божий дар! Она знает, что было раньше, что есть и что будет!
  – Да что вы! А как ее зовут?
  – Земфира! Вы не поверите, доктор, но она нам про всю нашу жизнь рассказала!
  – Земфира?
  Заметив мое удивление, Рейхан ханум сделала паузу, а потом доверчиво продолжала:
  – Знаете, доктор, тут, в поселке, нас хорошо знают. Но она мне рассказала про всю мою родню, про моих родителей в Гяндже! Про всю нашу династию! Представляете?
  – Рейхан ханум! Вы же умная женщина, не обращайте на это внимания!
  – Что вы, доктор! – отмахнулась она. – Если бы я своими ушами не слышала, не поверила бы! Она и снохе все рассказала, вот она – свидетель! И денег много не берет! Всего 10 манат, да и те мы сами дали!
  Восторженно покачивая головами и обмениваясь впечатлениями, женщины попрощались и уехали. А я, приняв смену, с головой погрузился в свою работу, совсем забыв об этом разговоре. Напомнила о нем моя коллега, Фамила ханум, которая, улучив минутку, заговорщически сообщила:
  – Слушай, что у нас тут случилось! У Земфиры-то открылся Божий дар!
  – Что за дар, Фамила!? И что это за Земфира?
    – Ну это же та девушка, помнишь, пациентка Керимова! Ты ей еще два дня по вечерам уколы делал.
  – Ну-ну, давай рассказывай!
  – В общем, так, доктор. Тут распространился слух, что у нашей Земфиры Божий дар – якобы она может всё предвидеть. Сначала, конечно, никто не поверил. Мы же к ней относились как к обычной пациентке! Но потом она вдруг всем начала рассказывать о прошлом и о будущем, причем все совпадает! Прямо как настоящая гадалка. И недорого: сеанс – всего 10 манат, а у некоторых она даже денег не берет! Говорит, что голос с небес не велит ей брать деньги у нуждающихся. Короче, очень интересная история. Представляешь, главврач, когда услышал об этом, сначала хотел ее выгнать, а потом передумал и даже выделил для нее одноместную палату! 
  – Фамила, ушам своим не верю! Неужели люди вот так легко ей доверяют?
  – Ну, доктор, не знаю, только каждый день сюда приходят 30–40 человек!  Не знаете, что ли, где мы живем? Как цыганская почта: все сообщают друг другу. И каждый с собой приводит еще одного-двух!
  Я не мог поверить услышанному. Что должно было произойти за неделю моего отсутствия, чтобы всё так изменилось?
  Ужин обычно подавали в 19:30. Мне нужно было за полчаса до его начала проверить качество еды и расписаться в санитарной книге. Войдя в столовую, я увидел,  что в пустом зале ужинает одна Земфира. Тут же были шеф-повар и старшая официантка.  Как обычно, я поздоровался со всеми, пожелал приятного аппетита, взял санитарную книгу и прошел в кухню. Осмотрел приготовленную еду, попробовал первое блюдо. На второе сегодня была рыба: рыбу все любили. Наш повар Мехлуга ханум очень вкусно ее готовила. Я открыл было рот, чтобы  спросить, почему Земфира уже ест, но шеф-повар, будто прочитав мои мысли, опередила:
  – Доктор, главный врач распорядился, чтобы Земфира поела на полчаса раньше, отдельно от всех.
  – Ну, если сказал главный врач, значит, надо выполнять. 
  Земфира неторопливо заканчивала ужин. Я заметил, что она преобразилась и как будто стала другим человеком! Не осталось и следа от нервозности и того тревожного состояния, в котором она была неделей ранее. Отодвинув в сторону тарелку, она вытерла руки и встала:
  – Доктор, лечение продолжается. Если можно, приду на уколы как обычно.
  – Пожалуйста, когда хотите, я буду на месте.
  Вечером, выполнив все врачебные назначения, я разложил учебники и начал готовиться к занятиям. Через какое-то время вошла Земфира, в руках она держала небольшой пакет.
  – Еще раз добрый вечер, доктор! 
  – Добрый вечер, как вы? Как здоровье? Нормализуется?
  – Не поверите, доктор, у меня все отлично! Здоровье тоже в порядке. Хорошо сплю по ночам, живу теперь в отдельной палате. Главврач сам дал такое указание. 
  – А как Валентина Петровна? Не видел её на ужине, как её здоровье?
  – Она уже выписалась – путевка закончилась.
– А что вообще произошло, Земфира ханум? Говорят, люди идут к вам, чтобы узнать прошлое и будущее. У вас что, вправду Божий дар? И этот дар спустился к вам на этой неделе?
  – Доктор, ты и Валентина Петровна мне такую жизнь подарили, что я никогда этого не забуду!
  Я даже не обратил внимания, что Земфира обращается ко мне на ты, с интересом продолжая расспрашивать:
– Так что же вдруг случилось?
  – Дело в том, что Валентина Петровна – великая женщина, умница! За десять дней, которые мы провели вместе, она меня многому научила. Оказалось, она великолепно знает игральные карты. Раньше я их никогда и не видела, а теперь наизусть знаю, что каждая означает! После Валиного отъезда я совсем заскучала. И вдруг вспомнила ваши шутки про гадания. От скуки предложила женщине, которая сидит со мной за одним столом, давай, мол, погадаю. Хотелось проверить, чему научилась. Открыла карты, начала говорить. Вдруг вижу: у нее от удивления рот открылся! Разволновалась, потому что я ей все верно сказала. Затем побежала и привела свою соседку по палате. Я вновь начала гадать, только на этот раз говорила более эмоционально. Так та тоже была поражена и давай всем рассказывать. Ну а потом ко мне весь наш этаж стал ходить! Все просили погадать! Медработники, повара, водители – все хотели, чтобы я им погадала. 
    – Хорошо, а деньги откуда?
  – Так я же рассказываю: на следующий день ко мне явилась наш шеф-повар со своей сватьей. Стала упрашивать, мол, та в депрессии уже два месяца и ни с кем не хочет разговаривать. Никто не знает, что с ней. Я карты открыла, но ничего не смогла определить, взяла и просто наугад сказала, что та потеряла деньги, поэтому с ней такое происходит. Тут сватья вдруг ожила и разоткровенничалась. Призналась, что секрет у нее, который она никому не может рассказать. Спрятала где-то деньги и забыла куда. Вот из-за этого и лишилась сна и аппетита. А я ее успокоила, сказала, что деньги у нее дома, нужно только поискать хорошенько. Правда, их будет меньше.
А спустя час после их ухода прибежала шеф-повар, кричит, что сватья нашла потерянные деньги. Только немного не хватает. Но она очень хочет меня отблагодарить и передала мне 200 манат, которые привез ее сын.
  – Да что же это такое?! С ума, что ли, люди сошли или это просто случайность? Неужели они верят в это?!
  – Не знаю, доктор, верят или не верят, только каждый день ко мне приходят по 10–20 человек, и каждый дает не меньше 10 манат, – с гордостью сообщила Земфира. – До приезда в санаторий я и не помню, когда наедалась досыта. Честно сказать, здесь впервые узнала, что бывает первое и второе блюда. Мясо ела только по праздникам, а теперь каждый день. Один день – мясо, другой – рыбу или курицу. Поэтому я вам и говорила, что, если уеду отсюда, моя болезнь опять обострится.
 А тут еще это… Раньше я никогда больше 2 манат в руках не держала! У меня, конечно, была пенсия по болезни, только папа ее всегда тратил на продукты и одежду для семьи. А за прошлую неделю, пока тебя не было, мне дали уже больше 1000 манат! Я вчера сходила на почту, отправила их папе в район. Потом позвонила ему и объяснила, что это раздавали гуманитарную помощь из Министерства социального обеспечения.
  – А как у вас со здоровьем? Улучшения есть? И вообще, какие у вас отношения с главным врачом? Как смотрит на это ваш лечащий врач Керимов? – засыпал я девушку вопросами.
  – Со здоровьем все хорошо. И тревога исчезла, и раздражительность. Все как рукой сняло. Сплю крепко. А главврач, как услышал про меня, вызвал к себе в кабинет. Сначала ругался, говорил, что выгонит из санатория. А потом вдруг говорит: «Ну раз ты такая гадалка, посмотри и мне! Что там твои карты говорят?» Карты сказали, что у него большие проблемы с сыном: не слушает он отца. Смотрю, а ему как-то не по себе стало: побледнел весь, воротник рубашки расстегнул. Потом вызвал старшую медсестру и приказал, чтобы та поселила меня в отдельную палату.
  С сыном у главврача действительно были сложности. Тот учился на третьем курсе юридического факультета, но был очень избалованным, часто лез в драки и попадал в неприятные ситуации. Правда, знали об этом не многие: главврач не любил говорить о семейных неурядицах.
  – А моему лечащему врачу все равно, что я делаю, – продолжала Земфира. – Он сказал, что если с каждого клиента я буду давать ему 1 манат, то он станет моим личным врачом. 
  – Хорошо, ну а что же дальше? Домой-то вернетесь после лечения?
  – Не знаю. Хотела бы, конечно, повидать братьев и сестер. Соскучилась по ним. Хочу привезти им подарков, одежды, продуктов.
  – М-да… Даже не знаю, что вам посоветовать… Поступайте, как считаете нужным! А теперь давайте-ка сделаем укол.
  После процедуры она застенчиво сказала:
  – Доктор, в этом пакете дорогая рубашка; это подарок для тебя. Ты для меня как брат! Даже скажу больше: ты мне дороже брата! Вот ты тогда пошутил про гадание, а будто бы указал мне путь к счастью! Прошу тебя,  прими этот подарок! Ты же студент, учишься еще, могу помочь тебе и деньгами!
  – Нет-нет, что вы! – запротестовал я. – Мне ничего не надо! Рубашку отнесете своему отцу. У меня много рубашек. Что касается денег, так я стипендию получаю и зарплату, да и отец дает на карманные расходы. Но все равно спасибо за ваше внимание ко мне!
  – Нет, так не годится! Ты шутя подарил мне новую жизнь! Пусть тебя хранит моя молитва и молитва десяти сирот! Если не возьмешь рубашку, обижусь!
  – Земфира, у меня тоже есть свои принципы! – мой голос стал более строгим. – Извините, не могу принять этот подарок. Вот когда будете выходить замуж, пригласите меня на свадьбу и дадите надеть эту рубашку!
  – Я поняла, доктор, как скажете.
  Земфира ушла к себе. А меня захватил поток разных мыслей. С одной стороны, я был рад за Земфиру, а с другой, понимал, что гадание – это обман. Люди платят деньги за иллюзии, за пустоту. Конечно, я был уверен в том, что Земфира будет тратить деньги только на свою семью. Но деньги меняют людей. Об этом говорили мудрецы, аксакалы!
  С тех пор каждый раз, когда я заступал на дежурство, мой рабочий день начинался с новостей о Земфире, которые  мне рассказывала Фамила. Однажды она сообщила, что главврач продлил срок путевки Земфиры еще на 24 дня. Сама Земфира, продолжая лечение, каждый вечер заходила ко мне на уколы, мы беседовали на разные темы, потом она уходила к себе.
Скоро я стал замечать, что девушка с каждым днем меняется в лучшую сторону, все больше и больше развивается. Южный акцент потихоньку исчезал, речь становилась грамотной, можно сказать, литературной. Каждую фразу она произносила выразительно и эмоционально, словно актриса перед зрителями в театре. По словам Фамилы, ежедневно не менее 10–15 человек обращались к Земфире за помощью. Интересно, что недовольных не было! А те, кто находил ответы на свои вопросы, на радостях благодарили гадалку вдвойне! Земфира, никого не забывая, всегда щедро делилась угощениями, которые приносили ей клиенты. Казалось, даже климат в санатории изменился, стал более благоприятным, как будто лечебный очаг превратился в святое место.
  Однажды за Земфирой приехали на большой машине и отвезли в город. Мэр нашего поселка попал в больницу с инсультом и уже больше недели находился в коме. Для консультации пригласили лучших профессоров из Москвы. Но, несмотря на то что состояние было удовлетворительным, в сознание он не приходил. Лечили его в одной из центральных клиник города, ведь брат мэра работал заместителем министра. Люди поговаривали, что вскоре должен был пойти на повышение. Кто-то из родственников упомянул о Земфире. И пожилая мать мэра стала настойчиво просить привезти девушку к больному сыну. Она очень надеялась, что гадалка сможет помочь. Брат мэра, не желая обижать мать, послал своего водителя за Земфирой. То, что произошло потом, казалось невероятным, но мэр, неделю лежавший в коме, открыл глаза и начал что-то говорить! Радости в семье не было придела! Родственники отблагодарили Земфиру подарками, цветами. Позже я слышал, что брат мэра обещал подарить Земфире однокомнатную квартиру, как только мэр встанет на ноги. 
  Как-то раз Фамила сказала, что Земфира ищет меня. Я не придал этому значения, занятый выполнением текущих обязанностей. Вскоре девушка появилась сама и с порога сообщила:
  – Доктор, я сегодня ездила в Сумгаит, навещала Валентину Петровну.
  – Что-нибудь случилось? Зачем она вам понадобилась?
  – Просто должна была поблагодарить ее, ведь она меня многому научила. Когда мы прощались, она сказала, что будет волноваться за меня. Вот я и поехала, нашла ее и обо всем рассказала. Знаете, она была очень удивлена! Сказала, что время теперь такое: люди стали меньше доверять друг другу, поэтому они нуждаются в тебе. Дала мне много разных советов как психолог, подарила книгу о гадании. А я ей отвезла большую корзину с  продуктами, ну и там разными полезными вещами для дома. Договорились, что буду часто наведываться к ней. 
  – Ты просто молодец, Земфира!
  Я был приятно удивлен душевной отзывчивостью девушки и ее умением быть благодарной. После лечения в санатории Земфира переехала в  однокомнатную квартиру, которую подарила ей семья мэра. Скоро я узнал, что она забрала к себе одного из своих братьев. Мальчик пошел в школу, помогал сестре по дому. После истории с мэром Земфира получила еще большую известность. Ее гонорар увеличился с десяти до двадцати, а потом и до пятидесяти манат!
  А я по-прежнему продолжал учиться и работать. Иногда Земфира звонила, всякий раз благодарила и заботливо спрашивала, не нуждаюсь ли я в чем-либо. И я сердечно откликался на ее заботу, говорил, что у меня всё в порядке, интересовался её здоровьем. Иногда мои знакомые, зная о наших добрых отношениях, просили устроить их к Земфире на прием! Честно сказать, это приводило меня в ярость!.. Ведь я по-прежнему был уверен, что все это ерунда, ложь, психологический обман, если хотите! Но было уже поздно! Люди верили Земфире и шли к ней за советом и помощью.
 Присматривались к ней и правоохранительные органы, но так и не нашли ничего противозаконного в ее действиях, да и жалоб на нее никаких не было. Как-то Земфира рассказывала, что даже помогла в раскрытии нескольких преступлений.
  После окончания учебы я семь лет служил в армии. Иногда с теплотой вспоминал свои первые дежурства в санатории, Земфиру и улыбался. Вернувшись из армии, женился, устроился на работу, переехал в новую квартиру. В один из выходных дней, прогуливаясь с женой по городу, случайно встретил Фамилу. Обрадовались, стали вспоминать прошлые годы, и слово за слово речь зашла про Земфиру.
  – Доктор, а вы разве ничего не знаете?
  – Нет, конечно! Знал бы – не спрашивал! 
  – Земфира переехала в Стамбул. Гаданием больше не занимается. Скопила денег на открытие бизнеса, собирается замуж. Я слышала, что она помогла всем своим  братьям и сестре. Она еще долго потом заходила в санаторий, каждый раз приносила подарки. Вспоминала вас и молилась, чтобы у вас всегда все было хорошо. Даже звонила вам домой пару раз. Ей сказали, что вы в армии.
  – Молодец Земфира! – я был искренне рад, что у нее все так сложилось.
Прошло два месяца. Как-то в дверь нашей квартиры позвонил молодой человек. Его лицо показалось мне знакомым. В руках он держал нарядную подарочную коробку.
  – Здравствуйте, доктор! – вежливо произнес юноша. – Я брат Земфиры. Она велела передать эту коробку лично вам. Это для вас!
  Мы с женой, затаив дыхание, открыли коробку. Помимо всего прочего, в ней были та самая рубашка, которую когда-то хотела подарить мне Земфира, турпутевка в Стамбул на десять дней на двоих и… приглашение на свадьбу!
               
             16.10.2017