Parfum

Михаил Валиев
Произведение Патрика Зюскинда «Парфюмер: История одного убийцы» ошеломило своим замыслом читателей по всему миру и в последствии было экранизировано в 2006 году.

Стоит признать, что роман не простое развлекательное чтиво, а содержит несколько слоев интересного смыслового наполнения. Предлагаю остановиться на основных.

Главный протагонист романа Жан-Батист Гренуй создает парфюм, внушающий любовь, убивая самых красивых девушек, и используя в качестве ингредиентов для будущих духов, извлеченный по технологи анфлеража аромат жертв.

Замыслил он такое с целью внушения любви и подчинения себе людей. В итоге замысел удается, и Гренуй создает идеальную субстанцию, перед которой никто не может устоять и даже палач и родители жертв, попав под власть аромата, «признают» в Жан-Батисте, который стоит уже на эшафоте, ангела и абсолютно невиновного человека. Он добивается беспрекословного обожания и подчинения себе с помощью созданного парфюма любого индивида вне зависимости от его интеллекта и статуса.

Зюскинд в представленном произведении открывает схему управления массами, которая заключается в подборе определенных «ингредиентов» воздействия.

Можно воспользоваться символами «Парфюмера» и при разборе сущности рекламы, которая присутствует в жизни каждого из нас. Любой успешный рекламный материал содержит в себе «аромат», созданный по схеме показанной Зюскиндом. На зрителя-потребителя воздействуют приятными образами по тематике в зависимости от товара, и если «ингредиенты» верно подобраны, потребитель «влюбляется» в товар и цель достигнута. При этом качество товара стоит далеко не на первом месте. Телевиденье ежеминутно пытается создавать «ароматы» с определенными нотками и оттенками, дабы управлять массовым сознанием и направлять его в нужное русло.

Также, стоит отметить, что Гренуй создавал свой аромат во имя любви и безмерного эгоизма, потому как он понимает, что власть денег, или власть террора, или власть смерти намного слабее власти, которую дает любовь. Тот кто научится вызывать к себе любовь сможет управлять всем миром. Этой истиной с древних времен подсознательно пользуются в религии и политике.

Добившись исполнения великого замысла Жан-Батист понимает следующую истину, которая гласит, что даже любовь есть временное явления, а его духи привели к тому, что люди вокруг при воздействии мощного аромата любви скинули с себя все табу и проявили свою органичную людскую натуру, забыв о всех условностях и добродетелях, перешли в состоянии безудержной оргии,а наутро, когда чувство любви улетучилось, почувствовали только чувство стыда и немыслимости происшедшего с ними. 

На самого Гренуя аромат не имел воздействия и чувство любви к другим, кроме себя самого,ему было недоступно.  Здесь можно сказать, что Зюскинд дает прямой намек на полную биологичность любви, представляя ее результатом химического соединения.
   
Чудовищный гениальный герой романа совершая преступления во имя любви, не спас мир с помощью красоты и не смог полюбить сам, а потому не захотел продолжать победоносное шествие по планете, «принуждая» людей к любви и в заключительной главе вызывает свою гибель от «любви» парижских клошаров, выливши на себя весь флакон духов.

Заметьте, что автор произведения сам также использовал привлекательные литературные «ингредиенты» при написании «Парфюмера», и результат не заставил себя ждать. Книга регулярно переиздается.


Конечно роман не исчерпывается вышеизложенным, но все же главный вопрос, который ставит автор о том, может ли любовь спасти мир, получает в романе однозначный ответ.