Юля и белый декабрист

Галина Кузина
        рассказ из книги "Ледоход и подснежники"

Снегопад! Первый в этом году.
Снежинки, крупные, пушистые, летят, падают и тают, образуя на земле кашицу из снега и воды.
Ветер усиливается, снежинки танцуют вальс? фокстрот? или танго? Всё, что угодно! Они вьются, кружась и порхая, их всё больше с каждой секундой, и вот уже снежная лавина мягкими мохнатыми лапами обнимает деревья, дома, машины, стоящие во дворе, и качели на детской площадке, а прохожие бегут, торопятся, стряхивая на ходу снежные шапки.

Около меня сидит наша домашняя любимица - золотистый ретривер Юля, Юлька-Юлечка.
Её полное имя по родословной состоит из трёх имён, но первое обязательно на букву "Ю", так положено по её родителям. Это полное имя, прочитав один раз, мы тут же забыли.

"Как же назвать тебя, полуторамесячный, похожий на белого медвежонка, пушистик, смешно и неуклюже топающий лапками?" - думали мы. И решили сразу - Юля.
Наша красавица - улыбчивая, добрая, ласковая, весёлая, а игрунья и озорница какая!
Без мячиков жить не может, но любимая игрушка - небольшая подушка, с которой она то и дело предлагает нам поиграть, мол, попробуй потяни, отними у меня. И начинается возня, пока кто-нибудь из нас не устанет. Тогда Юлька ложится на пол, обнимая любимую подушку передними лапами и положив на неё голову.

На прогулке в парке без палки не обойтись, находит её сама, приносит, держа в зубах, и кладёт у ног:
"Ну поиграй со мной, покидай, а я найду!" - и улыбается.
Находит всегда - под толстым слоем снега, под опавшими листьями, в кустах, в овраге, где угодно. Может отыскать вчерашнюю или более давнюю палку, которую ей бросали когда-то.
Она улыбается и радуется, когда её хвалят, она любит детей и всех людей, у неё нет сторожевых качеств, она - собака-компаньон или просто друг, верный и любящий.

Год назад ей сделали сложную операцию, которая была необходима, и Юля после неё как-то постарела - стала меньше играть дома и на прогулке, стала менее активной, всё больше хочет полежать. Она - моя тень, куда я, туда и она, а если я ушла, то ляжет под дверью, уткнувшись в неё носом и ждёт, не отходя ни на шаг.
Когда мы с мужем уезжаем, для Юльки это - трагедия, она плохо ест, не играет, рвётся домой с прогулки - вдруг приехали её самые главные люди?

Я иду с Юлькой по аллее парка, что в двух шагах от дома.
Снегопад стих, снежинки падают медленно, не торопясь, оглядываясь и зависая в воздухе.
Небо беспросветно серое, низкое, всё вокруг покрыто голубоватым снегом, и от этой белизны светло и нарядно.
Малыш сгребает со скамейки снег, пытаясь построить что-то. Вокруг самодельных кормушек суетятся и хлопочут синички.
Между деревьев сверкают рыжие хвостики белок, их много в парке, они не боятся людей, привыкли, что их кормят орешками, и выбегая на дорогу, стоят на задних лапках, прижав передние к груди и выпрашивая угощение.
Вот и сейчас одна из них выскочила но, увидев Юлю, тут же забралась на дерево, сидит и поглядывает на нас блестящими чёрными глазками.
Юлька идёт медленно, отстаёт, ей не нравится слякоть на земле, этот снег вперемешку с водой, а увидев в конце дороги наш дом, бежит впереди, подняв хвост и показывая всем своим видом - пора, поторопись!

Когда Юле исполнился год, я купила в магазине небольшое, приблизительно одного возраста с ней, растение - декабрист. Он рос в горшке, и на нём красовались три необыкновенно красивых цветка белого цвета. В этом году в октябре нашей любимице исполнилось десять лет, по меркам собак это немало, но значит и белому декабристу тоже десять лет.
Он удивительно неприхотлив и отзывчив, наш белый декабрист.
Мы с мужем могли уехать, например, на две недели, и он, оставаясь без воды, лишь немного увядал, но стоило мне пролить его как следует и подкормить удобрением, как он сразу становился крепче, зеленее, как будто выпрямлялся и давал новые побеги.
Мой декабрист цвёл каждый год в одно и то же время - с конца ноября и до марта, цвёл потихоньку, радуя нас необычными цветами, которых было не слишком много.

А в этом году...
В конце октября я заметила множество крошечных бутонов на кончиках стеблей декабриста.
"Неужели?" - удивилась я.
Но когда на каждом, абсолютно на каждом стебельке появились бутоны, и их было столько... я не поверила в реальность такого чуда.

Первый цветок распустился в день рождения Юли.
Потом появился ещё и ещё, и вскоре их стало столько... Не счесть!
Муж говорил мне: "Посчитай!"
Но это было невозможно - весь декабрист был усыпан диковинной красоты цветами: длинный малиновый язычок, на кончике расщеплённый в виде крошечной пятиконечной звёздочки, свешивался вниз из окружения букета тончайших белых тычинок с жёлтым остриём на конце; это сложное устройство из тычинок окружало кольцо из девяти белоснежных, атласных, удлинённо-овальных лепестков, розовеющих к основанию; под верхним кольцом лепестков располагались ещё шесть лепестков, растущих в два яруса; то есть, пристально рассматривая удивительный цветок, можно было обнаружить три яруса белых лепестков, букет тычинок и длинную ярко-малиновую нить, которая свисала наружу и продолжалась до самого стебля.
Более удивительного, странного и изумительно изысканного цветка я не встречала.

Не знаю, как долго будет цвести наш красавец белый декабрист, фотографирую его, складываю в коробочку опавшие засохшие цветочки, и может быть, посчитаю, хотя, с другой стороны, зачем?
Не сомневаюсь, что кто-то где-то видел нечто поразительное, мне не довелось, но передо мной - цветущий белый декабрист.
Белый декабрист, по научному Шлюмбергера (чуднОе название!) - это род кактусов, распространённых в тропических лесах на юго-востоке Бразилии, в Европу он был завезён коллекционерами около 1816 года.
На моём столе стоит белый декабрист, сплошь усыпанный поразительными цветами, они похожи на невероятных по своей неземной красоте бабочек, случайно залетевших на нашу планету.
А за окном идёт снег, и летают, улетают снежинки - мотыльки.

PS.
Прошло три года после этого рассказа. В конце октября на каждой веточке декабриста снова появились бутоны, а через девять дней после прощания с нашей красавицей Юлей расцвели два ослепительно белых цветка. Похоронили на даче.
Она была с нами 13 лет.