Поездка на Соловецкие острова

Павел Лосев
               
                ПОЕЗДКА НА СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА


          Закончилась первая часть летних гастролей в Архангельске и театр имени М.Н.Ермоловой переезжал во второй город – Мурманск. Оказалось, что есть два свободных дня и несколько человек решили поехать на экскурсию на Соловецкие острова. В театре у меня сложились очень хорошие отношения с артистами значительно старше меня. Самые теплые отношения у меня были с Николаем Аркадьевичем Бриллингом. Он был очень грамотным, умным, начитанным человеком, и мне было интересно с ним общаться. На гастролях мы с ним много виделись, иногда играли в преферанс. С ним мы и поехали.  Оплатили тур, получили каюту второго класса, и, за полчаса до отправления теплохода, поселились в ней. Зашли в салон, по радио шла трансляция футбольного матча чемпионата мира в Испании.
           Отчалили вовремя. Погода была  пасмурная, море не очень спокойное. Довольно  быстро теплоход удалился от берега, и вокруг было только бурлящее, свинцовое море. Сказав Бриллингу, что пойду на разведку, я оставил его в салоне и пошел посмотреть ресторан. Их оказалось два. Зайдя в ресторан первого класса, подошел к бару и, узнав стоимость водки, оставил там пять рублей, договорившись о том, что скоро мы придем и потратим эти деньги. Тоже самое  проделал в ресторане второго класса. Вернулся в салон, трансляция матча была плохо слышна -  теплоход прилично отдалился от берега. Слушать было нечего и я предложил пойти в ресторан:
         -Коля, мы пойдем в ресторан и, чтобы я там не говорил, не реагируй. Ты, как Киса Воробьянинов, «особа приближенная к императору».
         Договорились и пошли. Придя в ресторан первого класса, подошли к бару.
         - Позвольте представить вам Николая Аркадьевича Бриллинга, народного артиста всего Советского Союза,- начал я свой спитч и затем продолжил.- А меня можете звать просто Павел,- и уже совсем просто добавил.- Налейте нам, пожалуйста, по сто грамм водки.
          Нам налили. Выпили. Поблагодарили и сказали, что попозже зайдем еще.   
          -Ты ведь не заплатил в баре, - недоуменно сказал Бриллинг.               
          -Тебя узнали.
          Постояв немного на палубе, мы продолжили наше путешествие по теплоходу. Зашли в ресторан второго класса, там были накрыты столы к ужину. Заняв места, мы  подошли  к бару. Все происходило как по сценарию. Представление прошло как нельзя отлично. Поужинав, подышали свежим морским воздухом и, не долго думая,  снова пошли в ресторан первого класса. Подойдя к барной стойке, я спросил:
           -Я вам представлял Николая Аркадьевича?
           -Да, народного артиста всего Советского Союза, – ответил бармен.
           -Тогда по сто грамм.
           Нам осталось заглянуть в ресторан второго класса, что мы и сделали через некоторое время.
           Удовлетворенные выполненной программой, спустились в каюту, где и заснули под шум  волн, бьющих в стекло иллюминатора.
           Утром, вскоре после завтрака, теплоход причалил к Большому Соловецкому острову, главному острову Соловецкого архипелага. Получив сухой паек, мы спустились по трапу и ознакомились с маршрутами  экскурсий. В основном, все маршруты состояли из пешеходных, совмещенных со шлюпочными. Услышав о том, что надо самим грести, мы решили заняться самостоятельным осмотром острова. Было холодно, около десяти градусов тепла и, чтобы согреться, мы быстрым шагом направились в сторону монастыря.
            Осмотрев все, что смогли, мы пришли в центр поселка и, совершенно случайно, оказались около винного отдела продовольственного магазина. Несмотря на дневное время, он был закрыт. На дверях были массивные стальные накладные запоры с  огромными замками. Рядом скучало несколько человек, которые начали объяснять причину закрытия. Мы поблагодарили их за сообщения, узнали  как зовут продавщицу  и где ее найти. Проверили наличность, оказалось не густо. Поднявшись на второй этаж указанного  нам дома, постучали в дверь, так как звонка не было. Дверь открыла крупная женщина лет сорока пяти. Поздоровались и спросили:
            -Вы Анна Николаевна?
            Получив утвердительный ответ, я тут же включил информацию:
            -Позвольте представить вам Николая Аркадьевича Бриллинга, народного..
            -Сколько?- спросила Анна Николаевна, не дав мне закончить тираду, и уточнила. - Сколько вам надо бутылок?
            -Одну,- с горечью сказал несостоявшийся Киса.
            -Берите больше, еще раз не пойду,- предупредила Анна Николаевна и, захватив связку ключей, закрыла дверь.- Пошли.
            Получив вожделенный товар, мы направились  к заливу и, достигнув его, пошли вдоль берега. Вода в заливе была спокойная, ярко светило  солнце, не прибавлявшее никакого тепла. У воды,  вдоль всего берега, кучами лежали крупные камни. На одном из них сидела актриса нашего театра Электрина Ивановна Корнеева и внимательно наблюдала  за многочисленными птицами, плавающими на воде и летающими  над заливом. Время от времени она бросала им кусочки хлеба из сухого пайка. Полюбовавшись на эту картину,  мы прошли еще немного и, устроившись на камнях, приступили к трапезе.
             Неизвестно откуда, появилось огромное количество комаров, старавшихся испортить нам настроение, но это им не удалось сделать. Покончив с «обедом», мы погуляли по берегу, дыша свежим прохладным воздухом, а затем, не спеша, двинулись к причалу. Настроение было отличное – мы посетили Соловки и полностью выполнили намеченную программу.

             Впереди были гастроли в Мурманске и другие истории.

На фотографии: Николай Аркадьевич Бриллинг (1920-1988)