«К педагогическому делу надо призывать …не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность» (Д.И. Менделеев).
Настоящий педагог любит всех детей одинаково, как своих родных, чувствует их боль и радость, прощает проступки, учит достойной жизни. Достойного человека воспитывает личный пример учителя.
Наши учителя заслуживают, чтобы о них знали, помнили. В 10 – ой школе физику преподавал Геннадий Степанович Буянов; он был среднего роста, сухощавый, с очень смуглым лицом, черноволосый. Всегда спокойный, выдержанный. Воспитывал он нас как-то незаметно: не было нотаций, упреков, назиданий, он просто побуждал нас к положительным действиям, поощряя словом «молодец», строгое лицо его при этом озарялось доброй улыбкой.
Как-то так получилось, что он вместе с нами перешел в среднюю школу из восьмилетки и даже стал во втором полугодии классным руководителем в нашем 9-Б классе (почему – то классные руководители у нас часто менялись).
Помню, как мы, девчонки, под его руководством готовили концерт для мальчишек к 23 февраля. Самым дорогим подарком, я считала и считаю сейчас, является книга, поэтому с подружками приобрели в качестве подарков одноклассникам книги; мне приглянулась книга Чингиза Айтматова «Повести гор и степей». Произведения « Первый учитель», « Тополек мой в красной косынке», «Джамиля», « Материнское поле» мне очень нравились, хотелось, чтобы и другим полюбились эти замечательные повести.
Перед первым уроком быстренько разложили подарки на столы, за которыми занимались мальчишки. А после уроков устроили концерт в честь защитников Отечества. Волновались, конечно, но Геннадий Степанович нас подбадривал, поддерживал. Восьмого марта мальчишки подарили всем девчонкам шикарные шкатулки, украшенные ракушками, а после уроков дали ответный концерт. Эти дни запомнились как настоящие праздники.
Готовясь к выступлениям, класс становился сплоченнее, так мне казалось. Дело в том, что в классе существовали группы по месту жительства, а общие мероприятия помогали всем ученикам в какой - то мере сдружиться. Наш Геннадий Степанович уважительно относился к людям, не взирая на их социальный статус.
С нами, учениками, предпочитал беседовать индивидуально, если были какие – то проблемы. Он был джентльменом с безупречными манерами и галантным поведением по отношению к женщинам. Всегда спокойный и очень добрый, он бывал и жестким, резким, это зависело от ситуации. Учитель ведь тоже устает, но находит силы успокоиться и поступить мудро. Очень точно и метко об учителе написал С.Л. Соловейчик:
«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Геннадий Степанович именно так и работал, находя силы, вдохновение учительское "в сознании величия своего дела"!
Когда в девятом классе стали изучать электротехнику, он нас водил на производственные предприятия, какие находились в городе. Нам, конечно, очень нравились такие экскурсии. Мы были и на маслозаводе, в ЦРММ, на драге, в автопарке…
Как же мы были благодарны ему за эти экскурсии! Вот уж, действительно, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать! К.Д. Ушинский сравнивал личность воспитателя с плодотворным лучом солнца. Он подчёркивал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Мы благодарны Геннадию Степановичу, который и воспитывал, и учил нас,мы помним его мудрые уроки, они сохранились в наших сердцах и помогают нам жить. Ноябрь2017год Фото из альбома Ольги Чешкиной, моей одноклассницы.