Вечная слава физику и человеку - Эйнштейну

Михаил Близнецов
Это высказывание Яков Борисовича Зельдовича.
Зельдович - всемирно признанный лидер в астрофизике и космологии, иностранный член лондонского Королевского общества, Германской академии естествоиспытателей, Американской академии наук и искусств, почётный член ряда физических обществ и университетов.

В 1973 г. на международном астрономическом симпозиуме в Кракове, Зельдович представил доклад под названием "Рождение частиц в космологии".
Зельдович был весьма ироничным человеком и на торжественном открытии симпозиума обратился к докладчикам с напутствием:
- Банальности должны сообщаться убедительно и ясно.

В своём докладе Зельдович обсуждает проблемы, связанные с сингулярностью. Если кто не знает, парвичная сингулярность - это точка с бесконечной плотностью, бесконечной температурой и бесконечной кривизной пространства - времени. Откуда взялась такая точка, никто не знает и этот вопрос даже не обсуждается. А если кто не верит в такую точку, то таких на симпозиум не пригласили. Был единственный доклад Хальтона Арпа под названием "Свидетельства существования красных смещений, не связанных с движением", который не соответствовал релятивистскому симпозиуму.

Яков Борисович в докладе обосновывает возможность рождения частиц в точке с очень большой кривизной пространства и родившиеся частицы не исчезают даже после того, как кривизна становится малой, т. е. когда точка стала расширяться в результате какого - то Большого Взрыва.

Возникает вопрос. Какой закон физики рождает частицы в кривом пространстве? Оказывается, рождение частиц происходит через тензор энергии - импульса.
Тогда опять вопрос. Что такое тензор энергии - импульса? Оказывается, тензор энергии - импульса является релятивистским обобщением понятий энергии и импульса классической механики.
Пока понятно только то, что это релятивистское обобщение.
А что такое тензор? Тензор от латинского "напряжённый" - объект линейной алгебры, преобразующий элементы одного линейного пространства в элементы другого, т. е. это геометрические преобразования пространства.
Но геометрические преобразования - это не закон физики. Неужели Зельдович не знал этого? Или есть такие понятия, доступные только избранным? Видимо, не зря Лев Ландау утверждал: "теоретическая физика - занятие не для славян".

Но искривлять пространство начал Эйнштейн и продолжил Фридман. В своём страстном желании свести физику к геометрии, Эйнштейн намеревался представить физический мир, как геометрическое поле.
Эйнштейн искривлял не пространство, а воображаемую геометрию. Геометрий много, а пространство одно. И главное, экспериментальных подтверждений деформации пространства и времени не установлено. А рождение частиц из кривизны пространства - это очень высокий полёт релятивистской мысли Якова Зельдовича.

"Нет ничего хуже сомнительных теорий, подтверждённых сомнительными экспериментами". Л. А. Арцимович.

И всё же, остаётся вопрос. Яков Зельдович - один из теоретиков советской атомной и водородной бомбы. Но атомные реакции - это законы физики. И вдруг, рождение частиц из кривизны пространства...

И лишь недавно появились факты, что одним из основных математиков - разработчиков атомного оружия СССР был физик - теоретик Николай Александрович Дмитриев, о котором Зельдович сказал: "У Коли, может, единственного среди нас, искра Божия". Дмитриев - лауреат Сталинской премии, имеет два ордена Трудового Красного Знамени, орден Ленина, лауреат Государственной премии.

А вот кредо Якова Зельдовича: "Теория относительности вызывает удивление и гордость за человечество".

На торжественной аудиенции учёных у Папы Римского в 1968 г., Зельдович преподнёс понтифику двухтомник своих избранных трудов и сказал: " Когда я был моложе, я думал, что наука и космология в состоянии объяснить происхождение Вселенной. Теперь я не столь уверен".