А на острове том - земляника...

Белый Налив
                Strawberry fields - forever!
                Джон Леннон

                Красота – это очаровывающая нас тайна.
                Подобно всем высочайшим переживаниям
                человеческой души, восприятие красоты
                динамично. Чувство умиротворения, кото-
                рое приносит красота, никогда не умирает.
                Р.Мэй


     И вот опять пришла весна – долгожданная, выстраданная, ибо зима проявляла свой характер даже в апреле – наполненная, как и всегда, радужными надеждами и мечтами.
    Казалось бы, какие мечты, если тебе за пятьдесят и какие бы усилия ты не прикладывала для придания своей внешности, телу, гардеробу элементов молодости, ты понимаешь, что помолодеть ты можешь от силы на пять-семь лет (это при очень большом старании); если некоторые твои подруги, не следящие за собой, -  вообще «старые клячи»; и если найти приличного мужчину, чтобы просто скрасить с ним своё одиночество или отправиться с ним в маленькое путешествие, шансов у тебя становится всё меньше и меньше.
    Так что же делать?
    А что если самой отправиться в маленькое путешествие, пусть недалеко? Съезжу-ка я на озеро Резнас, самое большое и красивое из озёр Латвии! Говорят, там очень живописно. До недавнего времени туда отправлялись «дикарями», а теперь там, как и везде, есть туристический сервис с гостиничными комплексами, стоящими у самой кромки воды. А вокруг – леса и островки, на которых в изобилии растёт земляника, самая любимая моя ягода, аромат которой всегда вызывал у меня чувство умиротворения. Растут также разные лекарственные травы и луговые цветы.   


                ***


    Спонтанно возникшее желание побуждает меня к его осуществлению. Я не стала делать никаких дорогих косметологических процедур, изощряться в выборе гардероба. Я поехала в Латгалию такой, какая я есть, лишь слегка подкорректировав брови и купив дорогую помаду. Из одежды взяла самые удобные, комфортные вещи – чем проще, тем лучше.

    И вот уже скорый поезд «Рига – Москва» подходит к городу Резекне, неофициальной столице Восточной Латвии – Латгале, или, по-русски, Латгалии, где я в юности пару раз гостила у своей подруги. Сколько же лет нам тогда было? Ну, конечно же, по неполных шестнадцать.
    Все наши помыслы были тогда обращены к предстоящей учёбе в вузе и, конечно же, к обретению самостоятельности. Обрести её, эту самостоятельность, так рано нам не удалось. Лишь к тридцати годам, утвердившись в профессии, обретя «друзей жизни», которых потом потеряли где-то к сорока пяти, мы могли говорить о своей самостоятельности и даже самодостаточности. Но главного, то есть нежного и преданного супруга, у нас обеих не было. Несмотря на это мы избавились от сомнений и иллюзий, что само по себе было неплохо.
    Подруга увлеклась учением Рериха. Она даже ездила в Питер, чтобы встретиться с самим Гребенщиковым (по её словам). Она вся погрузилась в какие-то медитации, аффирмации. А в прошлом году посетила рериховские места в Гималаях, от которых была в восторге всё последовавшее за сим событием время.
    «Впечатлений, полученных там, мне хватит на всю оставшуюся жизнь!» - заявила она и была, несомненно, права.
    Я же по-прежнему находилась в поиске, и мне хотелось познать волю Неба. Но, думала я,  время для этого ещё не настало, потому что душой я моложе, чем мой биологический возраст.
 
   Неполных три часа в поезде я провела в воспоминаниях и размышлениях. Стук колёс укачал меня. Сквозь дрёму я услышала:
    - Смотри, какая эффектная женщина! – это сказал проходивший по узкому проходу мужчина лет сорока двух. Я приоткрыла глаза. Его собеседник и спутник, похоже, постарше, внимательно посмотрел на  меня.
    - Может, подсядем, познакомимся, узнаем, куда путь держит.
    - Поздно, Олег. Нам скоро выходить.
    - Жаль, - посетовал Олег, - прохлопали, значит…


                ***

    Городок осматривать мне не пришлось, так как вскоре на автовокзале я села в автобус, идущий в один из  приозёрных посёлков.

    - Как вас разместить? – спросил администратор турфирмы. – Предпочитаете жить в гостинице на берегу или же в домике на одном из островов?
    - Конечно, на острове! – воскликнула я, не ожидая такого романтического варианта. – Я люблю зелень, цветы и чистую воду.
    - Хорошо, - ответили мне, - наш лодочник прямо сейчас отвезёт вас на остров.
    И вот я уже мчусь на моторке с быстротой ветра, омываемая брызгами озёрной воды. День клонился к вечеру, поэтому мой провожатый спешил. Минут через двадцать он пришвартовал катер к миниатюрному причалу на берегу острова. Рассчитавшись с лодочником, который немедленно рванул обратно на материк, я увидела дом, который существенно отличался от обычных домиков для отдыхающих.
    Постучав, я вошла в прихожую и увидела сидящего за столом молодого мужчину, типичного «фирмача» местного разлива.
    - Извините, - слукавила я, - мне сказали, что вы – хозяин фирмы и сами распределяете гостей по домикам.
    - Точно, - ответил мужчина, - вам дали правильную информацию. Пойдёмте со мной. Вам, полагаю, нужен одноместный домик. Есть такой, но тесноватый.
   - А двухместный на одну намного будет дороже?
   - Учитывая, что там просторнее, плата превышает ненамного, всего на 10 евро в сутки.
   Я согласилась, и он повёл меня к домику, стоящему за холмом, в окружении белоствольных берёз.
   - Знаете, на нашем озере иногда так разгуливается ветер, что волны докатываются до ближайших домов. А холм защищает этот домик от подобных ветров.    
    - Прекрасно, - сказала я. – Выбираю этот двухместный и пока оплачу за 10 дней его аренды для себя одной.   
    Мы вошли внутрь. Там пахло свежим деревом и смолой – построен был, видно, совсем недавно – и какими-то травами, расставленными в напольных керамических вазах. (Забыла сказать, что Латгалия славится далеко за пределами Латвии своими мастерами керамики). В них же стояли и букеты полевых цветов. На столе стояла керамическая же чаша, полная земляники, а рядом с ней кружка с молоком явно не заводского происхождения. 
    - Вот это да-а! – протянула я. – Вы всех так встречаете?
    - У нас этот домик считается люксовым, и мы стараемся соответствовать.
    - А трёхместные у вас есть?
    - Нет. Нерентабельно. У нас не так уж много клиентов, особенно постоянных. Если приезжает семья с ребёнком до 10-12 лет, они прекрасно разместятся и в двухместном. Тем более, люди, как правило, в хорошую погоду дома не сидят. Они загорают, купаются, катаются на лодках и водных лыжах, собирают ягоды в лесу – их здесь невероятно много – в общем, развлекаются на природе, как могут.
    - А в теннис поиграть или в волейбол?
    - Есть спортплощадка, где с натяжкой можно делать и то, и другое.
    Он попрощался со мной и вышел из домика, а я стала разгружать свои сумки. Я была чрезвычайно довольна. Отдых обещал быть приятным.


                ***


    Утро следующего дня было чудесным. Солнце уже спозаранку осветило весь островок, обитатели которого потянулись из домиков на природу. К воде пошла я и пара молодых женщин. Судя по количеству людей, которые выходили наружу, не все домики ещё были заняты. «Это и хорошо, - успокоила я себя, - многолюдья и сутолоки на мини-пляже здесь не будет».
    Водичка в озере была ещё холодная, но я, тем не менее, получила колоссальное наслаждение от такого купания: холодная вода бодрит лучше – эту истину я усвоила более двадцати лет назад, когда могла без проблем ездить к Чёрному морю и сравнивать тамошнюю воду с балтийской. Последняя выигрывала.
    После довольно продолжительного купания я расстелила покрывало рядом с большим кустом дикорастущей красной смородины, который, в случае необходимости, дал бы мне тень, и погрузилась в чтение книги.
    Прошло минут сорок, и я услышала по ту сторону куста разговор двух мужчин. Их голоса показались мне знакомыми.
    - Ну, что, Олег, здесь заляжем?
    - Как хочешь, но мне что-то кажется, что с той стороны куста тени потом будет побольше.
    - Пожалуй, ты прав. А ну-ка, давай переберёмся, пока никто не занял места.
    Минуты через две они «нарисовались» возле меня. Лицезрение распростёртого под лучами солнышка тела явно огорчило их.
    - Простите, - сказал один, - мне казалось, что здесь свободно.
   Я подняла очки, чтобы лучше их разглядеть. «Ба, да это же мои «знакомые» по скорому поезду. Значит, и они ехали именно сюда!»
    - Олег, да это же та женщина, с которой мы хотели познакомиться в поезде!
    - Давайте сделаем это сейчас, - предложила я. – Валентина! – и я протянула руку сначала Егору, потом Олегу, тому, что постарше. – Я приехала уже вчера. Как же так случилось, что вы приехали только утром?
    - Ничего непонятного! Мы просто переночевали в Резекне, у мамы Олега.
    Поскольку наша беседа грозила затянуться, я встала и, собрав свои вещи, сказала:
    - Располагайтесь. А я пойду – не хочу в первый же день обгореть.
    Видно было, что друзья были разочарованы.


                ***


    Потом мы опять пересеклись. Мир тесен, а остров на латгальском озере, пусть и самом большом в Латвии, - тем более. Оказывается, Олег и Егор были заядлыми теннисистами, как и я. После ужина мы и встретились на подобии корта, который был одновременно и волейбольной площадкой.
    Нашёлся и ещё один любитель  тенниса, с которым мы составили пару в игре «два на два».
    Я обратила внимание, что на острове больше одиноких мужчин, потом шла прослойка семейных пар, а менее всего было женщин в возрасте от тридцати до пятидесяти. Меня это крайне удивило, так как везде, где я отдыхала раньше, большинством были именно одинокие женщины той же возрастной категории.
    Всё хорошо было у озера, даже питание – в пределах допустимого, но меня, как всегда, допекали насекомые – комары и слепни. Здесь их была тьма-тьмущая, так что на открытых полянах было разрешено жечь костры, на которых пеклась картошка и даже жарились маленькие шашлыки.
    Так прошло шесть дней. Я планировала пробыть здесь ещё десять, но случилось одно обстоятельство, и планы пришлось менять.


                ***


    В субботу мы с соседкой решили отправиться вглубь острова за земляникой. Решили пойти пораньше, потому что уже в девять утра наступала жара. Местность, хоть и холмистая и есть где спрятаться, но и открытых мест хватает. Уголок острова, куда мы пришли, был очень живописный. Росли ели, сосны, лиственные деревья вперемешку с ними, кустарники. Прошли через луг, сплошь покрытый цветами, особенно много было незабудок. Руки не удержались, чтобы не нарвать букет. Спустились в небольшой овраг, где их можно было буквально косить, так как на лугу преобладали ромашки.
    Внезапно до нас донеслись голоса. Говорили наверху, почти надо мной. Я осторожно выглянула из овражка и увидела Ксению и Егора. О Егоре я уже рассказывала, а вот Ксения – это его бывшая жена, и надо же было так случиться, что их угораздило здесь встретиться.
    Говорил Егор:
   - Что, мне на колени перед тобой встать? Я хочу тебя, и ты это знаешь.
   - Ничего. Скоро вернёшься к благоверной, там и душу отведёшь.
    - Что жена! Она у меня холодная, как мороженая рыба. Ну, зачем ты тогда устроила скандал и всю жизнь нашу испортила! Ведь можно было и тогда восстановить её.
    - Но и восстановленные отношения ни к чему бы не привели.
    - Как не привели? Мы же три года любили друг друга!
    - А дальше что?
    - Так же бы и любили. Ксения, я тебя прошу, приходи в наш домик. Олег сегодня к одной даме в гости собирается, на взаимность надеется и заночевать в гостях.
    - Он же, вроде, жениться собирался.
    - Одно другому не мешает. Он никогда не был зависим от женщин.
    - А ты был?
    - Да, как это ни печально, я зависим, и ничего не могу с этим поделать. Вот увидел тебя – и всё, растаял.
    - Ладно, раз так, может быть, и приду.
    Нечаянно подслушав этот диалог, я поняла, что эта пара сегодня будет вместе.
    Набрав цветов, мы с приятельницей вышли на огромную земляничную поляну, которая была скорее красной, чем зелёной. Мы явно здесь были пионерами. Я никогда в жизни не видела столько земляники. Она была крупная, свежая, с капельками росы на листочках. Эта картина умиляла, радовала сердце.
    - Ну, давай, что ли, за работу! – воскликнула Регина, - урожай ждёт!
    Она уже ловко работала пальцами, а я всё ещё любовалась этой красотой, чтобы запечатлеть её в памяти. И ведь запечатлела! Мне с тех пор не раз поляна эта снилась, да и сейчас стоит перед глазами, как живая.
    Мы быстро набрали приготовленные лукошки и пожалели, что они оказались слишком маленькими.


                ***


    Вечером того же дня раздался стук в дверь. Я отперла её и, к своему удивлению, увидела улыбающегося Олега с большим букетом, составленным из кустиков земляники. Он был большой, очень яркий, так как ягодами был усыпан, а обрамлён был листьями папоротника. Я такого чуда ещё не видела. Много мне дарили букетов, но такого!..
    - Это вам, Валя! – и он протянул мне букет.
    - Но по какому случаю столь изысканный подарок?
    - А вы мне нравитесь, и я давно хотел это сказать. Вот и говорю.
    И тут я вспомнила утренние слова Егора и поняла, к какой даме на ночёвку собирался Олег.
    - Минуточку, Олег, я подумаю, куда поставить букет, а потом угощу вас кое-чем.
    Я быстро поставила ягодный букет в стеклянную банку, накрыла журнальный столик, выставив на него коронное блюдо от местных рыбаков – тушённые в молоке снетки,  а также тарелку с нарезанными овощами и ту самую керамическую миску с собранной утром земляникой. Олег вытащил из кармана фляжку дорогого коньяка, чего я, разумеется, ожидала.
    - Откуда снетки? – удивился он.
    - Я человек довольно коммуникабельный. Местные ребята подсобили. А снетков в озере стало совсем мало. Правда, для меня постарались.
    Мы выпили по стопочке, а потом я, подперев голову руками, сидела и смотрела, как Олег за обе щеки уминает рыбный деликатес. Заметив мой взгляд, он засмущался и сказал:
    - Валя, можно, я переночую у вас? Понимаете, друг привёл старую знакомую, а я как бы бездомный. У вас тут две комнаты…
    - Почему же «бездомный»? Есть же и гостиница.
    - Ой, как же я раньше не сообразил?
    Он как-то спешно собрался и, наскоро попрощавшись, удалился. Не повезло мужичку, рассчитывал на большее гостеприимство с моей стороны. А ведь красавчик, да и помоложе меня. Но я ехала сюда отдохнуть и поднабраться сил. Романы затевать в мои планы не входило.
    И всё-таки, как приятно получить из рук симпатичного мужчины земляничный букет!

    Через день я покидала гостеприимный остров.
    - Что так рано? – спросил администратор. – Заплатили за десять дней, собирались ещё дольше быть, а уезжаете так скоро. Или не понравилось у нас?
    - Да нет, всё замечательно. Просто дела зовут расстаться с вами раньше.
    - А ваши друзья тоже уехали с утра, первой лодкой.
    - Надо же, какое совпадение!

    И снова я ехала в поезде Москва – Рига. На полке покоился мой багаж. А возле себя я поставила корзинку, подаренную мне Региной для земляничного букета, который я всенепременно желала довезти до дома. На дно корзинки я постелила кусочек влажной  байки, чтобы кустики могли продержаться до Риги. Люди, проходившие по коридору вагона, обращали внимание на моё открытое купе и на то, что стояло на столике.
   - А ты запах почувствовал? Какой аромат! – доносились до меня восклицания.
    И действительно, моя земляничка благоухала на весь вагон. А я смотрела в окно, счастливая и умиротворённая.