О таланте писателя

Станислав Бук
Обнаружив сотни тысяч авторов на прозе.ру, да не менее того тех, что пишут, но не попали на этот портал, а ещё – ставших известными и помещавших свои творения в закрытых литературных клубах… я думал, что и действительно талантливому писателю не мудрено затеряться.

И я представлял себе, что раньше, когда пишущей братии было немного, вот тогда-то подлинные таланты вроде Гоголя и Чехова быстро всплывали в тогдашнем мелковатом море художественной литературы.

Но вот мне попалась книга Насима Николаса Талеба «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ под знаком непредсказуемости».
Книга с оригинальной философией интересна вовсе не по причине анализа писательских талантов. Но в ней я наткнулся на суждение, созвучное моим размышлениям.

 Вот оно:

«В силу "звездной" динамики то, что мы именуем "литературным наследием" и "литературными шедеврами", представляет собой лишь крохотную долю коллективно созданного. Вот в чем штука. Это-то и мешает нам выявлять таланты. Допустим, вы приписываете успех Оноре де Бальзака, французского романиста XIX столетия, его беспощадному "реализму", "прозрениям", "остроте чувств", "проработке характеров", "умению увлечь читателя" и так далее. Эти "превосходные" качества можно признать необходимой предпосылкой к созданию превосходного произведения при условии и только при условии, что те, кто не обладает так называемым "талантом", лишены этих качеств. А что, если существовали еще десятки столь же прекрасных литературных творений, которые до нас не дошли? Если и вправду были написаны и исчезли не менее ценные рукописи, то, как мне ни жаль, ваш кумир Бальзак отличается от своих безвестных соперников лишь тем, что ему невероятно повезло. Более того, преклоняясь перед Бальзаком, вы допускаете несправедливость по отношению к другим.
Я вовсе не имею в виду, что Бальзак не был талантлив, я только хочу сказать, что талант его менее уникален, чем кажется. Подумайте о тысячах писателей, ныне никому не известных, — никто их в расчет не берет. Мы ничего не знаем о тоннах отвергнутых рукописей именно потому, что они никогда так и не были напечатаны. Только "Нью-Йоркер" возвращает в день около сотни рукописей — представьте же, сколько гениев так и останутся для нас неоткрытыми. В стране вроде Франции, где количество писателей, как это ни грустно, превышает количество читателей, престижные издательства принимают одну из десяти тысяч рукописей начинающих авторов. А сколько актеров, не прошедших пробы, могли бы многого добиться, если бы им улыбнулась удача...
В следующий раз, когда вы будете в гостях у какого-нибудь состоятельного француза, обратите внимание на расставленные в шкафах угрюмые тома серии "Bibliotheque de la Pleiade", которые их владелец, скорее всего, в жизни не открывал — главным образом из-за их неудобного размера и веса. Приобщение к "Pleiade" равносильно приобщению к литературному канону. Эти дорогие томики хранят запах сверхтонкой бумаги, позволяющей втиснуть полторы тысячи страниц в формат купленной в ларьке книжонки в мягкой обложке. Они созданы для того, чтобы вы могли разместить максимум шедевров на квадратном футе парижского жилья. Издатель Гастон Галлимар вел придирчивый отбор авторов для серии "Pleiade". Лишь очень немногим повезло попасть в нее еще при жизни, как это было с Ан-дре Мальро, эстетом и искателем приключений. В серию вошли Диккенс, Достоевский, Гюго и Стендаль, а с ними Малларме, Сартр, Камю и... Бальзак. Хотя, если следовать идеям самого Бальзака, о которых мы сейчас поговорим, то придется признать, что подбор именно такого корпуса отнюдь не безусловен.
Бальзак великолепно обрисовал проблему скрытых свидетельств в романе "Утраченные иллюзии". Люсьен де Рю-бампре, он же Люсьен Шардон, отправляется из Ангулема в Париж "делать" писательскую карьеру. Люсьен даровит. Его (и читателя) убеждают в этом провинциальные ангулемские полуаристократы. Трудно сказать, что подтолкнуло их к такому выводу — литературное мастерство Шардона или его приятная внешность; более того, Бальзак задается вопросом: как оно вообще определяется, это литературное мастерство? Успех, по его циническим наблюдениям, — это результат либо ухищрений и организованной покровителями шумихи, либо случайного всплеска интереса, вызванного отнюдь не достоинствами произведения. Люсьен узнает о существовании огромного кладбища, где покоятся "соловьи": "...соловьями книгопродавцы называют книги, которые залежались на полках в глубоком уединении книжных складов".
Бальзак показал печальное состояние современной ему литературы: издатель возвратил Люсьену рукопись, не читая; позже, когда Люсьен приобретает некоторую литературную репутацию, эту же рукопись принимает другой издатель — и тоже не читая! Достоинства сочинения — дело второстепенное.
Еще пример скрытых свидетельств: герои романа сокрушаются, что "нынче все не так, как было раньше", подразумевая, что в прежние времена в литературе царствовала справедливость — как будто тогда не было кладбища книг! Они забыли о "соловьях" древности. Выходит, что и двести лет назад люди так же идеализировали прошлое, как мы идеализируем его сейчас» (Гл.8., раздел «Кладбище книг»)

Я поместил здесь высказывание этого сирийского философа без купюр, так как точно пересказать его своими словами вместе с приведенными примерами было бы весьма затруднительно.

Думаю, многим из авторов прозы.ру, как и мне самому, здесь есть о чём подумать, и, может быть, - успокоиться, избавиться от огорчения, вызываемого ограниченностью читательской аудитории, ибо – так было всегда, а не только в эпоху Интернета.

Может быть даже появилась возможность снять с Интернета одно из многих обвинений.

Ведь так было всегда!