Саморефлексия

Александр Козак
***
Можно Разум смести(снести) - Сумасшествием тем,
Сколько Вирусов есть? - Эпидемий проблем?...
Сколько Эр и Эонов? - в Со-знанье вошло,
Интернет - как Голем* и Вселенское Зло...   А.В. Козак

***
Я сам себя - по жизни убиваю,
Коль негатив, до сердца - допускаю...
И если, не приемлю - Сам себя,
Я враг - Себе! - Мои враги! - друзья...

Но если я, по жизни - Оптимист,
Есть вариант - Не падать больше вниз...
И, нет проблем! - Есть только шанс - взлететь,
Ты можешь, Всё! - И важно, лишь - хотеть!...

Желание! - Стремление! - Расти!...
Любить себя, других... Не подвести...
Дарить Любовь! - Делиться Всем, что есть...
Здесь и Сейчас! - Желать! - Мечтать! - И Сметь!...

А.В. Козак



***
11.11.2017г

Я, не согласен! - С тем, что в Мире, есть...
Я, не доволен! - Собственно(й) собою(судьбою)...
Я наблюдаю, Жизнь! - И вижу её "жесть"...
И Перемены, что лишают - Дух Живой(Святой)! - Покоя...

Безумен Рок! - Сансары Колесо,
История, не учит! - Поколений...
Безумны цены! - на картины Пикассо**,
Их, не коснулся! - кистью Божий гений...

Гармония покинула(оставила) людей,
Безумно, Время! - В Вечности сгорая...
О сколько в мире! - Праведных(правильных) Идей,
Но, ни одна! - Нас, не приводит! - к Раю...

И Хаос! - ширит магию вещей,
Век потребленья! - множит Мир, изгоев...
И Какофония! - Звучит в нас, всё сильней,
Земля страдает! - От безумия и боен(боли)...

Я, не согласен! - С тем, что в Мире, есть...
Я, не доволен! - Собственно(й) собою(судьбою)...
Я наблюдаю, Жизнь! - Такой, какая - она есть...
И в ней, ищу! - Гармонию покоя...

Я возвращаюсь! - В сердце, к Небесам...
Дыханьем воли! - Душу успокоив...
Вновь улыбаюсь! - Милым чудесам,
Вдруг осознав! - Что мир Любви достоин...

И отпуская, Всё! - что в Мир пришло,
Я, ощущаю! - Всех энергий токи...
И, принимая! - Жизни Существо(Торжество)***,
Благословляю! - И Судьбу Свою, и сроки...

А.В. Козак

ЭРА (лат. aera):

В хронологии — начальный момент летоисчисления, например: христианская эра, мусульманская эра (хиджра), эра Диоклетиана, эра Селекидов, эра «от основания Рима» и т. д. (См. Список дат начала различных эр). Бо;льший промежуток времени, чем эпоха.

Геологическая эра — промежуток времени геологической истории, в течение которого сформировалась эратема (группа); подразделяется на геологические периоды; несколько эратем объединяются в эон. Например: палеозойская, мезозойская, кайнозойская эра.

ЭОН (от др.-греч. ;;;; — «век, эпоха, вечность», время жизни, поколение) — понятие в древнегреческой философии, обозначающее течение жизни человека, жизненный путь.

Эон (Айон, др.-греч. ;;;;) — в древнегреческой мифологии и теокосмогонии божество, персонификация всей длительности времени; в римской мифологии ему соответствует богиня Этернитас.

- Эон (Ойон, др.-греч. ;;;;;;) — персонаж древнегреческой мифологии, сын Ликимния и друг Геракла.

- Эон — в гностицизме духовные сущности, эманации Божества, заполняющие пространство, разделяющее Бога и мир и образующие плерому.

- Эон — в геологии длительный период времени, состоящий из нескольких эр.

- Эон — период прохождения точкой равноденствия всего зодиакального круга, то есть 25 776 лет.

- «Эон[en]» — книга швейцарского психиатра Карла Юнга (1951).

- «Эон[en]» — фантастический роман Грега Бира (1985).
д’Эон (Шарль д’Эон де Бомон, 1728—1810) — французский дворянин, тайный агент и фехтовальщик, проведший часть жизни как мужчина, затем — как женщина.

Аббревиатура:

ЭОН (экспедиции особого назначения) — операции ВМФ СССР, обычно по проводке кораблей между флотами.

Астрологическая эра — 1/12 периода прецессии земной оси, например: эра Водолея и т. д.


*ГОЛЕМ (ивр. ;;;;;;;) — персонаж еврейской мифологии, существо одной из основных стихий, или их сочетания, оживлённое магами-каббалистами с помощью тайных знаний, наподобие Адама, которого Бог создал из глины (праха земного, при том, что Адам не называется големом).

Этимология слова:

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. ;;;;;;), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. 139:16) в слове галми (ивр. ;;;;;;;), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду ;;;;;;;;, индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (пуля) и MAR (огонь), слово — Голимар (процесс обжигания глины).


Легенда:

Пражская синагога, где, по преданию, хранятся останки голема
Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю, который оживил истукана, вложив ему в рот т. н. шем, или тетраграмматон.

Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли.

Так, например уже в некоторых текстах «Большого Ключа Соломона», написанных в XVI веке, присутствуют методики по созданию «камня», который создается из глины, крови и иных примесей, этому комку придается форма человека и провозглашается пародийная фраза «да будет человек».

В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием:
- в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона;
- недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»:
- искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Образ голема находит широкое отражение в культуре различных эпох. В частности, големы появляются в следующих произведениях:

Литература:

Западноевропейская литература
В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики
- (Арним, «Изабелла Египетская»;
- на реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн,
- или Современный Прометей», у Гофмана и Гейне);
для них голем — экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества.

В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой — роман Густава Майринка и в еврейской — драматическая поэма Г. Лейвика.

В романе Томаса Манна «Иосиф и его братья» Яков, уверовав в смерть любимого сына Иосифа, в своём безумии страдания обсуждает с главным рабом Елиезером план воссоздания Иосифа путём создания голема.

*«Голем» Майринка по существу — социальная сатира на мессианизм.
- *Он — символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», — болезненно страстной и смутной жаждой освобождения.
- *Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и Голем, становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов.

«Голем» — это книга, в которой обретают зловещую реальность древние каббалистические образы и мистическая подоплёка обыденной жизни.

Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем.

Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

В 1908 году была напечатана пьеса «Голем» Артура Холичера.

Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис-Зингер.

Станислав Лем написал в 1973 году рассказ «Голем XIV» (Golem XIV).

Русская народная сказка.
Очень похожа на легенду о големе сказка о Глиняном Парне и Снегурочке.

Русская литература:

В русской литературе можно отметить:
-  роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей», в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры:
- в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге.
Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине — Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

Так же у фантастов братьев Стругацких в повести «Понедельник начинается в субботу» имеется упоминание о Бен Бецалеле и Големе.

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников.

Писатель Климов, Григорий Петрович в романе «Моё имя легион» (глава № 17 «Чистилище») упоминается спецпроект 13-го отдела КГБ СССР «Голем».

В cерии книг «Тайный город» Вадима Панова очень часто употребляются големы как боевые, так и для домашнего обихода.

Поэзия:

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик.
Голем для него:
- символ пробуждающейся народной массы,
- её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого;
- ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе.

Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом.

Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

Фантастика:

Идея Голема, как существа, созданного искусственно для выполнения работы, является предшествующей идее робототехники. При этом, факт проявления Големом мышления, не предусмотренного создателем, позже широко используется в сюжетах «восстания машин».

В творчестве писателей-фантастов:
- голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота с заложенной в него программой.

В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема необходимо подобрать буквенный код.

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:

- Лазарчук А., Успенский М. «Посмотри в глаза чудовищ» — описана монотонная работа сотрудников Аненербе по подбору такого буквенного кода с целью создания идеальных и послушных воле Третьего рейха солдат.

- Чан Т. «72 буквы» — о применении к живой материи принципа наложения слова (непременно из 72 букв еврейского алфавита, расположенных по 12 в 6 рядов) в массовом производстве глиняных големов.

Учёные в области генной инженерии доказывают, что через несколько поколений человечество утратит способность к размножению. И вот в качестве решения этой проблемы, главный герой повести предлагает втравить в сперматозоид человека это самое слово, которое способствует продолжению рода големов в течение одного цикла, с целью наследования факта воспроизведения человеком.

- Голем является одним из главных героев (хоть и на 100 % виртуальным) экспериментального романа Альфреда Бестера «Голем 100», написанного в 1980 году.

Здесь голем возникает на свет из глубин подсознания барышень-«пчёлок», которые развлечения ради занимаются вызовом сатаны. Вызванный из небытия дух-голем вселяется в мужчин и женщин, пробуждая в них самые низменные инстинкты, и в конце концов изменяет всю цивилизацию. Естественно, в худшую сторону.

- Голем фигурирует в эпизоде романа Умберто Эко «Маятник Фуко».
Одним из персонажей романов Терри Пратчетта «Ноги из глины» и «Патриот» является голем Дорфл. В Плоском мире запрещено создание големов, так как создание жизни (пусть даже и такой) есть прерогатива богов. Однако ранее созданные големы продолжают использоваться на тяжёлой, опасной и грязной работе.

- Голем как действующее лицо появляется в одном из эпизодов в третьей книге первой трилогии Андрея Валентинова из цикла «Око силы» — «Несущий свет».

- В приложении к сатирико-фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» братья Стругацкие дают следующее определение Голему:
- «Голем — один из первых кибернетических роботов, сделан из глины Львом Бен Бецалелем. (См., например, чехословацкую кинокомедию „Пекарь императора (англ.)“. Тамошний голем очень похож на настоящего)».

- В романе В. Пелевина «Чапаев и пустота» адъютант Чапаева — башкир по прозвищу Батый — оказывается големом и погибает в конце романа.

- В рассказе чешского писателя Йозефа Несвадбы «Голем 2000».

Фэнтези:

Големы часто присутствуют в современной литературе жанра фэнтези. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии. Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабо уязвимы и не устают.

Список фэнтези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:

- Големы в Плоском мире Терри Пратчетта.
- В «Игроземье» Кевина Андерсона.
- В трилогии Бартемиуса Джонатана Страуда,
- во второй книге «Глаз Голема».
- Голем в «Последнем Дозоре» Сергей Лукьяненко.

- «Дорога мага» Л. Кудрявцева.
- В книге А. Сапковского «Божьи воины» главный герой Рейневан, будучи в Праге, пересекается с магом, производящим попытки воссоздать легендарного голема. Исходя из датировки легенды и временных рамок книг, данное событие, судя по всему, анахронизм.

- В серии фэнтези-детективов Даниэля Клугера «Дела магические», действие которых происходит в Месотопотамии, с периодическим опосредованным участием богов соответствующего пантеона, глиняные големы повседневно используются как слуги, «подсадные утки» при магически опасных действиях, а один искусно сделанный голем используется для убийства свидетеля и последующего оговора главного героя.

- Довольно подробно легенда обыгрывается в 12-ом томе «Дилана Дога» — «Киллер».

Публицистика:

- Образ Голема приобрёл специальное значение в современной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и Петра Лелика.
 
- В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы,
- «Големом» назывался административный аппарат,
- понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников.
- Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей Переслегин, Константин Максимов и другими.

Скульптура:
20 мая 2010 года в Познани был установлен памятник Голему работы чешского художника Давида Чёрного.