Пермяк - солёные уши

Виктор Афсари
       Мы нередко хаем свои дороги. И то правда, есть за что. А в старые времена лучшими дорогами были реки. Зимой и на санях по льду проехать можно. А летом вообще красота, если ты пассажир. Знай, любуйся красотами, да на волнах покачивайся. Плавали на лодках, баржах… А когда стали появляться пароходы, то и бурлаки не нужны стали.

       А вот грузчики всегда в цене были! Ладно баржа какая поплывёт. А кто её, родимую, грузить-разгружать будет? Грузчики на Реке всегда в почёте были. Да и как иначе-то?

       Велика река Кама. Несёт она свои воды на протяжении 1800 километров. В 1723 году на Каме был построен в деревне Егошиха медеплавильный завод, что и явилось в будущем основой для возникновения города Перми. Городок сперва был небольшой, но быстро разрастался и обустраивался. Уже не Чердынь, Соликамск или Кунгур были столицей пермского края, а Пермь. Сегодня, надо сказать, что Пермь занимает в России третье место по площади после Москвы и Петербурга, раскинувшись на 800 кв.км. Пермский край был всегда богат на руды, пушнину, леса, соль… Пермской солью, почитай, половина России снабжалась.

       Добывали соль в виде рассола, а затем выпаривали в соляных варницах. Люди, работавшие там, всегда находились в парах соли. Соль отгружали в мешках, а мешки тяжёлые, только вспотеешь, как тут же оседает на одежде, коже и особенно на ушах соляная пыль. Кожа разъедается, уши распухают. Таким образом, после нескольких лет работы на соляных варницах ушные раковины у людей от постоянного раздражения увеличивались в размерах. То же происходило и при погрузке соли на баржи. Грубая мешковина как наждак обдирала уши. Мужиков, кто соль грузил, так и узнавали по распухшим ушам. Сами-то привыкли к этому, а кто приезжий увидит, так и говорит: «Пермяк – солёные уши». Со временем и прижилась эта присказка.

       Вроде всё понятно. Но есть и другая версия. В древние времена не было у простых людей карманов на одежде, а выходить из положения как-то надо было. Люди, отправляясь за чем-либо на базар или в лавку, брали с собой небольшой мешочек с солью. Соль зачастую играла роль денег. Берёт человек, что ему надо, из мешочка отсыпает, сколько договорятся, соли и все довольны. Самое интересное в этом то, как носили эти мешочки. Их перевязывали ниткой… и вешали на ухо. Тут уж точно всё под контролем. Никто незаметно не "прикарманит". Так соль целее будет. Вот откуда, видимо, у блютуз-гарнитуры "ноги растут".

       Прошли десятилетия и столетия. Появилась у людей одежда с карманами, сумки, а то и кредитные карточки. Никто солью не расплачивается. На реках тоже новшество – механизация, да и соляных варниц в прежнем виде нет. На пермских улицах не встретишь людей с распухшими ушами, а поговорка жива.

       Пермь год от года хорошеет. На улицах появилась жанровая городская скульптура. То водопроводчика увековечат, то ещё кого. А вот в 2006 году в центре города была установлена скульптурная композиция «Пермяк – солёные уши» работы Рустама Исмагилова. За старинным фотоаппаратом на треноге наклонился фотограф, прикрывшись накидкой, а перед ним стоит небольшая гранитная колонна с бронзовым овалом для лица, а по бокам большие уши. К редкому памятнику относятся и пермяки, и приезжие с бОльшим интересом и теплом. Думаю, что нет такого человека в Перми, кто бы, улыбаясь, ни сфотографировался в образе бывалого пермяка. А в двух шагах от этого места находится памятник... реке Кама.


P.S. Интересно. Практически всегда край, область назывыают по имени главного города. "Парма. Пермь великая" существовала сотни лет и только в XVIII веке столицу края назвали в честь имени края. Пермский край особый. Ведь был даже около 300 миллионов лет назад Пермский период в Палеозойскую эру, и длился он 47 миллионов лет. Тогда же было и огромное Пермское море, соль которого и добывали пермяки.