Кружево!

Сергей Одзелашвили
                Кружево!



Я  неисправим,  мне  хочется  делиться  с  вами,  мои  дорогие  чита­тели,  своим  восхищением  перед  рукотворной красотой  и  трудолюбием,  чаще  всего,  безвестных  мастеров.
По  фотографиям  вы  уже  поняли:  я  хочу вам  рассказать  о  ка­менном  кружеве.  К  сожалению  я  не  могу  вам  показать  шедевры  мира.  Но  если  вас  заинтересует,  загляните  в  интернет,  полюбопытствуйте.  И  вы  будете  поражены  невероятной  красотой  и  мастерством  создателей  этой  каменной  вязи.

Но  сначала  о  первой  фотографии  вверху  слева.  Перед  вами  уникальная  работа  китайских  мастеров.  Шар  из  цельного  куска  слоновой  кости.
Всмотритесь  какая  ажурная  резьба  по  кости.

Небольшое  отступление.  Кость  не  самый  мягкий  материал  и  структура  довольно  сложная.  В  своё  время,  я  делал  гребни  и  кольца  из  мамонтовой  кости.  И  скажу  вам,  это  трудная,  требующая  постоянного  контроля  своих  физических  усилий  работа.  Малейшая  помарка  и  весь  труд  насмарку.   

Теперь  о  представленном  шаре — работа  уникальна  тем,  что  этот  шар  состоит  из  десяти  шаров  вложенных  друг  в  друга  и  каждый  шар  никак  не  связан  с  предыдущим  шаром.  Они  свободны  в  своём  вра­щении.
Это  фантастика.  Я  приблизительно  представлял  как  это  делает­ся  и  попробовал  повторить  эту  работу  без  резьбы  на  выточенном  буко­вом  шаре.  Мне  удалось  сделать  три  шара  и  всё.  Но  внутренние  шары  были  корявыми.
 Отсутствие  хорошего  инструмента.  Да  и  инструмент  делать  надо  самому,  в
 продаже  ничего  подобного  нет.  К  сожалению  шар  тот  пропал  и  вы  можете  поверить  мне  только  на  слово. 

А  ведь  внутренние  шары  тоже  в  ажурной  вязи.
Перед  вами  чудо  трудолюбия,  мастерства  и  гениальности  ма­стера.
На  следующей  фотографии  фасад  храма  в  Индии.  Всмотритесь,  это не  лепка  из  глины,  перед  вами  уникальная  работа  по  камню.  Разве  в  это  можно  поверить,  вы  видите  не  машинную,  а  ручную  работу  прими­тивным  инструментарием  никому  неизвестных  мастеров.  Какая  ажурность,  лёгкость  восприятия.  А  мы  то  смотрим  на  камень!

На  фото  внизу  слева,  деталь  интерьера  стены.  Сама  стена  вся  в  резьбе,  но  то  что  вы  видите  разве  это  не  поразительно.  Меня  ругают  за  чересчур  эмоциональные  эпитеты.  Но  разве  это  камень,  это  же  ткань.  Какая  филигранная  работа.

Ну  и  на  последней  фотографии  внизу  справа,  деталь  храмового  комплекса  в  Индии.  Это  мрамор  и  видно,  храм  пережил  неприятные  мо­менты  истории.  Видно  отломанные  и  разрушенные  части  мраморной  вязи.  Посмотрите  какая  лёгкость  в  исполнении  арки  над  проходом.

По  сути,  можно  составить  альбом  из  таких  фотографий.  А  ведь  я  просто  прикоснулся  к  каменному  кружеву.
В  отличии  от  европейцев - христиан,  мусульмане  не  могли  изоб­ражать  лица  людей,  но  нашёлся  выход  в  изумительных  работах  резьбы  по  камню  и  дереву.  В  Европе  при  владычестве  мавров  создавались  не­вероятные  архитектурные  произведения.  Простой  пример  бывшей  мечети  Мескита  в  Кордове.  Она  уникальна.  А  Самарканд,  Бухара.

Мне  стало  легче,  поделился  с  вами  своим  восторгом  перед  че­ловеческим  гением.  И,  что  меня  больше  всего  поражает.  Мы  не  знаем  мастеров  создавших  эти  шедевры.
Шлюх  пусси  райт   знаем,  а  мастеров  создавших  уникальный  храм  на  Нерли  нет.  Это  несправедливо.


8  ноября  2017