Почему критика не востребована на Прозе. ру?

Лариса Евсикова
            Как-то однажды я случайно наткнулась на одну статью, автор которой сетует, что критика на Прозе не востребована. Автор объясняет это тем, что наши начинающие писатели не понимают, что в задачи критика входит: помочь человеку совершенствовать мастерство, улучшить качество его работы.

Меня не столько сама статья заинтересовала, сколько отзывы на неё. И каково же было моё удивление, когда я увидела на странице рецензий знакомые имена тех, кого не раз выгоняла вон. Умилялась, читая их жалобы на то, что их – несчастных критиков – никто не любит и не ценит их благородный труд.:)))
Ей богу, смешно! Вроде взрослые люди, а как малые дети.

Во-первых, если ты претендуешь на звание «литературный критик», значит у тебя есть специальное образование. Так? Оно у тебя есть? Ты являешься профессиональным литератором? Нет! Значит, ты такой же дилетант, как и тот, кого ты критикуешь. Поубавь свой пыл!

Во-вторых, если человек зарегистрировался на Прозе, то официально получает статус «Автор». А кто официально назначил тебя, дорогой друг, на должность литературного критика? Кто? Администрация сайта? Редакционная коллегия? Ты сам себя назначил! В таком случае ты - самозванец.

И третье. Если критик переходит на личности, то это уже не критик, а – критикан.

(Но, слава Богу, есть такие люди, которые, не являясь профессиональными литераторами, имеют призвание к этому делу и талант. Но таких единицы. Увы!)


                Каким образом можно отличить критика от критикана?

1. Литературный критик даёт твоей работе ОБЪЕКТИВНУЮ оценку.

Критикан же – СУБЪЕКТИВЕН. Им движет или зависть, или потребность утвердиться за твой счёт, или желание поумничать, чтобы унизить тебя, оскорбить, поиздеваться, заблокировать твою творческую энергию. Ну, проще говоря, отбить всякое желание писать.

2. Литкритик проводит АНАЛИЗ произведения: идея, тема, стиль изложения, актуальность и т.д. Он говорит  ПО  Д Е Л У.

Критикан же, не считая нужным вникнуть в суть сказанного, сразу же начинает бомбить всё и вся.

3. Литературный критик  п о н и м а е т, что критика – это не букет цветов (хвалебный отзыв), не пряник (слова благодарности), а кнут или б и ч. Он знает, что словом можно ударить, словом можно психологически травмировать, словом можно убить в человеке творца. Поэтому он начинает «разбор полётов» всегда с  П О З И Т И В А: интересная мысль, оригинальный стиль изложения, актуальность поднятой темы и т.д. А потом уже идут и замечания.

Критик должен знать: что такое этика поведения.

Автор – это хозяин дома (т.е. хозяин авторской страницы). Он отремонтировал свой дом, обставил, благоустроил его так, как ему нравится, как лично ему удобно и комфортно. И вдруг – без всякого приглашения и разрешения – врывается в твой дом какой-то мужик и начинает тебя бичевать направо и налево: ты не так мебель поставил! Не те обои наклеил! Не тот обед приготовил! И вообще ты плохой хозяин!
Что в этом случае сделает хозяин? Как минимум – пошлёт на три буквы, а максимум – схватит за шиворот и даст такого пинка, что этот горе-критик скатится кубарем с лестницы и навсегда забудет к нему дорогу.

Поймите меня ПРАВИЛЬНО! Я не говорю о том, что критика не нужна. Нужна! Критика является движущей силой. Но!

Если ты чувствуешь в себе призвание к этой непростой и не всегда благодарной деятельности; если ты считаешь, что твоей образовательной базы для этого достаточно, то постарайся учесть пожелания тех, кого ты критикуешь:

                Н Е   Н А В Р Е Д И !

1. Автор - хозяин своей страницы. Если приходишь без приглашения в чужой дом, не забудь постучаться, поздороваться и вытереть грязные ноги о коврик. То есть не вноси свой негатив в жизнь человека.
2. Ты пришёл не с хвалебными отзывами, а с критикой. Значит надо быть предельно вежливым, корректным и тактичным, чтобы не получить ответный удар.
3. Критик должен быть предельно  о б ъ е к т и в н ы м, т. е. видеть не только слабые стороны работы, но и сильные; не только недостатки, но и достоинства; не только минусы, но и плюсы.
4. Начинать надо в первую очередь с  п о з и т и в н ы х  вещей, т.е. с сильных сторон работы, а уже потом переходи к замечаниям.
5. Не надо считать себя умнее критикуемого! Ты можешь не догадываться о его способностях и возможностях.
6. Ни в коем случае нельзя переходить на личности! («Всё, что ты пишешь - чушь и ерунда! И вообще нет у тебя никого таланта»). Если тебе не нравится творчество человека – это не значит, что он бездарный автор, плохо пишет. Возможно, он просто   н е   т в о й   автор!

Хочешь быть литературным критиком? Начни с самокритики! А у нас получается: «В чужом глазу соломинку видим, а в своём и бревна не замечаем».

Поэтому я нашим горе-критикам всегда говорю: «Критиковать - это указывать автору, как бы сделал я, если бы… умел».