Гл. 2. К разгадке гибели Лермонтова

Владимир Конюков
Гл.2. К разгадке гибели Лермонтова.


     Споры, мнения, оценка поведения.
Время, годы, столетия, мистификации поэта и кому это было нужно.

     Лермонтов изображён на пятнадцати прижизненных портретах.
К нему благосклонно сторонники таланта, друзья, отмечают все лучшие качества поэта,  прозаика. Его черты лица, внешнего вида, в картинах живописцев.
Те, кто в «оппозиции» видят только то, что им выгодно видеть.
Лермонтов – красавец:
большие немного грустные глаза, высокий «умный» лоб. Мозгов…, пятистенная изба, гений.
Кто «против».
Лермонтов, по определению  – демон: глаза были маленькие, узкие и злые. Лоб низкий, агрессивные мозги, но талантлив.

     Ведя полемику с теми, кто пишет о нём на наших литературных сайтах, в целях подготовки темы о загадках, разгадках Лермонтова, трагедии поэта, гибели гения, я представляю читателям содержание некоторых своих бесед без указания авторов, с кем общался. У каждого свои предпочтения, свой Лермонтов. Суть в содержании разговора

     Собеседники делают сноски на высказывания известных лиц 19 века.
1). «В наружности Лермонтова, - вспоминает И. С. Тургенев, - было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз.
Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное". - "Почему-то внимание каждого и не знавшего его невольно на нем останавливалось».

     Я оппонирую.
Сила мистификаций в свидетельствах окружения, недругах, завистников поэта.
Такие фразы кочуют по страницам Интернета.
А не такие, отодвигаются, опять же, мистификаторами,
Боденштедт, много занимавшийся переводом произведений Лермонтова на немецкий язык:
 «У вошедшего была гордая, непринуждённая осанка, средний рост и замечательная гибкость движений. Вынимая при входе носовой платок, чтобы обтереть мокрые усы, он выронил на пол бумажник или сигарочницу и при этом нагнулся с такою ловкостью, как будто был вовсе без костей, хотя плечи и грудь у него были довольно широки.
 Гладкие, слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза вовсе не участвовали в насмешливой улыбке, игравшей на красиво очерченных губах молодого человека».

Объективное описание немцем Боденштедтом военного, офицера элитных войск двора...
Как же его не терпели гражданские бездари, что он военный. Военные умнее, красивее, удачливые, успех у дам, ещё и поэт...

     И.С. Тургенев, «заинтересованное лицо» в борьбе, драке за звание лучшего прозаика своего времени. Конкурент столетия в признании дара писателя. Быть первым, престиж, слава, издания, деньги.
Лермонтов, соперник серьёзный, задатки учёного. Только и слышно, основоположник русского разговорного повествовательного направления, угроза скучному, к тому же, не развитому в полной мере, российскому литературному академизму тех лет. 
Восторги,
Пушкин впервые в российской словесности написал роман в стихах на русском языке. Лермонтов впервые в прозе показал прелесть российской словесности на русском языке.
О нём говорят в армии, пока был жив при дворе. Кумир интеллигенции, молодёжи и женщин. Он цель, он противник, всё плохое о нём, хорошо для других… Оговор в войне за звание  Первого словесника империи, все средства хороши.

     Справка.
«Иван Сергеевич Тургенев, 1818 - 1883, русский писатель, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879), почётный член Московского университета (1880).
Наиболее известные произведения — цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повесть «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

     Беседуем дальше, разговор второй.
2). «Дело даже не во внешности. Вот что пишет Соловьёв В.С.: «Склонность к разрушению развивалась в нем необыкновенно. В саду он то и дело ломал кусты и срывал лучшие цветы, усыпая ими дорожки. Он с истинным удовольствием давил несчастную муху, и радовался, когда брошенный камень сбивал с ног бедную курицу»…

     Я оппонирую.
Соловьёв, мистик, да не простой, крайнего религиозного направления. О нём самом масса небылиц... Из давления мухи творил сатанинские выводы.
 Биография демона Лермонтова и его участие, создавалась и с его мистификаций.
 Всё это сложно, время к концу 19 века, что творили литераторы и критик Соловьёв, именно создавая демонический образ Лермонтова.
Демонизм поэта - мистификация. Демоны нужны были, они отвлекали народ, с Пушкиным не получилось, организовали с Лермонтовым. К сожалению, участвовали в этом многие писатели... из зависти. После заявления Льва Толстого о наследии, он был бы лучшим среди всей братии писателей, началось очевидное и закономерное, травля. Составлять оскорбления, например, был кривым, горбатым, это офицер - то двора...

     Справка.
«Владимир Сергеевич Соловьёв, 1853 - 1900, русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, а также на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока и других.
Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма».

     Беседа…, третья.
3). «Вот что пишет современник Лермонтова художник М.Е.Меликов: "Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой... один только Брюллов совладал бы с такой задачей (написать "правильный" портрет поэта), так как он писал не портреты, а взгляды". Однако мы имеем свидетельство самого Брюллова: "Я как художник всегда прилежно следил за проявлением способностей в чертах лица человека; но в Лермонтове я ничего не нашел" (близкие к Булгакову люди также абсолютно не замечали в нем таланта, неординарности). Сам Лермонтов в шутку говорил, что у него "общая армейская наружность". То же можно сказать и о характере Лермонтова в отзывах современников.
Одни не жалеют темных красок: "холодный, желчный, едкий, раздражительный, неряха, много и жадно ест, высокомерен, заносчив, угрюм" Другие находят в нем живость, веселость, ласковость, дружелюбие, доброту, задумчивость, склонность к грусти. Интересно, что в компании, в обществе Лермонтов, по мнению некоторых, был "сущий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки", а в беседах "тет-а-тет" "был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна." Подмечено было также, что "в свете" поэт чаще являл миру свои отрицательные качества и бравировал презрительным отношением к "светской толпе" (князь Васильчиков: "Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах"), а в среде простых армейских офицеров проявлял искренность, душевность, удивлял серьезностью, деликатностью и даром "необыкновенной выразительности". Один из сослуживцев поэта (Р.Дорохов) подчеркивает такие его качества, как "силу и властность натуры, честолюбие, скрытность". При этом Дорохов разглядел в Лермонтове "застенчивость, которую только прикрывал то холодностью, то насмешливой сумрачностью приемов". А вот мнение Н.П. Раевского, познакомившегося с Лермонтовым в Пятигорске летом 1841 года: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти... Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков».
"Все плакали, как малые дети", утверждал Раевский, вспоминая час, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск.
"Вы думаете, все тогда плакали? — говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. — ...Все радовались"
Из книги "лермонтоведа" И. Андроникова.

     Я оппонирую.
Противоречивость описания Лермонтова и есть мистификация, текст очень показателен в этом. Я писал, Андроников был подвержен идеологии, да его просто заставляли, но у него честность была, использовал приём пушкинского подтекста. Умышленно ставит противоречивые свидетельства как бы в сравнениях...
 По воспоминаниям, собранным чембарским краеведом П. К. Шугаевым (1855—1917), отец поэта, тоже Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложён; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив»
Дед поэта по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев, отставной гвардии поручик, «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения..."
 
Поэт был внешностью в свою родову, можно сравнить остальные высказывания, всё это было планом мистификации. Например, был маленького роста... Явный лжесвидетель. Почему? Точные данные, выше был Пушкина, 167, у Лермонтова 169 см. В 19 веке рост выше среднего, соответствует нынешнему подросшему поколению всего человечества, по данным учёных на 10 см. и он равняется -  179 см.
 Маленький рост указывался... унизить его, уменьшить талант, принизить значимость.
 "Лермонтов обладал почти богатырским здоровьем и силой. Например, А. П. Шан-Гирей писал, что в детстве ни разу не видел Лермонтова серьезно болевшим, а А. М. Меринский, юнкерский товарищ поэта, вспоминал, как Лермонтов гнул и завязывал в узел шомпола".
 Широкие плечи, занимался бегом, фехтованием, гирями.
 Широкие плечи у лжесвидетелей мистификаторов превратились, был горбатый, квадратный...

     Справка.
«Ираклий Луарсабович Андроников, 1908 - 1990, русский советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий. «Лермонтовед», 1964 году опубликовал книгу «Лермонтов. Исследования и находки», в которой обобщил итоги своих многолетних историко-литературных изысканий. Будучи членом редакционной коллегии, принимал самое активное участие в создании «Лермонтовской энциклопедии», вышедшей в 1981 году».

     По материалам «самиздата» и «тамиздата» 70-х годов прошлого века, в изысканиях о Лермонтове, Андроников в своих трудах,  применил метод сложного «пушкинского» подтекста из – за ограничений советской идеологии. Провёл ряд экспертиз восстановления истины в странной дуэли Лермонтова.
Со многими вопросами в разных вариантах,  провёл несколько экспериментов - экспертиз к не менее необычной дуэли Пушкина.
Оставил исследователям пространство для размышлений о гениях, код к шифру в разгадке тайн одного и другого гения, и они, вне сомнения, будут разгаданы.


Продолжение следует.