МаниЯ мышлениЯ 3. Основные техники мышления

Сергей Озеров Лунь
Мания мышления (сравнительный анализ)

1.Первушенские методы исследования (дискурс, введения, рефлексии…
Выход на жизнь: Из общности рождается семья. Театр одного актёра. Новичка ставит на место.
2.Манинское ведение (Гомер, Парменид(+) Дланью ласкающий древо. Кони несли.)
Для передышки подключает остальных. Нелепые вопросы затомить вопрошанием до абсурда.

3. Основные техники мышления, Озеровские медитации
Вики: Медита;ция (от лат. meditatio — размышление) — род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений
 «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи»
 4.Текст Присутствия (попытка сорганизовать текст) Цитируя Хайдеггера


3.познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению
1-2-3-техники мышления - исследование и проектирование - Организация мышления

3.1 Основы техники мышления

   техники мышления :
  • Анализ -  расчленение целого на составные части.
  • Синтез -  соединение частей в единое целое.
  • Сведение - переход от сложных, элементов к простым с выделением главного.
  • Индукция - умозаключении от частного (особенного) к общему.
  • Дедукция - метод, основанный на умозаключение от общего к частному (особенному).
  • Сравнение -  определяющие сходство или различие явлений.
  • Аналогия -  перенос одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
  • Выращивание идеи, концепции -  построение логически связанных элементов, идей в одну концепцию.
  • Рефлексия - метод мышления, направленный на осмысление своих собственных действий, работы, мышления и их анализ, т. е. самоанализ.
  Рефлексия является, пожалуй, самым интересным .
  Чтобы понять механизм рефлексии, рассмотрим схему так называемого " рефлексивного выхода".
   занимаясь определенной деятельностью, заданной целями, средствами и знаниями, но в силу каких-то причин он не может получить нужного результата, не может осуществить необходимые действия. вопрос: почему у него не получается и что нужно сделать?
  Самым простым  на достижение подобной цели  построить ее копию. Подражание.
 
 как описание ранее совершенной деятельности,  как проект или план предстоящей деятельности.
   проектная деятельность, сам проект не может быть выработан только на основе анализа и осознания уже выполненных ранее действий и полученных результатов.

   выйти из позиции мыслителя или деятеля и перейти в новую позицию - внешнюю, как по отношению к прежней, так и по отношению к проектируемой деятельности. Это и будет "рефлексивным выходом", новая позиция деятеля будет называться "рефлексивной позицией", а знания, выработанные в ней, - "рефлексивными знаниями", поскольку они разрабатываются в первой позиции. Схема "рефлексивного выхода".
   деятельность в рефлексивной позиции  в качестве материала анализа, а будущая деятельность - в качестве проектируемого объекта. Это отношение поглощения через знания выступает как вторая характеристика рефлексии в целом.
 
Отношение рефлексивного поглощения, выступающее как статический эквивалент "рефлексивного выхода", позволяет отказаться от принципа "изолированного Я" и рассматривать рефлексивные отношения непосредственно как вид кооперации между разными идееносителями и, соответственно, как вид кооперации между разными видами деятельности.
  Теперь суть рефлексивного отношения уже не в том, что тот или иной индивид выходит "из себя" и "за себя", а в том, что развивается деятельность, создавая все более сложные межличностные, кооперативные структуры, основанные на принципе рефлексивного поглощения.

 
объединяющее разные "проекции".

 
  Техники разрушения и устранения ошибок.
 
 набора техник - побуждение к углублению утверждений, большему их обоснованию, устранению противоречий и ошибок, поиску новых идей.
  • Непонимание - разрушающая техника, основанная на непонимании того, что предлагается, утверждается. Эта техника направлена на поиск новых идей, новых аргументов, более простых и убедительных формулировок и доводов Непонимание стимулирует стремление .
  • Сомнение - внесение неуверенности в правильности идеи, .
  • Проблематизация -  настойчиво фиксируя шаткость либо отсутствие оснований делаемых утверждений.
  • Критика - фиксация недостатков предоставленного содержания, способов его получения и представления. Критика позволяет определять слабые стороны того или иного построения, развивает навыки конструктивного отношения к недостаткам,
шаги:
  -  цели критики; (процедурные вопросы по поводу видения занятий должны быть в приоритете)
  -  объект критики; (ведущий и структура собрания)
  - зафиксировать эталон, который будет использоваться для критики; (Первуш-ведение)
  - сопоставляя объект критики с эталоном, определить различия и противоречия;
(не хватает экспрессии, театрализации представления)
  - вынести критическую оценку отклоняющимся от эталона характеристикам объекта критики.
( расширить количество приёмов работы, думать о композиции занятия)

  • Отрицание. говорится «нет». Цель  - поиск новых идей, отработка навыков аргументирования, создание продуктивного творческого напряжения, расширение содержательного поля работы, в том числе использование созидательной техники мышления. «Прорваться» через это «нет» можно лишь в случае изменения способа работы. «НЕТ - стратегия».
  • Инверсия - утверждение прямо противоположное тому, что утверждается или высказывается , фиксация и обоснование этой точки зрения, акцентирование внимания на возможности противоположного подхода. Эта техника служит для углубленной проработки содержания обсуждаемого вопроса, поиска совершенно новых аргументов, тренировки навыков всестороннего рассмотрения вопросов, создания продуктивного напряжения .
  • Приведение к абсурду. :
  - определяется содержание тезиса, который будет опровергаться;
  - делается допущение, что он истинен;
  - из утверждения делаются выводы, последний из которых абсурден;
  - фиксируется логический закон, согласно которого из истинного утверждения может быть получено только истинное следствие;
  - фиксируется связь между абсурдностью вывода и ложностью основного тезиса.

   владение этим существенно повышает интеллектуальный потенциал  работы, делает анализ более глубоким, а выводы более содержательными и обоснованными.


////   оперативного мышления  из трех основных компонентов :
 структурирования, динамического узнавания и формирования суждения

 три функции оперативного мышления .
  1. Решение задач.  выбор одного способа действий из нескольких возможных.

  2. Планирование упорядочении, организации действий по управлению процессом
мысленно намечается совокупность способов, средств и сроков, ведущих к некоторой цели.  предвидение возможных изменений процесса
 знание вероятностных закономерностей.
  3. Декодирование. перевод образа сигнала в  образ управляемого  процесса.///

 


  В структуре мыслительного  принятия решения  этапы:
 уяснение задачи, оценку обстановки, оформление решения.

 этап мыслительного акта - оформления суждения

мышление является по преимуществу образным


жжж
память и абстагирование
 мышление в сопоставлении предметов, явлений и закономерностей объективной действительности,  основой мышления, дающей возможность такого сопоставления является память. Без неё переходя от первого предмета ко второму, сопоставить оба невозможно, поскольку первый уже был бы забыт.
Так же мощнейшим инструментом мышления, является абстрагирование.
Абстрактное мышление, это одна из сторон, один из моментов материальной действительности, взятый вне связи с другими сторонами, этой действительности. Абстрактное не противопоставляется конкретному, но даёт возможность более обширному сопоставлению.


основные техники мышления - обдумывание и взвешивание
Обдумывание это проникновение сознанием внутрь проблемы, поиск методов решения проблемы.
 Взвешивание это принятие решения принять тот или иной метод или отбросить.

Проблему можно логически разложить на первоэлементы и проанализировать каждый элемент отдельно.

 изобретатели, композиторы пользуются методом мышления вдохновением. Таким образом они считывают вытягивают иэ элемента дополнительную информацию, которая будет использоваться для изобретения чего либо или для создания музыкальных произведений.
 
В случае доработки чего-либо используют технику мышления наблюдение мудростью. Таким образом созерцают результат своего труда находя проблемные моменты и дорабатывая устраняя недоработки.

Можно выработать определённый алгоритм действий.
Можно использовать технику мышления многократного повторения, это необходимо для глубокого понимания сути.

мышления для чего
для
3.2. мышление инструмент
                исследование и проектирование

 
 трехступенчатым использованием методов дивергенции, трансформации и конвергенции.

 расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

 при неустойчивой или неопределенной цели исследования или когда цель носит условный, приблизительный характер. Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению: противоречивые, отдаленные, неточные. Это и расширяет поле поиска. Направление исследования может меняться в ходе его проведения. Исследователь старается освободить себя от традиционных решений.

 проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.
  Наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.

обобщения литературы, обсуждения, анализа формулировок, накопление и систематизация информации, инвентаризации точек зрения и подходов,.
   постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решений.

  Следующим этапом исследования, характеризующим специфические методы его проведения, является этап трансформации.
  Трансформация - это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования. Трансформация заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Это построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками, установление границ исследования, отделение главного от второстепенного.

 Трансформация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятий, которыми следует оперировать при проведении исследования. Это и должно быть результатом трансформации.

  Методы трансформации включают методы классификациии, смещения ограничений, ликвидации тупиковых направлений, определения новых свойств, проектирования исследования, установления взаимодействий, уточнения структуры проблемы, морфологического анализа, выбора критериев, ранжирования.

  Третий этап   конкретизация и детализация исследовательских решений, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характеристик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию.
  конкретизация, выбора оптимального варианта, расчета и количественного анализа, ресурсно-стоимостного анализа, концептуального упорядочения, установления взаимодействий,  практической ценности.

  Точной формулировки проблемы, установление ее содержания и подходов к решению.

  интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, отбор вариантов.
  - изучение в процессе исследования того, как лучше исследовать проблемы.

 Стратегия мышления отражает связь истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагаемых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.

  Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека. Но не всегда они обнаруживают связь с определенной направленностью мыслительного процесса, существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли, какими сами являются.
  Подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследовательского мышления - главная задана исследователя.

  организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления.
 Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику.
Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок. Эти процессы можно и очень полезно мотивировать и связывать с организованным мышлением.

   переключение стратегии мышления. переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно,



  Сопоставление спонтанных мыслей и организованных дает возможность перехода к новой стратегии мышления. Но в использовании этого метода возникает множество трудностей. Одна из них - несовместимость спонтанного и организованного мышления, хаотичность первого и строгость, точнее, систематичность второго. Эти два типа мышления разрушают друг друга, и надо много усилий, чтобы совместить и связать их. Эти усилия проявляются в умении переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования.
  Метод переключения стратегий - это разрешение конфликта жесткого и гибкого мышления в процессах проведения исследования.
 
  приемам управления собственным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем. Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Понятие режима мышления отличается от понимания типа мышления. Последний характеризует индивидуальные особенности человека, связанные с его способностями, знаниями, опытом, исследовательским талантом.
  Режим мышления - это сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы.


3. 3 Организация мышления

  Какие существуют режимы мышления? Первый режим мышления заключается в мышлении по основным элементам. Оно заключается в выделении основных элементов мысли.

  А. Варианты подходов: цель исследования;
  - ключевая категория исследования;
  - предварительная гипотеза;
  - подход (парадигма исследования);
  - переключение.

  Б. Варианты суждений:
  - предположить;
  - взвесить (оценить);
  - сравнить (суждения, подходы и пр.);
  - экстраполировать;
  - оставить без изменений;
  - предвидеть.
 
  В. Варианты стратегий:
  - продолжить в избранном направлении;
  - продолжить и расширить круг проблем;
  - изменить направление;
  - сопоставить с прошлым;
  - сопоставить с будущим;
  - изучить детали;
  - обобщить;
  - искать противоречия;
  - продолжить более интенсивно;
  - прекратить.

  Г. Варианты тактик:
  - оценить риск;
  - определить последствия;
  - развить идею;
  - сравнить с аналогичными ситуациями;
  - разделить действия;
  - приспособить к объяснению известное;
  - сосредоточиться на частичном;
  - разложить на компоненты (декомпозировать);
  - установить причины;
  - оценить возможность нового подхода;
  - заменить решение на обратное;
  - сравнить варианты.

  Д. Варианты взаимодействия:
  - накапливать и хранить решения;
  - выявить зависимости;
  - отложить принятие решения;
  - проверить на избыточность;
  - проверить на соответствие;
  - соотнести с известным;
  - сообщить идею.

  Е. Варианты формулирования понятий:
  - использовать понятие;
  - изменить ракурс абстракции;
  - использовать схему стратегии;
  - изменить точку зрения;
  - сравнить с существующей ситуацией;
  - сравнить с возможной ситуацией;
  - использовать первичное кольцо;
  - использовать вторичное кольцо.

  Ж. Варианты: препятствий:
  - обойти препятствие;
  - разрушить препятствие;
  - устранить препятствие;
  - начать деятельность с нуля;
  - начать новый этап деятельности;
  - действовать одновременно в разных направлениях.

  Главное  управлять собственным мышлением, построить такую стратегию и технологическую схему мышления, которая соответствовала бы целям исследования и характеру проблем.
  В построении технологии исследования большую роль играют конструктивные вопросы, т.е. такие, которые определяют последовательность развивающегося исследовательского действия, ведущего к ожидаемому результату.

  Можно сформулировать для примера один из вариантов таких вопросов.
  1. Зачем необходимо исследование? Какова цель и потребность? (эволюция клуба)
  2. Что является предметом исследования? Какая проблема? (занятия Манина)
  3. Существуют ли и каковы ресурсы проведения исследования?
  4. Как организовать исследование?
  5. Что дает исследование? Каковы предполагаемые последствия? (Обида М или переосмысление к энтузиазму)
  6. Что может быть препятствием в проведении исследования? (цейнот и нежелание критики)
  7. Насколько своевременно проведение исследования?
  8. Готов ли  к исследованию? противодействия или непонимания в проведении исследования? В какой ситуации проводится исследование? Ситуации ожидания изменений, стабильности, конфликтности, последовательного развития, реструктуризации, сползания (потери позиций).

  9. Какими методами можно исследовать ситуацию, проблему, тенденцию, идею?

   мышление стратегическими схемами.
 строить стратегию, т.е. поставить ясную цель и видеть возможные пути достижения этой цели, траекторию мысли   сравнивать достигнутое с намеченным

  Третий режим  рефлексивный - не только мыслить, но и следить за собственными мыслями и действиями, оценивать их определенным образом, определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.

  Четвертый режим - голографическое мышление, мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения .
  Пятый режим - мышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом (зрительным образом картины или слуховым образом музыки). Это весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал открытий в исследовательской деятельности.