Бедные люди

Ирина Басова-Новикова
                Действующие лица:

Экскурсовод – приятный мужчина средних лет
Девушка  -  невзрачная блондинка с кукольным личиком и большими глазами
Пожилой мужчина – интеллигент
Историк   
Студент  -  серьёзный молодой человек в немодных очках
Социолог  -  ни чем не примечательный, пожилой мужчина
Врач  - женщина лет пятидесяти

Экскурсовод.    Добрый день, господа. Сегодня вам посчастливится посетить самую необычную фотовыставку в нашей галерее. Она посвящена ужасным реалиям, царившим в стране в начале двадцать первого века. (Многозначительно смотрит на девушку). Особо впечатлительным особам я бы не рекомендовал посещение данной выставки – нам, живущим столетие спустя, многое из того времени может показаться невообразимо нелепым, ужасным  и жестоким.
Студент.    Любопытно. 
Пожилой мужчина.    Вы нас заинтриговали.
Экскурсовод.   Итак,  если ваши нервы в порядке, пройдёмте в первый зал. Перед вами пожелтевшая от времени фотография – ей более ста лет. Она сделана фотографом-любителем обыкновенной камерой мобильного телефона. На фото вы видите мёртвую деревню: заброшенные дома, покосившиеся сараи, поваленные заборы. Ни единой души не осталось в этом некогда процветающем селе. Молодые переселились в города, старики умерли.  Таких деревень в начале двадцать первого века по стране было сотни тысяч. Конечно, разорение и сокращение сельского населения началось задолго до двухтысячного года, но тогда оно не имело таких катастрофических масштабов.
Студент.   Да, мы помним, что и в двадцатом веке людям, проживающим в деревнях, приходилось нелегко. Всякие там продразвёрстки, насильственная коллективизация,  голод, послевоенная разруха… А ещё была перестройка и развал СССР. Поразительно, что к началу двадцать первого века вообще кто-то уцелел на селе.
Экскурсовод.   Однако именно двадцать первый век чуть не поставил крест на русской деревне. Это теперь горожане с радостью переселяются в провинцию  - там созданы все условия для приятной и безопасной жизни. Но давайте мысленно перенесёмся в начало двадцать первого века… Плохие дороги. Отсутствие на селе роддомов, больниц, хороших школ и детских садов. Дорогие и некачественные продукты в магазинах. Прибавьте к выше сказанному безысходную бедность, отсутствие перспектив у молодёжи и слабую господдержку фермерских хозяйств. В итоге село пришло в крайний упадок. Деревни опустели, и когда враг пошёл на нас со всех рубежей, он нигде не встретил ожесточённого сопротивления, как бывало в другие времена. Полное  отсутствие сельского населения в некоторых областях ускорило продвижение  противника на захваченных территориях.
Историк.   Я слышал об этом от своей бабки. Однако как историк замечу: в том, что некоторые области находились в запустении,   был и некоторый плюс. Полное отсутствие дорожного сообщения и переправ, не тронутые человеком громадные лесные массивы, отсутствие благ цивилизации на какое-то время ввели противников в полный ступор. Всё это позволило живущим в городах оперативно объявить мобилизацию и вытеснить противника с захваченных территорий.
Экскурсовод.   Да, в ваших словах есть доля правды. Давайте перейдём к следующей, не менее занимательной фотографии. Жизнь многодетной матери на селе. Скажите, господа, среди ваших знакомых много многодетных семей?
Социолог.   Свежие данные говорят о том, что многодетной в России является   каждая вторая семья.
Экскурсовод.  И это – замечательно. Благодаря государственной поддержке семьи численность населения страны в минувшем году составила более пятисот миллионов человек! Всё это стало возможным, когда заметно увеличилось  благосостояние граждан. Денежные пособия. Повышенная пенсия за рождение троих и более детей. Бесплатные киберняни для матерей, родивших двойню. Детские лагеря и спортивные секции за счёт госказны. И, разумеется, пропаганда семейных ценностей. Но так было не всегда.  Взгляните  на измождённое лицо этой несчастной женщины. Её день начинается в пять утра. Встать, затопить печь, накормить скотину. Собрать детей в детский сад и в школу, которые находятся за три километра от родной деревни. Когда ломается школьный автобус и нет знакомых на частных машинах, до школы приходится идти пешком. В весеннюю распутицу, в лютый мороз. По грунтовой дороге, через лес. Коляска с малышом то и дело проваливается в ямы, дети скулят, но у матери нет другого выхода: её муж недавно умер, и женщине нужно как-то содержать детей! Детские пособия слишком малы, чтобы нанять няню. Сама многодетная мать работает на скотном дворе. Её руки всегда пахнут соломой и навозом, но она не унывает – у неё, по крайней мере, есть работа! Другие – безработные – живут с детьми впроголодь. Вечером она забирает ребят из сада и школы, готовит, прибирает, шьёт, делает со старшими уроки. Ложится поздно, а новый день сулит лишь новые хлопоты, болезни и каторжный труд!
Девушка.   О Боже! Неужели всего сто лет назад женщины были так несчастны?!
Экскурсовод.   Конечно, нет. Были и очень, очень счастливые многодетные матери. Хотя счастье – понятие весьма относительное. По-моему, для счастья главное – оптимизм и здоровье. Кто весел и здоров – тот счастлив.
Пожилой мужчина.   Золотые слова!
Экскурсовод.   Кстати, о здоровье. На этой фотографии вы видите воистину ужасный агрегат, который ещё можно было встретить в начале двадцать первого века в некоторых провинциальных больницах. Расходы государства на сельское здравоохранение было,  мягко говоря, недостаточным. Некоторые посёлки вообще никогда не имели даже фельдшерских пунктов и аптек.
Врач.  (Разглядывая фотографию).  Я видел такую штуковину в медицинских учебниках. Это называется бормашина. 
Экскурсовод.   Господа, вы знаете, что такое бормашина? Нет? Это аппарат для лечения зубов. Спросите, что в нём такого ужасного? Дело в том, что лечение кариеса состояло в удалении повреждённых костных тканей специальным сверлом. В зубе высверливалось отверстие и ставилась пломба. Зачастую лечение проводилось без анестезии. Кабинет стоматолога острословы пациенты называли камерой пыток. Только представьте, какое это испытание для нервной системы! А самое ужасное в том, что так лечили не только взрослых, но и маленьких детишек! 
Девушка.   Мне кажется, я сейчас упаду в обморок.
Студент.  Кровь стынет в жилах от вашего рассказа! Однажды мне пришлось лечить зуб без анестезии. Я думал, что меня вынесут из кабинета вперёд ногами!
Врач.   Бедные детки!
Экскурсовод.   Вы заикнулись о детях. Давайте перейдём к следующему экспонату. Вы видите фотографию, на которой угадывается обыкновенная средняя школа. Вокруг неё – вооружённые люди в полицейской форме; где-то на заднем плане – взволнованные мужчины и женщины, очевидно – родители школьников. 
Студент.  Это захват школы террористами? Сколько полиции!
Экскурсовод.  Нет. Это старшеклассники сдают единый государственный экзамен.
Пожилой мужчина.  Но позвольте… Причём тут полиция? Или дети, сдающие экзамен, малолетние преступники?
Экскурсовод.  Конечно, нет. Это обычные дети из вполне благополучных семей.
Девушка. (Возмущённо). Тогда почему они сдают экзамены под дулами  автоматов?
Экскурсовод.   Вы всё не так поняли, барышня. Полиция охраняет школу от беспорядков.
Пожилой мужчина.   А кто, простите, должен в  такой день устраивать беспорядки? Родители?
Экскурсовод.   Конечно, нам, выросшим в иных условиях,  трудно понять психологию людей тех лет. Только подумайте: любой ребёнок, собираясь на экзамен, нервничает и ждёт поддержки окружающих его людей – родителей, учителей. Но по законам того сурового времени ребёнок не имел права сдавать экзамены в родной школе, в привычной ему обстановке. Другая школа, отсутствие родных, чужие равнодушные люди на экзамене, наряды полиции… А перед экзаменами – годы утомительных занятий, стрессы, страхи.  Бывали даже случаи детских самоубийств…
Девушка.   Я не могу больше это слушать! Извините.

                Убегает. 

Врач.  Какое счастье, что мы не живём в те времена! Полагаю, в начале двадцать первого века у детей развивались невротические заболевания от такой жизни.
Экскурсовод.   И не только. В те далёкие времена в нашей стране была предпринята попытка ввести так называемую ювенальную юстицию. Для тех, кто не слишком хорошо знает историю, напомню: ювенальная юстиция – это такой антисоциальный орган власти, которому дозволено изымать детей не только из проблемных, но и из благополучных семей. Например, соцработник, пришедший в семью и не нашедший в рационе ребёнка апельсины, мог на законных основаниях отобрать дитя у родителей и сдать последнего в детский дом. Но  там маленького человечка не ждало ничего хорошего. Равнодушие и принудительный труд. Вовлечение в криминальный мир, в разврат, усыновление семьями, в  которых один из родителей мог оказаться насильником и садистом.
Врач.    Этого не может быть! Глупость какая!
Историк.   К сожалению, исторический факт! В газетах и социальных сетях того времени можно найти много подобных случаев. Ювеналы загубили тогда немало детских душ.
Социолог.  Да-да, не удивляйтесь. Отсутствие личной комнаты у ребёнка, нежелание родителя покупать игрушку или даже слишком сильная любовь к чаду запускали репрессивную машину ювенальной юстиции. К счастью, истинные родители не пожелали мириться с таким произволом. Многие родители, чьих детей насильно увезли в приюты, собирались в отряды и чинили самосуд над работниками ювенальной юстиции. Именно повсеместный отстрел этих негодяев вынудил властей запретить изымать детей у родителей без веских причин. В каждом населённом пункте появились православные общины и волонтёры, которые помогали семьям преодолевать житейские трудности.
Экскурсовод.  Да, справедливость всё-таки восторжествовала. Давайте перейдём в другой зал. Тут вы увидите фотографии, посвящённые духовной жизни наших предков. Вот, например, один из кадров тех лет: митинг общественности против нашумевшего спектакля  столичного  театра. Спросите, чем не угодил публике режиссёр? Сегодня нам трудно представить, что когда-то в театре, в этом храме искусства, со  сцены могла звучать нецензурная речь. Что актёры обнажёнными ходили по сцене и совершали на глазах зрителей имитацию полового акта. А в начале двадцать первого века театры и кино не брезговали пошлостями ради привлечения большого количества зрителей. В кинофильмах культивировались жестокость, душевная чёрствость и секс. Много людей, развращённых пошлым искусством, погубили свои души для вечной жизни. К счастью, находились и те, кто отстаивал право нации на подлинные духовные ценности и культуру.
Пожилой мужчина.   Нецензурная брань со сцены… Но это же уголовное преступление! Представьте, если на подобный спектакль придёт родитель с ребёнком…
Экскурсовод.   Увы, но это – наша история. У каждого государства есть в истории позорные страницы. Вот, к примеру, взгляните на  фотографию в красной рамке.  Представители пятой колонны спиливают поклонный крест. Фурии  с обнажённой грудью охотно позируют фотографу и заявляют, что ненавидят православие. Самое ужасное в том, что во многих средствах массовой информации поддерживается эта варварская акция.
Врач.   Надеюсь, этих душевнобольных бедняжек отправили на принудительное лечение?
Социолог.  Нет.
Врач.   Но почему?
Социолог.  В те времена был страшный разгул безнравственности. Отсутствие чётких моральных принципов и цензуры едва не привело к духовной деградации общества. Правда, в печатных изданиях всё это называлось красивым словом «демократия», то есть власть толпы. Власть низменных инстинктов и примитивного мышления.
Историк.   Вы слишком сгущаете краски. Основная масса населения стремилась вложить в своих потомков прекрасное, доброе, вечное. Если бы в те смутные времена не было бы учителей, истинных деятелей культуры и науки, священников и просто сознательных граждан, наша страна давно бы полетела в тартарары.
Экскурсовод.   Конечно, вы правы.  Давайте продолжим нашу экскурсию. На следующей фотографии вы видите обыкновенную российскую семью в часы досуга. Отец занят игрой на планшете. Мать, освободившись от домашних дел, сидит у телевизора, наспех проверяя уроки  старшего сына. Дети увлечённо смотрят американскую мультипликацию, иногда отвлекаясь на мобильный телефон или на тот же планшет. А ведь совсем недавно – в конце двадцатого века – семейные досуги в будни были веселей и разнообразней. Отцы  зазывали сыновей на стадионы. Матери и бабушки учили девочек рукоделию. И все занимались спортом, читали, ходили в театры и музеи. Плохая погода не была помехой выездам на природу. Но в начале двадцать первого века всё изменилось. И дело не только в появлении Интернета, мобильных телефонов и познавательных телеканалов. У рядовых россиян зарплата не позволяла отдавать детей в кружки и спортивные секции, которые стали платными; заметно подорожали билеты в театры, в цирк, на пригородные поезда. Хорошие толстые книги в дорогих переплётах оказались многим не по карману, и даже день рождения в кафе для некоторых слоёв общества считался непозволительной роскошью. 
Студент.    Наверное, среди малообеспеченных было немало студентов и молодых специалистов?
Экскурсовод.   Конечно. Ведь  вузы ввели  плату за обучение. Хорошо, если учащемуся помогали родители. А если нет? Сколько потеряла страна талантливых инженеров, врачей, учителей, деятелей науки из-за того, что не все достойные молодые люди могли поступить в институты?!
Социолог.   Да! В середине двадцать первого века особенно почувствовалась нехватка хороших специалистов. Хорошо, что государство опомнилось и высшее образование снова стало бесплатным.
Экскурсовод.  На следующей фотографии как раз представлены печальные последствия платного образования. Вы видите, как траурная процессия несёт маленький гробик. Да, в нём – ребёнок, которому врач поставил неправильный диагноз и назначил неверное лечение. Спросите, как такое могло случиться? Очень просто. Диплом, разрешающий вести врачебную деятельность,  был, по сути дела, куплен молодым человеком в одном из престижных платных вузов. Замечу, что за медицинскую ошибку этот врач даже не был отстранён от занимаемой должности.
Врач.   Ужасно!
Экскурсовод.   А вот на этой фотографии – школьный  класс начала двадцать первого века. Скажу откровенно:  среднее образование переживало в те времена затяжной кризис. Постоянные реформы, разные программы, некачественные учебные пособия, введение тестирования на экзаменах, бесправие учителей перед законом – вот с чем столкнулась школа той поры.  Именно тогда в некоторых школах начались денежные поборы на обучение и взяточничество. Именно тогда дети начали приносить в школы огнестрельное оружие и калечить им сверстников и учителей. Но именно в те годы в учебные заведения  пришли  учителя, которые, невзирая на адские условия труда и требования чиновников, учили ваших дедушек и бабушек – тех, кто впоследствии строил новую Россию, укрепляя её суверенитет, культурный потенциал и военную мощь! Но вернёмся к нашей фотографии. Обычный класс. Обычный урок. Дети узнают из учебников о том, что в истории их государства были ещё более драматичные и трагичные моменты, чем переживала страна в тогдашнее время. Княжеские усобицы. Смутное время. Эпоха дворцовых переворотов и крепостное право. Революция 1917 года и войны, войны… Как видите, начало двадцать первого века – не самый страшный период нашей страны. Бывало и хуже.
Пожилой мужчина.   И как люди не сошли с ума!
Врач.  Наверное, сегодня мне будут сниться кошмары. Какое счастье, что всё это – дела давно минувших дней! Бедные, бедные люди...
Студент.   После такой экскурсии хочется забыться. Кто-нибудь  желает продолжить дискуссию в баре?
Экскурсовод.   Забыться – можно. А вот забывать о том, что вы услышали – нельзя.
Историк.   Согласен. Но, как говорил один классик, главный урок истории в том, что никто не извлекает из истории  никаких уроков!
Экскурсовод.   То было в прежние времена. Наступила новая эпоха – эпоха исправления жестоких исторических ошибок. Желающие могут пройти в последний зал. Там представлены фотографии, на которых показаны героические будни деятелей культуры. Это они – безымянные труженики – отстояли духовный суверенитет нашего государства. Благодаря их труду у нас до сих пор есть великая литература, классический театр, лучшее в мире образование и самая передовая наука. Они  верили в Россию, и страна непременно должна знать своих героев. Вы согласны со мной, господа?

           Посетители фотовыставки с интересом направляются в указанный зал.