8. Случайно знакомый генерал

Александр Жданов 2
6. СЛУЧАЙНО ЗНАКОМЫЙ ГЕНЕРАЛ. НЕВЕРОЯТНОЕ СОВПАДЕНИЕ.
 
из сборника "Воспоминания военного связиста 70-х."

  Подруга нашей хозяйки Елена Владимировна Михельсон, происходила, по ее словам, из старинной дворянской семьи то ли Шотландии, то ли Дании. Ее предки в свое время приехали в Россию на службу Петру Первому.  Во время гражданской войны ее родители  жили  в Ярославле, где были очевидцами ярославского восстания.  Жила она в этом же подъезде, что и мы,  этажом выше, в двухкомнатной квартире с прикованной к постели мамой очень преклонных лет и очень старой и полной собакой неопределенной «дворянской» породы.  Работала врачом в поликлинике МВД, судя по всему уже довольно длительный срок. А до этого, тоже врачом, где-то в  системе исполнения наказаний, то есть по простому - в лагерях. 
  До начала 60-х годов жили они на Арбате, откуда, когда сносили их старинный дом, внезапно переехали в новую квартиру,  на самой окраине,  у кольцевой дороги, в Химки–Ховрино. Много позже, уже когда я  вернулся из Афганистана, мы с женой познакомились и подружились с ее племянником, «свободным», как тогда говорили, художником. Он, судя по своим высказываниям, был настоящим диссидентом и в последствии все-таки эмигрировал в США. Но тогда, в 75-м, мы еще ничего о нем не знали. У Елены Владимировны была неплохая по тем меркам библиотека, книг не так много: всего один плотно набитый высокий шкаф, но в нем были редкие по тем временам  издания, вроде «Золотого осла»,  Апулея. И она охотно давала их читать моей жене, что собственно способствовало их сближению. Супруга долгое время не могла найти работу по той же банальной причине отсутствия прописки. По специальности, закончив педагогический институт в Киеве, она была филологом, а, следовательно, помимо преподавания в школе могла бы работать в издательстве, или любом учреждении, где нужны грамотные люди. Но куда бы она ни обратилась по объявлению, как только узнавали, что прописки нет, ей сразу же отказывали. В школе она работать не хотела, осознав, проходя практику на последнем курсе института, что учить подростков в советской школе, это не ее призвание.   Хозяйка нашей квартиры по образованию тоже была учительницей и тоже русского языка, но учила взрослых студентов- иностранцев, из московских ВУЗов, что было совсем другое дело. У нее на работе сотрудников постоянно посылали в командировки за границу учить иностранцев русскому в своих странах. Она как раз недавно вернулась из 2 годичной командировки в Афганистан (в 1975 году, то есть еще до начала там революции и последовавших за ней событий)  и, естественно, в материальном отношении чувствовала себя очень уверенно.  А теперь, до своего отъезда  в Финляндию, даже попыталась помочь моей жене с трудоустройством, и  успела поговорить о ней с руководством на своей работе.  Супругу пригласили на собеседование и сказали, что с удовольствием взяли бы ее, им как раз нужны молодые энергичные учителя, но у нее есть еле уловимый южный, украинский  акцент, а им нужны педагоги только  с чисто московским выговором. Что бы его приобрести нужно пожить в Москве лет хотя бы 10.
- Так, что, тогда и приходите, мы вас обязательно возьмем.

      В результате жене приходилось целыми днями ждать меня дома одной. Подруг и близких знакомых у нее еще в новом городе не было.  Оставалось только смотреть телевизор и читать книги Елены Владимировны. Они быстро подружились, а соседка сразу же обратила внимание на мою постоянную занятость на службе и длительные командировки. Очевидно благодаря своему нелегкому трудовому пути, она была заядлой курильщицей (причем курила исключительно папиросы, видимо по привычке с военного времени),  женщиной весьма энергичной,  деловой и привыкла решать возникающие вопросы быстро.  Как-то во время нашего втроем совместного чаепития, обсуждая текущие вопросы, она посоветовала мне сменить место службы на более спокойное. Естественно, я только посмеялся и сказал, что для этого мне не мешало бы иметь хорошего родственника, который не только посоветовал, как это сделать, но и реально помог бы.  К нашему с женой  удивлению,  соседка сразу же перешла к делу.  Оказалось, что в свое время, в 39  году,  она закончила в Москве среднюю школу номер 7, в которой училась в одном классе и дружила с Кириллом, сначала мальчиком, а позже молодым человеком, который уже в наше время был генералом и работал в центре Москвы. Она совершенно не разбиралась на какой должности, и в каких войсках, но, тем не менее, считала, что он мог бы в чем-то оказать мне поддержку и предложила обратиться за помощью... к нему.  Разумеется, само предложение вызвало у меня улыбку. С чего бы то вдруг генерал, проходящий службу в центре столицы станет оказывать безвозмездную помощь какому-то совершенно незнакомому ему лейтенанту.  В жизни, как раз тогда бывало наоборот, чаще приходилось слышать о том, что добившиеся больших высот люди подчас не хотели помогать даже своим не совсем дальним родственникам, приехавшим в Москву из провинции. В чудеса я в те годы уже не верил.  И то, что чисто случайное знакомство вот так вот запросто могло  повлиять положительно на мою  судьбу, мне казалось невероятным. С другой стороны, это меня ни к чему не обязывало. Почему бы действительно не попробовать? Хуже не будет. И я в шутку ответил, что конечно же совсем даже не стану возражать, если генерал согласится мне чем-то помочь.

   И спустя некоторое время очень удивился, когда Елена Владимировна сообщила, что действительно позвонила своему другу, и тот, как бы это ни показалось странным,  приглашает меня к себе домой в гости.  Звание у него было – генерал-лейтенант, а фамилия Трофимов.  Это, естественно, мне ни о чем не говорило, тем более, что Елена Владимировна даже не могла толком пояснить, в каких войсках генерал служит.  Жил он с семьей в сталинской высотке на Таганке. И вот вечером, в назначенное время, я приехал к нему в гости.  Дверь открыла взрослая, где-то моего возраста дочь генерала. В военной повседневной для строя лейтенантской форме, в сапогах, не успев даже после работы переодеться в брюки навыпуск, вошел я в огромную прихожую. Девушка предложила домашние тапочки (я очень стеснялся своего нелепого вида: в галифе и тапочках!) и провела в папин кабинет. Подробно расспросив о моей службе и причине поиска нового места, генерал поинтересовался, где бы я хотел служить. Попав после училища сразу в действующую строевую часть, без знакомых и родственников в войсках связи, я просто не мог представлять, какие вообще у нас тогда были  возможности, особенности и перспективы службы для офицера связиста.  Как-то не задумывался, что ведь есть такие места, как  кафедры военных училищ связи, академия, заказывающие управления начальника связи вооруженных сил СССР,  только слышал  о научно-исследовательских институтах, полигоне связи,  где можно заниматься наукой,   военных представительствах министерства обороны  на предприятиях промышленности, но не знал о них ничего конкретного.  И уж тем более ничего и не ведал о таких блатных местах, как   предприятия различных министерств,  куда периодически Министерство Обороны прикомандировывало своих офицеров (я еще остановлюсь подробнее на этих чудесных местах).  И четко изложить свои пожелания, разумеется, тоже не мог. О чем открыто и сказал генералу. Подумав, он в конце нашей беседы в мягкой форме посоветовал послужить несколько лет на своем месте, получить опыт офицерской службы в войсках связи.
- А через несколько лет приходите ко мне опять, я вам помогу. Найдем подходящее место.
   
      Разумеется, он прав, подумал я, прекрасно понимая  тогда, что,  как вежливый и отзывчивый человек, генерал не мог отказать своей однокласснице, к которой в свое время возможно относился еще и не совсем равнодушно! 

   И не было совершенно никаких причин,  по которым он должен был подобрать мне новое, лучшее место службы.  А так, совершенно незнакомому человеку, пусть даже по словам бывшей одноклассницы, ответственному и добросовестному (в чем он совершенно не мог быть уверен,  ведь как Елена Владимировна могла оценить мои деловые качества?),  он дал хороший в общем-то совет.  Да и его обещание найти в будущем мне подходящее место, тоже внушало оптимизм. Не мог же, по моему глубокому убеждению, генерал разбрасываться обещаниями просто так. 

    Естественно, было очень интересно, какую все-таки должность он занимает и где. Но спросить об этом прямо у него было на мой взгляд неуместно.   Попытаться узнать у себя в части -   бесполезно. Даже опытные офицеры-связисты не моги знать фамилии всех нескольких сотен генералов, проходящих службу в центральном аппарате в Москве  во всех видах вооруженных сил  и родах войск, а то, что именно Трофимов, с которым меня совершенно случайно свела судьба, имеет отношения к войскам связи, было на мой взгляд, совсем невероятно.
 
   Но, а  чем мне мог бы помочь, даже генерал-лейтенант, скажем, танковых войск, или инженерных? Перевести к себе в свои войска связистом? Но ради чего?  Только одно тогда я четко понимал: уходить из войск связи центрального подчинения было неразумно. Возможности продвижения по службе у связистов в других родах войск, видах Вооруженных сил по сравнению с войсками связи центрального подчинения были явно намного скромнее.   

     В целом всю эту историю я воспринял, как забавный  жизненный эпизод, который в чем-то даже мне помог. Например, понять, что для того, чтобы попасть в какое-то хорошее место, нужно знать, какие места существуют вообще и какие там есть особенности, достоинства и недостатки.  А, следовательно,  нужно  побольше общаться с опытными, бывалыми офицерами-связистами, особенно верхних звеньев управления.

   Через некоторое время эта встреча, естественно, забылась. А вспомнить о ней пришлось, как ни странно, только через 6 лет, совершенно для меня неожиданно.

    Забегая вперед, расскажу, как это получилось.
Вернувшись из Афганистана, уже майором (получив досрочно два звания), я попал служить в военное представительство Минобороны в Москве. Как это случилось и почему в очередной раз я  остался служить  в столице - отдельная история и об этом  расскажу ниже, а  тогда, как-то через недели две после прибытия на новое место, мой новый сослуживец, майор, сидевший в кабинете нашей группы за соседним столом (он был старше меня ровно на 10 лет), сообщил, что  через несколько дней, как и всем младшим военпредам и военпредам,  мне придется заступить на дежурство по 6 и 8 управлениям начальника связи Вооруженных Сил СССР. Он подробно рассказал куда и к какому часу нужно будет подъехать в военной форме (в военном представительстве мы были обязаны ходить строго в гражданской одежде).   Оказалось, что оба управления располагались в старинном здании до революции принадлежащему винозаводчику  П.П. Смирнову, сыну основателя известной во всем мире торговой водочной марки.

       Комната дежурного располагалась рядом с кабинетом начальника управлений, генерал-лейтенанта.  Когда я услышал его фамилию  в памяти тут же всплыло событие 6 -летней давности и уже почти забывшееся знакомство.
 
- Подожди, как ты сказал фамилия этого генерала? - спросил я соседа.
- Трофимов Кирилл Николаевич.
- Странно. А где, он живет, ты случайно не знаешь?
- Отчего же. На Таганке в сталинском доме…

     Волнуясь, я достал свою старую записную книжку и открыл на букве Т. И действительно, все совпадало.  Фамилия, имя , отчество. Есть и телефоны: рабочий и домашний. Не может быть! Такое совпадение просто невероятно!

- А ты случайно его телефона не знаешь?-  решил я проверить.
- Рабочий конечно знаю, это ведь телефон дежурного по управлению. Кстати, запиши его. Ты как раз будешь на нем сидеть и он тебе в дальнейшем понадобится по работе, нам ведь очень часто приходиться звонить нашим кураторам. 
       Номер совпадал с записанным в моем блокноте.

      Таким образом судьба опять меня свела с генералом, но теперь Кирилл Николаевич оказался уже не просто случайно знакомым, а моим прямым начальником, так как наше военное представительство работало под непосредственным руководством подчиненного ему заказывающего управления, а он, оказывается, был заместителем  начальника связи Вооруженных Сил СССР маршала войск связи А. И. Белова, то есть вторым по значимости генералом -связистом в Вооруженных силах СССР.
 
   Согласитесь, не каждому офицеру удается познакомиться и побывать ещё лейтенантом в гостях у своего начальника такого высокого уровня и уж не каждому лейтенанту этот начальник лично обещал помочь в продвижении по службе. 
 
      Казалось бы, мне ужасно повезло,  передо мной оказались раскрыты самые радужные перспективы карьерного роста. Не сможет же генерал всего через 6 лет забыть, или отказаться от своего обещания! Тем более, что согласно нашей договоренности тогда, я за это время получил хороший опыт службы в войсках связи, да еще в непростых условиях боевых действий, в  Афганистане, успешно доказав свои профессиональные и деловые качества,  и теперь был уже не просто зелёным "летёхой"*, а прожжённым опытом майором.   

Но не все было так просто. И об этом  далее.
__________
Продолжение истории см. 13. Старый знакомый генерал"    http://www.proza.ru/2018/04/05/851
На фото- Москва, Тверской бульвар 18, бывший особняк П.П Смирнова в наше время.

Примечание:
* -   "Летёха"-  шутливое в Советской армии название лейтенанта (военный жаргон).