К рассказу Морока

Сергий Чернец
Из литературоведения, к рассказу Морока.

Бывают в жизни совпадения, то бишь, редкие случаи – «ну, вот так уж случилось», - говорим мы. Но, так называемые, «редкие случаи», не такая уж редкость; жизнь любит забавляться неожиданностями и недоразумениями.

Писатели всегда описывали такие обстоятельства жизни, случаи и безусловно, редкие случаи.

В мировой литературе эта форма малого эпического жанра существует с давних пор: О. Генри известен такими рассказами. Эта форма литературы предопределяется своими внутренними формами: рассказы такие страдают известной формализованностью. Вся описательность всех событий и фигур, сама по себе заразительная, конечно, и содержательная, в таких рассказах, - лишь подготовка к чему-то главному, как в детективах, - кто же преступник, ожидает читатель. Герои таких рассказов как бы специально прикреплены к развязке, они существуют для неё и благодаря ей, - как будто сначала найдена развязка, а уж потом подобран «типаж».

И есть нюанс. Что случаи лежащие в основе таких развязок, так сказать «чистые» случаи, - обыкновенно слабо связаны бывают с данным временем. И\или наоборот, присущи только этому времени истории, жизни (перестройка общества, революция). Такие события (приключения героев) случаются в определенное время, но мало объясняют его.

В русской литературе именно молодой Чехов усовершенствовал форму малого рассказа и сделал её популярной. По-видимому, он любил эту форму и пользовался ею до тех пор, пока не перестал сочинять «по смешной части».
Чехова с первых дней литературной деятельности всё больше и больше привлекали не редкости, хотя бы и приземленные, и тем более не исключительные случаи, если даже они и таили в себе большие юмористические возможности.
Его привлекал заурядный поток жизни, - та, по определения Гоголя, «тина мелочей», барахтаясь в которой люди перестают замечать, насколько вздорны и эфемерны их страсти, как ничтожны их идеалы и цели. Именно в этой фатальной инерции жизни Чехов нашел неисчерпаемые залежи смешного. Но для того, чтобы оно стало смешным и для читателя, нужно было наглядно показать, как под влиянием привычки и рутинных представлений автоматизируется и обессмысливается поведение людей. Одним словом, нужно было показать рутинного человека в его обыденном существовании. Тут главный эффект рождается уже не в редком стечении обстоятельств, а в обнаружениях – иногда неожиданных, а чаще назойливо-однообразных – характеров героев. Герои оказывались похожи на многих и многих современников. В этом заключалась предпосылка новой, разработанной Чеховым формы малого рассказа с юмористическим подтекстом. Он выставил перед читателями их самих, - все читатели были похожи на его героев, - смешных и нелепых. Сами себя, свои нелепости можно узнать в героях и поведении их.
Конец.