ФОРМУЛА УСПЕХА
Иду в любимую школу. Я по-прежнему её патриот и помню, что когда-то она по всем показателям была действительно первой! Потом престиж её, к сожалению, упал, и это удручало. Приход нового директора вначале вызвал опасение: что сможет человек, совершенно не знающий наших северных условий и особенностей? Но, к счастью, сомнения рассеялись. Евгению Анатольевичу Пакулеву удалось многое!
А главное – удалось вернуть Первой прежний высокий имидж. И звание лучшей школы Югры в 2016 году – тому подтверждение. Это уже не просто городское признание, но выход на более высокий – окружной уровень!
Хочу понять суть нового руководителя, узнать, где рождаются, как воспитываются, как добиваются своих целей умные директора? И вообще, каким должен быть современный идеальный управленец?
Захожу в директорский кабинет. Встречает цепкий взгляд при располагающей и, на первый взгляд, даже простецкой улыбке. Беседа. Гладкий рассказ – и, кажется: всё как-то легко у него получается, никаких вроде бы трудностей! «Э, нет, - подумалось далее, - гладкость-то кажущаяся! Не так уж однозначен Евгений Анатольевич: за внешней скромностью и простотой ответов – стальной стержень воли и целеустремлённости!»
Ну, а подробнее…
Деревенское детство в русской глубинке Курганской области и школа в селе Мальцево, где жил известный селекционер, новатор сельского хозяйства Т.С.Мальцев, и мальчиком Женя общался с этим замечательным человеком. Мама – доярка, своё подсобное хозяйство. Конечно, помогал родителям во всём, а как же в селе без этого?
- И коров доить умеете?
- Да, приходилось и коров доить.
Отец умер, когда мальчику ещё не было 14. Учился Женя хорошо, приохотился к чтению. Любовь к литературе определила и жизненный путь. Окончил с красным дипломом Шадринский пединститут. Каждое лето - вожатские и студенческие отряды. После института предлагали остаться на кафедре методики литературы – отказался. Распределили в сельскую школу. Этапы его педагогического пути не поражают крутыми зигзагами, скорее привлекут внимание устойчивой преданностью выбранной стезе.
В 1994 году Евгений Анатольевич стал победителем районного конкурса «Молодой учитель». Женился. А время ох! трудное – лихие 90-е! Задержки зарплаты. Забастовки. Многие в то время ушли из педагогики в бизнес. Он остался.
В 2000 год назначен директором Краснозвездинской средней школы имени Г.М.Ефремова, собиравшей учеников из окрестных деревень. Жил активной творческой жизнью : его школа в 2006 году - победитель конкурса лучших образовательных учреждений РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Задаю вопрос:
- Ваша отличительная черта?
- Трудолюбие. А ещё, пожалуй, упорство. Вообще, как у любого льва (по гороскопу), трудности и новые идеи лишь стимулируют деятельность: чем больше проблем, тем интереснее.
Да, этот ответ точно передаёт и состояние его души, и главный стержень характера. 10 лет плодотворной работы в передовой школе. Итоговая оценка: грамота Министерства образования РФ. Почетный работник общего образования, лауреат областной премии «Руководитель года имени Народного учителя СССР В.Р.Петровских».
К сожалению, рейдерский захват совхоза, его разорение сказались и на школе. Семьи уезжали в поисках работы, количество учеников катастрофически уменьшалось, прервались связи с шефами. Работать стало неинтересно. Вот почему, когда его пригласила на Север, он согласился. К тому времени, в 2011 году, был окончен второй вуз – Московский ГГУ имени М.А.Шолохова по специальности «Государственное и муниципальное управление». Интересуюсь:
- Ваше первое впечатление о Белоярском и Первой школе?
- Уютный, красивый городок. Понравились и школа, и коллектив. Что особенно порадовало: не был утерян «дух дома», я увидел здесь больше душевности, чем в других школах. Обратил внимание на то, что в Первой не было детских драк. Но был и недостаток: много отличных учеников ушло в другие школы, зато – пришли те, кого по разным причинам «отправили» из 2-й и 3-й. С главой района сложились хорошие отношения. Сергей Петрович Маненков – человек, деловой, чувствующий ответственность за всё, что происходит в городе и районе, настоящий хозяин. Этого и от других требует, и тут я с ним полностью солидарен.
- Основные ваши требования к учителям?
- Создать условия, чтобы детям хотелось учиться. А воспитание начинать с себя, показывая детям пример во всём: в отношении к работе, в умении сдержать данное слово, в корректном общении.
- Каковы, по-вашему, функции директора в современной школе?
- Сегодня директор – это, в первую очередь, умелый менеджер. Но знать он должен ВСЁ, что происходит в школе. Первые помощники – завучи, они отвечают за организацию учебного процесса. Но любой учитель, ученик, родитель может в ЛЮБОЕ время прийти в мой кабинет и обсудить проблему. Я – открытый руководитель.
- Самый счастливый момент в работе?
- Урок! Когда идёшь к детям, только тогда понимаешь глубинный смысл профессии, которую когда-то выбрал.
- В каких классах предпочитаете работать?
- В старших. Мне с ними интереснее, можно поспорить, задать каверзный вопрос. Учу детей думать собственной головой. Моя главная задача в обучении – заставить думать! Не бояться принять собственное решение, а ещё лучше – нестандартное, не такое, как у всех!
- Обмануть современные ИКТ довольно сложно. Вам это удаётся?
- Думаю – да. Придумываю и продумываю умные вопросы, и тогда никакой интернет не поможет списать ответ, потому что его там не будет. А ещё – поставленная мной проблема должна будить собственную мысль, и здесь помогают классики.
- Есть ли какая-либо формула успеха работы директора в школе?
- Для себя я вывел три главных принципа успеха. Первый: любовь к детям и желание дать им знания. Второй: сделать каждого ребёнка и педагога счастливым от встречи со школой. И третий: тесный контакт с семьями.
- Резонно и реалистично. Сейчас принято ругать современную молодёжь. Если сравнить ваших прежних учеников и нынешних, очень ли различаются?
- Надеетесь на стандартный ответ, что буду ругать современную молодёжь? Не дождётесь. Дети одинаковы. Проблема, на мой взгляд, сейчас не в детях, а в родителях, воспитанных в 90-е годы, когда шёл развал всего лучшего, что было накоплено за советские годы. Было уничтожено очень важное - чувство ответственности. Но современный ученик – умный, прагматичный, и в нем еще не потеряно высокое начало гражданственности, патриотизма, и школе нужно это все приумножить.
- Поэтому, наверное, политики Запада и США сделали всё возможное, чтобы развалить пионерию и комсомол?
- Согласен. Внедрялось (и усвоилось!) другое отношение молодёжи к жизни: вам всё должны дать, а вы свободны от всяких обязанностей; всё можно купить, «захотел – беру». И до сих пор, к несчастью, это действенно. Хотелось бы переломить такую философию!
- Надеетесь: удастся?
- Общими усилиями - да. Труднее переубедить родителей, чем учеников.
- Какой была ваша первая задача как директора школы №1?
- Вернуть школе прежний высокий имидж. Начал с укрепления материальной базы и кадров. Постепенно сменился коллектив, но это был естественный процесс. Меняется учительская психология. На первом месте – труд, самоотдача, увлечённость, чтобы после звонка с урока учитель не спешил домой…
- Что главное во взаимоотношениях учителя и администрации?
- Доверие. Хотя приемы авторитарного стиля в руководстве полностью не отбрасываю. Считаю: попустительство и либерализм гораздо хуже.
- Важный вопрос: у нас надолго ли? Наверное, были предложения более престижные, ведь у вас богатый опыт работы и заслуженный авторитет отличного управленца?
- Чиновником стать я никогда не стремился. Предложения были - отказывался: много политики, мало живой работы!
- Какие заметные новшества появились в школе при вас?
- Новые подходы к учебному плану, внутренняя среда школы - развитие на каждом шагу, каждый метр площади школы помогает обучению и воспитанию. Общешкольные линейки, где открыто подводятся итоги, осуждаются нарушители, поощряются добросовестные ученики. Кадетские классы.
- Каков был ваш замысел при создании такого класса, ведь в предыдущей работе не было подобного опыта?
- Я заметил, что в городе много сильных парней, на высоте культ спорта и здорового образа жизни. Но в то же время, особенно в основной школе, среди мальчишек отсутствует идея, часто увлечения сводятся к компьютерным играм, нет дисциплины. А кадетских классах культ дисциплины на первом месте. Наши ученики должны стать патриотами города, округа, страны.
- В кадетские классы берут не самых лучших учеников. А как с процентом успеваемости?
- Не обязательно быть отличником, масса примеров, когда из обычного троечника получается настоящий Человек. Да, учителям там работать сложнее. Но они отлично справляются. Наша главная задача – воспитание. И результаты уже явно видны на втором году обучения. Кадеты подтянуты, активны, на них можно опереться в разных школьных делах. Они активно участвуют и в жизни города. Так что результаты есть, да и перспективы неплохие.
- Ближайшие понятны. А как с отдалёнными перспективами?
- После 9 класса кадеты получат специальный документ, подтверждающий их обучение в кадетском корпусе, могут по желанию поступить в колледжи МЧС, через военкомат в суворовское училище или продолжать обучение в профильном оборонно-спортивном классе. Надеюсь, что кадетские годы помогут выпускникам в дальнейшей жизни.
- Можете ли сказать, что всё задуманное выполнили?
- Жизнь идет. Еще не время подводить итоги, но надеюсь, что выполним.