Ливийские хроники. 8 ноября 2011 года

Николай Сологубовский
Фильм «АНАСТАСИЯ»
 ХI Международный кинофестиваль «Русское зарубежье»
 
7 ноября 2017 года в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоится торжественная Церемония открытия Одиннадцатого Международного кинофестиваля «Русское зарубежье».
Кинофестиваль учреждён в 2007 году и проводится при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Правительства Москвы, Россотрудничества, Московской городской Думы, Института стран СНГ.

ГРАН ПРИ – кинофильму «АНАСТАСИЯ»

Дорогие друзья!
Я рад  напомнить вам, что документальный фильм «Анастасия», получивший киноприз "НИКА"  Российской киноакадемии как лучший неигровой фильм 2008 года, получил  в 2009 году Главный Приз  III Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье». 

14 ноября 2009 г. в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошла торжественная церемония закрытия Третьего Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье», на которой были подведены итоги плодотворной работы фестиваля и объявлены лауреаты конкурсной программы.
Президент Кинофестиваля, кинорежиссер Сергей Зайцев отметил, что фестиваль вот уже третий год успешно продолжает выполнять свою основную миссию: «дать возможность русским людям во всем мире почувствовать себя одной семьей, у которой одно общее Будущее».
В этом году в конкурсной программе были представлены 30 талантливых фильмов из девяти стран мира, в том числе неигровой фильм «АНАСТАСИЯ» (производство – Россия, снят фильм в Тунисе и Франции, режиссер Виктор Лисакович, автор сценария и оператор Николай Сологубовский, продюсеры Левон Манасян и Долорес Мелконян, киностудия «Элегия»).
Перед членами жюри стояла непростая задача. «Мы посмотрели 16 неигровых картин о жизни русских людей за рубежом, – сказала Марина Тарковская, член жюри неигрового конкурса, – все они были интересны, каждый из них открывал новую грань Русского Зарубежья. Общее у них одно: они рассказывают о том, что такое Россия для русского человека; они – о той неразрывной связи с Родиной, которую каждый русский носит в себе».
И вот решение жюри: Главный Приз неигрового конкурса – статуэтка «Философский пароход» – вручен картине «АНАСТАСИЯ», посвященной судьбе ставшей самой известной русской эмигрантки, проживающей в тунисском городе Бизерта. Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн, которой исполнилось 97 лет, – свидетель исхода Черноморской эскадры и Белой армии из Крыма в 1920 году, хранительница памяти о судьбах многих русских людей, оказавшихся за рубежом.
«Для меня было большой честью участвовать в Кинофестивале, – сказал, принимая награду, режиссер картины Виктор Лисакович. – Анастасия Александровна – удивительный человек, и Гран При – это в первую очередь ее достижение».
Кинофестиваль стал крупным событием культурной жизни как в России, так и для наших соотечественников, живущих в разных странах мира. И будем надеяться, что они смогут увидеть лучшие фильмы кинофестиваля на телевизионном экране.

«... Земли родной минувшую судьбу»

Из дневника Н.Сологубовского:
«5 января 2008 года. Мы с Виктором Лисаковичем закончили фильм «Анастасия», и я вылетел в Тунис, чтобы встретится в Бизерте с Анастасией Александровной и узнать ее мнение о фильме.
После просмотра фильма «Анастасия»   Анастасия Александровна сказала:
«Это прекрасная картина, которую вы мне показали, и я так переживала сейчас снова! Я считаю, что это очень хороший фильм. Потому что нет ни одной вещи, которая бы мне показалась приукрашенной или искаженной. Так что мне фильм очень по душе. Он, по-моему, передает то, что надо передать. Передано то, что надо было сказать…
Я повторю еще раз: настоящее без прошлого – это настоящее без будущего. В России живут новые поколения, вы видите, какие перемены уже произошли на наших глазах. Теперь русские люди страстно ищут свое прошлое и приходят ко мне, только чтобы услышать правдивый рассказ о случившемся. И вы знаете, что важно им, так это то, что они знают, что слышат слово искреннее, что я не могу не переживать и что каждый раз, когда я говорю о наших отцах, я хочу, чтобы нить с прошлым не прервалась.
А мы так надеялись, что русские дети будут снова искать историю своей страны и тысячелетнюю культуру России.
Надо, что б кто-то, хоть один человек, в нужный момент оказался на нужном месте, чтобы эта цепь – от поколения к поколению - не прервалась, чтобы она сохранилась.
Мне наверняка дана для чего-то такая длинная жизнь, потому что даже и Пушкин говорил в «Борисе Годунове»:
«Недаром многих лет свидетель
Господь меня поставил
И книжному искусству научил…»
Я очень, очень тронута фильмом, и очень хотела бы, чтобы этот фильм, который вы сделали, вы смогли показать в России, надеюсь, что не только его увидят не только в Тунисе. Так что я желаю очень много успехов фильму!
Видите, как возвращается прошлое... И это очень важно! Потому что без знания Прошлого Настоящее не будет иметь Будущего. Вы содействовали Будущему России!»

«Я храню мнение Анастасии Александровны, записанное на видеопленку. Я надеюсь, что ее пожелание осуществится и что фильм «Анастасия» покажут и по телевидению. Ждала же 70 лет Анастасия Александровна, чтобы рассказать нам о судьбе Русской Эскадры. Сколько лет будет ждать наш фильм, чтобы быть увиденным?»

Прошел год. Фильм «Анастасия» был премирован на кинофестивалях России, Украины, Франции, был номинирован на «Золотого Орла» и получил национальную кинопремию НИКА.
Бабу – так называют Анастасию Александровну в Тунисе и Франции – получила медаль Пушкина за огромный вклад в сохранение русского языка и развитие русского культуры.
6 апреля 2009 года я снова приехал в Бизерту к Анастасии Александровне, чтобы подробно рассказать о церемонии награждения премией НИКА (она прошла в Москве 3 апреля) и передать ей, главной героине фильма, поздравления друзей.
Мы говорили о многом, я снова включил видеокамеру, чтобы «запомнить» рассказы Анастасии Александровны, «свидетеля многих лет...»
И под конец она спросила:
- А как русское телевидение? Когда оно покажет?
- Скоро, Бабу, скоро…

Приложение.
Сценарий документального фильма «Анастасия»
http://www.sologubovskiy.ru/scenario/6392/