Разменная монета

Белый Налив
                Грош цена тому чувству,   
                у которого есть цена.
                М.Шамфор
               


                1.


    Друга моего мужа звали Роман. Они вместе ходили сначала в школу, потом студентами – каждый в свой вуз. Поскольку склонности и способности у них были разные, мой будущий муж поступил на филфак, где мы с ним и встретились, а Рома - в политехнический.
    Иногда на отдельные лекции студенты Политеха приходили в наше здание в самом центре города. У Андрея на третьем курсе появилась я. Обратил он на меня внимание ещё на первом, но только в начале третьего, приложив определённые усилия, мог представлять меня своим друзьям: «Моя девушка!». Тогда же он познакомил меня и с Романом, который был выше и плотнее Андрея.
    Я отнеслась к Роману тепло и по-дружески. Я полагала, что друг детства моего Андрея станет и моим другом. Я знала, что старая дружба не ржавеет, поэтому всячески способствовала тому, чтобы она не сошла на нет из-за увлечения Андрея мною.
    А у Романа тоже была девушка – Лариса. Довольно крупная, под стать ему, черноглазая, она носила волосы на пробор, гладко их расчёсывала и связывала в тугой узел на затылке. Она напоминала мне девушек, которых я встречала на Украине – пышнотелых, с чёрными смоляными волосами на пробор или с косами, уложенными на голове венком.
     - Послушай, - спросила я у Андрея, - а Лариса случайно не украинка?
     - Попала в точку: отец её щирый украинец из-под Черкасс.
    После школы Лариса не стала учиться дальше. Когда я спросила её, почему, она, не стесняясь, ответила, что мать у неё заведующая большим галантерейным магазином, дочь её никогда и ни в чём не нуждалась, не будет нуждаться и после замужества. Кстати, и с Ромой  они больше, чем друзья. Друзьями они были в школе, а сейчас…  «Ну, в общем, не могли мы больше, ты понимаешь? Я и постарше Ромы на год. Мама как-то сказала мне: вам детей рожать пора, а вы всё за ручку ходите. И это подтолкнуло нас. Рома в ту же ночь остался ночевать у нас. Ночью он пришёл ко мне. А за завтраком мы объявили маме, что стали женихом и невестой».
    Рома тоже поставил своих родителей перед свершившимся фактом. Сразу после этого они с Ларисой подали заявление в ЗАГС. В то время, когда я познакомилась с Ларисой, она уже ждала ребёнка. Правда, срок был небольшой, четвёртый месяц.
    Свадьба была пышной: обе семьи материально жили очень неплохо по советским меркам. Жить молодая пара стала у родителей Ромы, чья квартира была побольше. Андрей не скрывал зависти к своему другу: «Когда же  мы сможем быть вместе?» Я всё время отшучивалась, но знала: у нас тоже всё идёт к этому.
    У Романа с Ларисой уже родился ребёнок, а мы всё ещё ходили в обнимку. Поженились мы значительно позже.
    Поскольку мы жили неподалёку, мы часть ходили вчетвером в кино и на концерты, а мама Романа с удовольствием оставалась с малышкой Катенькой.


                2.


    Как-то Роман пришёл к нам один, чем-то встревоженный.
    - А где Лариса?
    - Она поехала к родственникам на Украину. Там у её двоюродной сестры свадьба, а у меня, как и у вас, сессия на носу.
    Я пошла на кухню смастерить бутерброды к чаю. Подойдя с подносом к двери нашей комнаты, я хотела пнуть в неё ногой, чтобы кто-то из друзей вышел и забрал поднос у меня, а я сходила бы за чайником. Но их взволнованные, резкие голоса остановили меня. Говорил в основном Андрей:
    - Ну, что ты всё время рефлексируешь? Зачем ты ведёшь себя так деликатно? Она же сядет тебе на голову окончательно! Она красива, не спорю. Но и на тебя девчонки в школе заглядывались хором. И потом, вы только начали жить вместе, а она уже помыкает тобой. Раз в неделю у вас, говоришь? Послушай, Рома, не мне тебя учить: во-первых, это вредно, а во-вторых, по-человечески ненормально. А раньше как было?
    - Чаще, гораздо чаще, - отвечал Роман. 
    - Ты должен с ней откровенно поговорить и сказать, что тебя такой режим не устраивает.
    - Она боится вновь залететь, а мне ведь ещё полтора года до диплома.
    - Но есть же способы… - начал Андрей, но тут я всё же пнула дверь и вошла в комнату. Ребята оживились, включили магнитофон с новым альбомом «Лед Цеппелина» и оттянулись по-студенчески. Андрей даже плеснул нам в чай по нескольку капель «Рижского бальзама» из отцовского бара. 

    Лариса вернулась через две недели. Пару дней спустя Роман привёл её к нам. Она похорошела и похудела. Её красивые чёрные глаза с благосклонностью останавливались на лице мужа, и тогда он расцветал.
    Наутро мы с Ромой оказались в одном автобусе. Нам удалось пристроиться втроём на двухместном сиденье, и мы разговорились.
    - Ты сияешь, как солнышко, - завёл беседу Андрей, - надо полагать, на сексуальном фронте порядок?
    Роман нагнулся к Андрею и тихо-тихо, чтобы не услышали другие пассажиры, стал рассказывать:
    - Ларису как будто подменили. В любви – изобретательна и нежна. Секс у нас теперь по четыре-пять раз в неделю. Причём инициатива чаще от неё.
    - Ну, и чем ты это объясняешь?
    - Понимаешь, когда она приехала, я увидел на её пальце красивое дорогое кольцо. «Откуда?» - спросил я. – «Тётя подарила. Я у неё любимица». – «Щедрая у тебя тётя». А у самого заныло под ложечкой: я понял, чего не хватает Ларисе для полного счастья в её понимании: дорогих духов, украшений. На Украине это любят. Недавно, как тебе известно, Катеньке исполнился годик, и я, поднакопив немного (три раза вагоны разгружал) и у мамы попросив, купил жемчужное колье. Ты бы видел Лариску – краше и счастливее её в этот миг не было никого. А в ту ночь у нас было такое, чего раньше никогда не было.
    Я посмотрела на Романа: глаза его сияли. Надо же, как он любит свою жену. Потом перевела взгляд на Андрея. Он нахмурился, даже посерел лицом. И я поняла почему: безумно влюблённому в свою жену Роману было невдомёк, что Лариса затеяла с ним нехорошую игру. Или она сама додумалась до этого, или кто-то на Украине подсказал ей. Во всяком случае, она решила поощрять Романа на дорогие подарки, тем самым назначив цену своему чувству к нему, если оно ещё не остыло, и любовным утехам. 


                3.


    Обсудив эту тему вечером после учёбы, мы с Андреем так и не смогли додуматься до того, как сказать обо всём этом Роману, честному, духовно богатому и внутренне свободному человеку, который никогда не лгал. Он не понял бы, отмахнулся и сказал бы наверняка, что Лариса даже не просит ничего – это он якобы является инициатором. А если даже и так (но нет, нет и нет!), он будет делать это и впредь, потому что ни за какие безделушки и деньги не купишь то, что ему даёт Лариса. Он живёт только ради неё и ребёнка (кстати, она теперь не прочь подарить ему и второго) и что он не может дождаться часа, когда они с Ларисой останутся наедине, что их ночи превратились в упоительную сказку и, кажется, нет ей конца…
    Но конец настал, причём очень скоро. Ларису уже было не остановить. Поскольку в духовном плане она ничего из себя не представляла, её потянуло на дорогие безделушки.
    Однажды Роман пришёл домой, когда Лариса была дома одна: её мама пошла погулять с внучкой. Лариса только что вышла из ванны. Она была прекрасна. Халатик раскрылся, обнажив её пышную грудь и длинные ноги. С волос стекали капельки воды. Роман не выдержал. Он подхватил её и уложил на диван.
    - Сначала позолоти ручку, - смеясь, как бы в шутку, проговорила Лариса. 
    - Завтра, дорогая, завтра будет – что захочешь…
    После первого же поцелуя, усталый после лекций, голодный, Роман оказался в нирване. Перед ним было невыразимо прекрасное лицо жены. Её полные губы искали его и, найдя, жадно припадали к ним. Казалось, всё длилось бесконечно.
    Второй акт был ещё пронзительнее первого.
    - Ты всё ещё любишь меня, любишь? – услышал он собственный голос. Её ответа не слышал.
    Когда он пришёл в себя, Лариса крепко спала. Он отнёс её в спальню, оделся и приготовил себе обед.

    Прошла неделя. Пятый курс подходил к концу. Роман сдавал экзамены досрочно, чтобы была возможность до работы съездить с семьёй на дачу.
    После очередного экзамена он пришёл домой довольно рано.
    - Лариса! – окликнул он жену. Из кухни вышла мать.
    - Лариса уехала к своим. Приехала её тётя с Украины.
   - А Катя?
   - И Катя с ней.
    Наскоро выпив кофе с куском пирога, Роман зашёл в спальню, хотел переодеться. И обомлел: в спальне был настоящий кавардак. Вещи были разбросаны, всё перевёрнуто. Он заглянул в шкаф: ни вещей Ларисы, ни вещей дочки, ни её любимых игрушек – ничего! Увиденное было для него, как гром среди ясного неба. 
    «Мне не на что надеяться, но и бояться не надо. Вперёд!» - скомандовал он сам себе.
    - Мама! – крикнул он матери, - ты никуда не выходила?
    - Как же, сходила на почту, съездила в универмаг. А что?
    Ни слова не сказав, Роман пулей вылетел из дому.


                4.


    До квартиры тёщи он доехал на такси. Стрелой взлетел по лестнице вверх. Позвонил. Открыла тёща. Он увидел Ларису, склонённую над чемоданом. Рядом стояли ещё два запакованных. «И когда она столько барахла накопить-то успела, – подумал он, -  всё тайком делала».
    Катю держал на руках незнакомый мужчина. На вид ему было лет сорок. Когда Лариса выпрямилась, он что-то сказал по-украински, но Роман понял, что он просил Ларису закончить упаковку вещей, мол, у него всё есть, а до поезда осталось немного. По его обращению к Ларисе Роман понял, что отношения между ними уже устойчивые, они знакомы не первый месяц и, похоже, весьма близко.
    Только когда последний чемодан был крепко затянут, Лариса позволила себе отвлечься от этого увлекательного для неё занятия, а мужчина, обернувшись в направлении её застывшего взгляда, тоже осёкся в своём ворковании.
    - Лара, тут твой чоловик приехав! – промямлила тёща.
    - А-а, это ты, - устало протянула Лариса, никак не прореагировав на неожиданное появление мужа, - ты, наверно, всё понял: я уезжаю с Петром. Я знаю его давно. А когда я ездила на свадьбу к сестре, мы снова встретились. И мы поняли, что не можем друг без друга. Мы уезжаем через час. У Петра свой дом и дача под Киевом. Кате и мне там будет хорошо. Извини, но тебя я так и не смогла полюбить так, как люблю его.
    Роман уже не реагировал на её слова. Ни слова не говоря, он подхватил Катю и опрометью бросился вниз. Зная, что за ним погонятся, он шмыгнул в приоткрытую дверь на втором этаже. Женщина, только что открывшая дверь, опешила:
    - Кто вы, что вам надо?
    Роман поднёс палец к губам и прошептал в ответ:
    - Тише, не кричите, пожалуйста, я вам всё расскажу минут через пять. Не бойтесь.
    Уложив утомлённую Катю на диван, он поведал соседке свою печальную историю. Соседка вошла в положение и оставила его с девочкой переночевать у себя. Роман предварительно позвонил матери, рассказав о последних событиях и проинструктировав её, как вести себя с Ларисой, что и убедило соседку в том, что ворвавшийся к ней молодой мужчина – не преступник, а несчастный отец ребёнка.
    Утром Роман с дочерью вернулись домой. Лариса там и не появлялась.
    Так и уехала его пассия с новым «чоловиком», прихватив всё накопленное добро и побрякушки, которые она получала в обмен за свои жаркие объятия. Даже дочь не послужила ей в этом помехой – видно, Петро против этого мягко говоря не возражал. Сумку с вещами и игрушками дочки она всё же передала через дворника. Больше Роман её никогда не видел.

    Узнав обо всём этом, мы с Андреем долго обсуждали случившееся.
    - Я ж ему тогда ещё говорил, что Лариса занимается вымогательством, но Ромка не поверил. Вот и закономерный итог.
   Нам было очень жалко Романа, который глубоко переживал крушение своей семейной жизни. Его утешало родное существо, которое он отвоевал, проявив смекалку и быстроту реакции. Он сам теперь удивлялся этому, но был бесконечно рад.
     - Уж её-то он сумеет воспитать нормальным человеком, - говорил Андрей, - более того, уже само отсутствие рядом такой мамочки пойдёт Катюшке только на пользу.
    - Выходит, Рома вовсе и не жертва, - сказала я. – Она сама себя провела, и кто знает, как у неё сложится всё после такой подлости.
А Ромка построит себе новую жизнь – он человек чистый.