Это было недавно... , это было давно

Нина Павлюк
 
Наша семья была многодетная. Нас,  детей было трое.  Появлялись младенцы   на свет через каждые четыре года.  А жили мы очень бедно. Бывали времена, когда есть было нечего. А мы, как птенцы голодные, сидели и ждали маму, когда она придёт и что-нибудь принесёт поесть. Очень часто это был репчатый лук, жаренный на постном масле и кусочек хлеба В одно мгновение это все исчезало в наших желудках, не добавляя никакой сытости, лишь слегка заглушая голод. Тогда есть хотелось всегда. Сразу поясню: это были послевоенные годы.
При всем при том входные двери никогда  у нас не закрывались. Кто приходил в дом , сразу же получал приглашение к более, чем скромной трапезе  Впоследствии я жареный лук ненавидела. А с удовольствием вспоминаю я блины, которые пекла мама в русской печке. Очень я любила смотреть, как мама управлялась около печки с длинным ухватом.  А блины получались все ровные и ароматные, а к блинам мама делала повидло необыкновенно  вкусное.  Я и сейчас такое не умею, хотя и фрукты есть всякие. Вот пишу, а воспоминания так и просятся наружу, опережая друг друга. Как-то вдруг, вспомнилось… детство… мама… родной  город.
Правда, это было давно, в прошлом веке. В школу мы ходили все в одинаковой форме черного цвета, а в праздник одевали белые фартуки. На всех были красные галстуки. Школьников видно было сразу. Все мы были с косичками, Никакой  тебе косметики, никаких коротких юбок, брюк, никаких цветных крашенных волос. За этим следили строго, а за нарушения  наказывали.
Уже учась в техникуме, это лет в 15, я обрезала себе косы, так меня обсуждали на комсомольском собрании.
Воспитывались мы  дома все одинаково: отец часто нас бил ремнем, а за что я уже и не помню. В школу родители не ходили, мы учились, кто как мог. Летом отец часто ходил с нами в лес по грибы, по ягоды. Вот и всё воспитание, но мы все выросли нормальными людьми. Были, конечно, и хулиганы, беспризорники, всякое ворьё. Жизнь после войны была несладкая, знают об этом хорошо дети войны, которых становится всё меньше и меньше.
 Одна я из нашей семьи училась на пятерки и в каждый последующий класс переходила с похвальной грамотой, на которой были изображены портреты Ленина и Сталина.
Эти грамоты хранятся у меня до сих пор. И ещё я помню, когда вечером ложились все спать, и когда по радио не было театра у микрофона, я рассказывала сказки собственного сочинения. Все уже спят, а я всё продолжаю рассказывать. Мне повезло, что у нас в доме располагалась, взрослая библиотека, в которую я имела доступ.
 Потом я прочитала всю советскую и зарубежную литературу, имеющуюся в библиотеке. Читала книги запоем, лёжа на лежанке русской печки ночью в тепле. Красота…  Видимо за счёт книг, я и училась хорошо.
 Книги – это великая сила, и слаб тот человек, который этого не понимает.
 Уже учась в техникуме, я ходила зимой на занятия в валенках, а летом я ходила в спортивных тапочках. Мне очень было стыдно, но другой обуви у меня не было и купить её было не на что.  Бедность – это страшная вещь.
Я в школе шла на золотую медаль,   и уйти из школы было большой глупостью, но меня никто не разубедил.. Я и в техникум-то пошла, чтобы быстрее избавиться от бедности и начать работать. Сколько я об этом жалела и сколько воды утекло, пока я встала на ноги.
А уж,  когда я начала заниматься спортом, я поняла, что всё зависит от меня.
 А мне хотелось красиво выглядеть, как любой девушке.
 Конечно, и в то время любовь была,  девчонки влюблялись в мальчишек и наоборот, но это не было вызывающе и так открыто и   на показ. как сейчас .
Если девушка рожала без мужа  - это было неприлично и стыдно, это не поощрялось, вызывало возмущение. Но, …это происходило и будет происходить всегда. Личную жизнь, как и своё тело, на общее обозрение не выставляли. Мы были намного скромнее.
Учителя были для нас авторитетом. Многие дети выбирали профессию учителя, чтобы сеять разумное,  вечное. Хотя и профессия учителя всегда была малооплачиваемая. Раньше учителя помогали ученикам обрести знания бескорыстно, не считаясь со своим временем. А сейчас каждая минута учителя имеет свою цену. Учитель сейчас не в авторитете: Его могут оскорбить, избить, оклеветать. Всё поставлено на рельсы распродажи, жестокости, унижения и отдано во власть денег.  Знающих, настоящих преподавателей уже не найдёшь,  многие не могут ответить ученику на простой вопрос, и им не стыдно что их образование ниже плинтуса. И если его не уважает  ученик , то и делать такому учителю в школе нечего.
А, когда мы учились, для нас учитель был царь и бог, его любили и помнили всю жизнь. Тогда школа воспитывала детей, учила их добру, честности, учила уважать старших и уступать место в транспорте. Да, и эти понятия впитывались в нас вместе с молоком матери.
А сейчас, старушка будет стоять рядом, согнувшись,  в транспорте, и ни один молодой и красивый , даже не подумает уступить ей место.  Раньше такого невежества со стороны молодёжи не было.
Вот сидела и предавалась воспоминаниям. Конечно, и раньше все было не так сказочно хорошо, как теперь думается, но как же хочется, чтобы было в нашей стране гораздо лучше. А это зависит и от нас тоже.
Продолжение следует, когда опять нахлынут воспоминания.
01.11. 2017г.