За молитвенной помощью к Оптинским Старцам

Виктор Некрасов
 На фото: Л.В.Некрасова, Л.И.Солопова в Оптиной пустыни;  Оптина  пустынь;  Клыково. Спаса Нерукотворного пустынь -  могила  схимонахини Сепфоры у стен храма ; Шамордино. Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Казанский собор.


                О том, что есть на Руси такое место, куда стремилось совершить паломничество огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования и называется оно Оптина пустынь, я знал с детства. В Российской империи было более 1000 монастырей, но именно сюда, в Оптину пустынь, к старцам приезжали многие представители русской культуры, знакомые нам со школьной скамьи. Н.В.Гоголь, В.А Жуковский, ф.М.Тютчев, И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский, С.А.Есенин, П.И.Чайковский и другие, перечисление которых займёт много времени и места.

                Н.В. Гоголю принадлежит величайшая заслуга перед всей русской культурой, так как он был одним из тех, кто повернул направление всей русской литературы со светского пути на религиозный, то есть христианский. Именно благодаря христианскому направлению русская литература и стала великой. После посещения старца Макария Гоголь, который «не различал свет от тьмы», переродился: «Вошёл я к старцу одним, вышел – другим». Впоследствии он писал: « Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптиной пустыни. Бог да воздаст Вам всем сторицею за Ваше доброе дело. Ваш всею душой».

                В Оптину пустынь Ф.М.Достоевский приезжал облегчить своё горе после смерти любимого сына Алёши. И, вероятно, именно это смиренное «припадание к ногам старца» помогло ему воплотить в романе «Братья Карамазовы» образ «положительно прекрасного человека» - святого старца. Батюшка Амвросий определил состояние души Фёдора Михайловича словами: « Этот из кающихся».

                Л.Н Толстой, отлучённый от церкви, одинокий, охваченный тоской, за несколько дней до кончины всё же приходит в Оптину и бродит вокруг скита, но не осмеливается в него войти. «Как грешил на целый свет, так и каяться перед ним должен». «Горд очень», - эти слова старца Амвросия определили недуг великого писателя, болезнь, с которой в конце жизни он пытался бороться. А войди он в Оптину, исповедуйся, причастись, побеседуй со старцами, возможно, и не случилось бы скорой кончины на станции Астапово, которая теперь называется именем великого писателя и является районным центром Липецкой области, где есть музей Л. Н. Толстого.

                Заветная мечта посетить это святое место у нас с женой сбылась совсем недавно. Побывать в Оптиной пустыни мы планировали ещё весной, но, к нашему великому сожалению, перед самым днём отъезда несколько человек заявили о невозможности поехать. Из-за малочисленности группы паломничество не состоялась. С волнением и тревогой мы ожидали срок следующей по графику поездки, который бы устраивал нас и наших друзей Солоповых. На этот раз нам повезло: отказников не было, группа состояла всего из двенадцати человек, и ровно в девять вечера юркий микроавтобус «Фольксваген» распахнул перед нами свои двери. С радушной улыбкой, как всегда приветливо, нас встретила организатор поездки Аннушка. Выбрав места в середине салона, мы уютно устроились, и «германец» буквально пролетел через весь Липецк, сияющий рекламой и множеством уличных фонарей. До Ельца мы ехали по трассе «Липецк-Орёл», а затем - по платной автостраде «М-4». Конечно, были и беседы паломников, и небольшая лекция нашей Аннушки, но усталость брала своё, и мы заснули.
 
                И вот мечта многих лет нашей жизни свершилась: мы в Оптиной пустыни! Я ехал сюда, считая, что это духовный центр России, если не первый, то уж точно второй после Троице - Сергиевой Лавры. Прибыли на место около четырёх часов утра, а на стоянках (их здесь несколько) уже было множество автобусов, легковых автомобилей, и сразу стало ясно, что место это особенное, притягивающее многие тысячи паломников со всей России, а может, и всего христианского мира. Наконец, мы в стенах монастыря. По ночам уже заморозки, вот и сегодня около пяти мороза, но здесь ещё цветут георгины, очиток, хризантемы и астры, не сдаются и розы. Аннушка ведёт нас в Введенский собор, где идет молебен. Справка. Введенский собор - главный храм обители. Построен в 1750-1771 гг. Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Имеет три придела: главный - Введение во Храм Пресвятой Богородицы, северный - преп. Амвросия старца оптинского, южный - Святителя Николая Чудотворца. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме совершаются ежедневно богослужения: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию.

                После литургии мы приложились к мощам преподобных старцев Амвросия и Нектария. И здесь я считаю своим долгом в краткой форме сказать читателю, кто они, эти старцы, чем прославились и откуда они родом. С особой гордостью заявляю, что оба старца связаны с Липецким краем. Прежде чем познакомить вас, уважаемые читатели, со своими знаменитыми земляками, отмечу, что всего за время существования обители прославлены 14 старцев. Вот их поимённый список: Лев, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Анатолий, Исаакий, Макарий, Иосиф, Варсонофий, Анатолий, Нектарий, Никон исповедник, Исаакий священномученик.
   
                Александр Гренков (старец Амвросий) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с церковью. Дед — священник, отец Михаил Фёдорович — пономарь. Перед рождением ребёнка к деду - священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Позднее Александр Гренков, став уже старцем Амвросием, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу». По окончании духовного училища и духовной семинарии он некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем духовного училища в Липецке. В 1839 году по совету старца Илариона, затворника Троекуровского, ушёл в Оптину пустынь, где и поступил под духовное руководство отца Льва, а после его смерти - отца Макария. После смерти старца Макария занял его место и как бы совместил в себе черты обоих своих предшественников. Он имел огромное духовное влияние не только на братию монастыря, но и на посторонних людей всякого звания и положения. При всей своей крайней немощи и болезненности, приковывавшей его почти всегда к постели, он с утра и до поздней ночи, с небольшим перерывом для обеда и краткого отдыха, принимал посетителей. Врачи говорили, что если бы это был обыкновенный человек, то можно было бы с уверенностью сказать, что жизни ему осталось не более получаса. Он же прожил в таком состоянии более тридцати лет и удивлял всех приходивших к нему своим благодушием и какою-то тихою весёлостью. В своих беседах с посетителями старался их вразумить и успокоить. Часто, чтобы избежать человеческой славы, скрывал дар чудотворения под видом шутки. Преподобный Амвросий исцелял больных и страждущих. Исцелениям не было числа. И эти чудеса Божьего дара старец старался сохранить в тайне. Вот пример такого чуда. Молодой монах, читая молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что инок, видимо, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».
 В последние 10 лет своей жизни он возложил на себя ещё новую заботу о содержании и благоустройстве женской Шамординской общины, которую основал в 12 верстах от Оптиной пустыни. Кроме 1000 сестёр, большею частью не имевших никаких личных средств, а иногда и совершенно больных и престарелых, здесь содержались ещё детский приют, школа, богадельня и больница. Скончался старец Амвросий 23 октября 1891 года. К лику святых с установлением всероссийского почитания причислен 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

                Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии ( г.Елец с 1954 года входит в Липецкую область) в бедной семье Василия и Елены Тихоновых. Отец его был рабочим на мельнице. Умер, когда сыну исполнилось всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его попечительству своё чадо. С этой иконой старец не расставался всю жизнь. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался мальчик круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца. Был Николай трудолюбив и к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги. Его отличали кротость, скромность, душевная чистота.
                Когда ему исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину к старцу Илариону. Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь.
В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь промыслом Божиим Николай и обрел свое истинное назначение. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии — в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

                Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, а еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха. Было ему тогда тридцать четыре года.
Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством. На юродство он имел благословение старцев. Оптинские старцы часто прикрывали своё духовное величие юродством — шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями.

                В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество.
                После закрытия монастыря в Вербное воскресенье 1923 года преподобного Нектария арестовали. Старца повели в хлебный монастырский корпус, превращённый в тюрьму. Он шёл по мартовской обледеневшей дорожке и падал. Комната, куда его посадили, была перегорожена не до самого верха, а во второй половине сидели конвоиры и курили. Старец задыхался от дыма. В страстной четверг его увезли в тюрьму города Козельска. Позднее из-за болезни глаз Нектария перевели в больницу, но поставили часовых...

                По выходе из тюрьмы власти потребовали, чтобы отец Нектарий покинул Калужскую область. Старец жил в селе Холмищи Брянской области у одного крестьянина, дальнего родственника. С 1927 года отец Нектарий стал серьёзно недомогать, силы его угасали. В декабре состояние здоровья резко ухудшилось, решили, что старец умирает, но затем наступило некоторое улучшение. В апреле отцу Нектарию снова стало плохо. К нему приезжал отец Сергий Мечев, он причастил старца. 29 апреля 1928 года до Холмищ с трудом добрался отец Адриан, на руках которого преподобный Нектарий скончался в эту же ночь. После возрождения Оптиной пустыни 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В 1996 году преподобный Нектарий был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года — юбилейным архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.

                Вот такими были преподобные старцы-чудотворцы Оптинские Амвросий и Нектарий. У многих читателей, да и у меня, возникает вопрос: « А почему Оптинских святых называют старцами? Разве в других монастырях не было старых монахов, причисленных к святым? Возможно, старость и старец - это разные понятия?» Постараюсь коротко ответить и на этот вопрос.
                Особенностью внутренней жизни Оптиной пустыни являлось её старчество, появившееся в ней в 1829 году и связанное с переселением в неё преподобного Льва. Именно благодаря старчеству Оптина пустынь стала духовной лечебницей для душ, исковерканных грехом, потерявших или не нашедших смысла жизни, скорбящих и страждущих, ищущих вразумления, утешения и духовного руководства. Старец – это человек, который призывается на это служение самим Богом, проходит тяжёлый подвиг святоотеческим путём. По учению церкви достигает бесстрастия, чистоты сердца, преисполняется любовью Божией и благодатью. «Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству, но кто вошёл в бесстрастие и принял дар рассуждения», - говорит преподобный Пётр Дамаскин. Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы, что, как молния, возносится к небу. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым, но главным чудом считали чудо Евхаристии (Святое Причастие), а главным даром – покаяние. Имея особый дар сострадательной, жертвенной любви, старцы чужие горести и падения воспринимают как свои собственные. Они – христианские пророки- утешители.

                Однако пора продолжить описание нашего посещения Оптиной пустыни. Отдельная тема - исповедь и причастие. Практически вся наша группа сподобилась этих таинств в Оптиной. Исповедовались мы во Владимирском Храме, в котором хранятся мощи семи Оптинских старцев. Очереди на исповедь небольшие, так как исповедуют сразу несколько монахов. Мы делились потом впечатлениями, и оказалось, что каждый на исповедь попал именно к тому монаху, к которому было нужно; каждый услышал именно те слова и в той форме, в какой было нужно. Меня приятно поразило то, что все монахи проводили исповедь в форме диалога, открытой беседы "глаза в глаза". И еще было ощущение, что батюшка наперед знает, что ты скажешь... и никто никуда не спешил. После исповеди и причастия у нас было некоторое время просто прогуляться по территории, а затем быть участниками экскурсии по монастырю. Очень понравилась женщина-экскурсовод. Представилась нам Людмилой. В ее голосе столько любви к этому месту, к истории монастыря, к подвигам, совершенным и совершаемым здесь во имя Господа... Иногда мне казалось, что экскурсию проводит Белла Ахмадулина. Рассказывала она с упоением, чуть завывая, чуть напевая, и мне казалось, что она готовилась расправить крылья и взлететь.

                Благословенная Оптина - это кусочек Рая на нашей грешной земле, костер, у которого греется столько замерзших душ. Это одно из мест нашей необъятной Родины, куда приезжаешь и забываешь обо всем, все как-то умиротворенно, спокойно, душа отдыхает. Идёшь тихо по территории и чувствуешь, что все печали, тревоги, думы о болезнях и невзгодах уходят, и так все хорошо. Тысячи людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути… Едут к Оптинским старцам! Помните пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят»? Конечно, впечатления зависят от того, что человек ищет. С точки зрения архитектурной целостности монастырь не является совершенством, здесь как-то все разномастно. Но с точки зрения православной духовности Оптина пустынь является одним из немногих святынь России. Конечно, народу здесь много, но в таком месте это, видимо, неизбежно. Кстати, о народе в монастыре. Я не встретил за всё время пребывания в обители ни одного иностранца, а объяснение, на мой взгляд, довольно банальное. Иностранцы едут в основном в Троице-Сергиеву Лавру, в исторический центр православия, «поглазеть», сделать фотоснимки, запечатлеть себя на фоне прекрасных, уникальных в архитектурном плане храмов, но не молиться. В Оптину же едут молиться, просить старцев о помощи. В этом монастыре чувствуется необычайная мощь и сила. И это надо пережить!

                Пересказать словами чувства и ощущения, посетившие тебя в этой пустыни, вряд ли у кого получится. Господь даёт возможность ощутить и почувствовать здесь великую силу ЕГО благодати. И это на земле, которая когда-то была поругана, загажена и омыта кровью мучеников! Однако понять все это возможно только человеку, побывавшему здесь, прикоснувшемуся к святыне. Уже потом, после поездки, зацепила фраза, возникшая от ощущения увиденного, - «рай на земле». Отозвалась, как мысль, которую не мог поймать всё это время. Не подумайте, что дело в неземных красотах тех мест. Нет, кругом вполне обыкновенные смешанные леса: сосны, дубы, березки. Красивые храмы и ухоженные цветники и клумбы, соседствующие со строительством и реконструкцией. Однако подобное видишь почти в каждом российском монастыре. Вполне обыкновенные люди, паломники, случайные визитеры, послушники, монахи...

                По сути, в памяти не осталось ничего, что внешне отличало бы те места от привычной среды обитания. Но почему тогда щемит сердце от потери чего-то действительно важного? Наверное, это и есть Божья благодать, когда ощущаешь её не как дополнительные блага или преимущества, а то, без чего жить очень трудно, и определений этому состоянию не подберешь. Только плачет сердце о рае и понимает, что тем, кто не испытал этого, невозможно объяснить, что именно здесь не так, как ТАМ.

                Последнее, что оставалось сделать в Оптиной, это помолиться на Литии (короткая заупокойная служба) у могил убиенных Оптинских насельников: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Феропонта. Помянув монахов, убиенных на Пасху, мы помолились и попросили у них молитвенной помощи. Теперь можно ехать дальше.

                Продолжением нашей поездки было посещение мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустыни в селе Клыково. Возрождение монастыря началось в 90-е годы прошлого столетия. Знаменита обитель одной святыней: есть там могилка схимонахини Сепфоры, которую определила на жительство в этот монастырь сама Божия Матерь. По благословению схиархимандрита Илии (Ноздрина) она духовно окормляла монахов и мирян. Сейчас на ее могилке многие получают помощь. Увидели мы и келью, где сохранены вещи матушки. Были помазаны маслицем от лампады. В монастыре находились не более получаса и, естественно, мало что увидели и услышали, да и сам он находится в начальной стадии возрождения. Могу лишь отметить, что место красивое, спокойное, намоленное. Большого наплыва паломников в будущем я не предвижу, но то, что и у него будут свои почитатели, сомнений нет.

                Последним пунктом нашей поездки было Шамордино. Недалеко от этой деревни, на высокой горе, расположилась женская обитель.Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь – монастырь, который основал преподобный Амвросий для обездоленных, нищих и вдовых женщин, желающих закончить свою жизнь в монашестве. Организованной экскурсии здесь не было, но было достаточно времени, чтобы осмотреть территорию, побывать в главном храме и даже отобедать в монастырской трапезной.

             Шамордино - тихий, небольшой монастырь с уникальной, на мой взгляд, архитектурой, располагающий к уединению и созерцанию. Посетителей здесь не так много, как  в соседней Оптиной пустыни, суеты и длинных очередей нет. Территория утопает в цветах. Первое, что открывается нашим взорам, — это величественный пятнадцатиглавый Казанский собор. Храм выполнен в русском стиле, снаружи украшен декоративными кокошниками, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Внутри собор поражает своей просторностью и обилием света. Все великолепное убранство выполнено сестрами: расшитые бисером иконы с позолоченными чеканными фонами поразили меня. Такой красоты вышитых икон я ещё не видел нигде. Сам собор удивляет размером и изяществом одновременно. Очень красивая кладка, можно долго разглядывать кирпичные узоры и восхищаться мастерством создателей этой необыкновенной красоты.

                Источник со святой водой находится здесь в большой котловине. До него добрались не все, в группе были пожилые люди, а спуск туда и подъем наверх, как известно, далеко не короткий. Из нашей четвёрки самым отважным водочерпием проявил себя Виктор Семёнович. Преодолев около двухсот ступенек вниз, что далось ему значительно проще, чем вверх, он «добыл» около пяти литров целебной воды и выглядел настоящим героем дня.

      Но настало время возвращаться. Когда уже напитался благодатью святых мест, особо ощущаешь красоту своего края. Любовались мы из окна автобуса осенними лесами и полями, багряным закатом и мечтали о новых поездках, новых впечатлениях.