Эволюционный смысл основного инстинкта

Гульмира Жамантикова
Обычно основной инстинкт называют инстинктом выживания или продолжения рода. Однако это название не даёт понимания смысла самого явления. Возникают вопросы: «А для чего выживать? Для чего продолжать род? Какой смысл всего этого?»

Более правильным было бы называть основной инстинкт «инстинктом совершенствования вида», поскольку он действительно служит не просто делу продолжения рода, а делу совершенствования вида, т.е. делу эволюции. Такое название не только раскрывает смысл понятия инстинкт, но позволяет понять многие процессы, связанные с выбором полового партнера, особенностями брачного поведения у различных видов.

Впервые термин «инстинкт» появился еще в Древней Греции у философов-стоиков. Он понимался как врожденное стремление, присущее живым существам.

Французский ученый Ламарк дал такое определение: «Инстинкт животных — это наклонность, влекущая, вызываемая ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающая к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли».

Иными словами, инстинкт – это насущная потребность всех живых организмов, природный  закон, регулирующий и направляющий поведение всех существ, не подлежащий оспариванию. И человек не является исключением. Единственное, чем человек отличается – это своим стремлением осознать свои инстинкты, подчиняться им не слепо и бездумно, а осознанно, с пониманием смысла и цели.

И в этой связи название «инстинкт совершенствования вида» позволяет обозначить цель, к которой нас всех устремляет инстинкт. Вопрос в том, достижима ли данная цель? И что следует понимать под «совершенством вида»?

Если совершенство достижимо, то половой инстинкт не вечен. И действительно, с развитием СОЗНАНИЯ он перестает играть определяющую роль в поведении индивида.

Индивид с развитым сознанием имеет больше возможностей для  самовыражения и творчества. У него гораздо больше способов трансформировать энергию в целях совершенствования мира, т.е. не только себя и своего вида, но и всей экосистемы в целом. У него появляется больше возможностей для развития сознания, и не только личного, но и сознания других существ. Что, в свою очередь, приводит к росту осознанности всей системы в целом, её переходу на более высокий эволюционный уровень, на котором возможно еще более разумное функционирование системы и более эффективное распределение энергии.

Без такого глубокого, целостного понимания основного инстинкта человек скатывается в фрейдизм, когда всякое разумное и творческое поведение истолковывается исключительно с точки зрения животного полового инстинкта, т.е. совершенствования мира только лишь в биологическом смысле. А это в корне неверно, поскольку человеку дано понимать ЖИЗНЬ в самом широком смысле этого слова, а не только в его биологическом значении.

Человек призван победить смерть, раздвинуть границы сознания, соединив «небо и землю», материю и сознание. И в этом заключена цель всей эволюции.