5. Мозг и долголетие

Полина Ребенина
Моим научным руководителем был академик Сергей Викторович Аничков, выдающийся ученый, который являлся одним из создателей советской фармакологической школы. Я отношу его к долгожителям, хотя он и не дожил около года до своего 90-летия, но судьба его была настолько яркой, насыщенной событиями, что вместила в себя несколько жизней обыкновенного человека. Он был из дворянского рода Аничковых, в студенческие годы примкнул к революционному движению и стал его активным участником. Был арестован, исключен из медицинской академии, находился под следствием и в тюрьме, а затем выслан в Казань. В годы первой мировой войны помогал раненым в составе отряда Красного Креста, а затем решил войти в ряды бойцов и стал вольноопределяющимся. Был отправлен на фронт, тяжело ранен, награжден за доблесть орденом Святого Владимира с мечами и бантом. В годы Советской власти завершил медицинское образование и полностью посвятил себя интереснейшей науке- фармакологии. За  участие в становлении и развитии советского здравоохранения и медицинской науки ему присуждены звания- академика Академии медицинских наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий.   

Я помню, как в глубокой старости, каждое утро сопровождали его ученики на работу. А я плелась нередко сзади, считая невежливым обогнать моего учителя, и наблюдала, как он медленно шёл, припадая на одну ногу. Он хромал после тяжелого ранения, полученного ешё в первую мировую войну. А через час встречала я академика на научной конференции, и неизменно поражалась происшедшей с ним разительной переменой.

Сергей Викторович сидел во главе стола, в этом положении была его физическая немощь не заметна, зато его блестящий ум, эрудиция, быстрота реакции, глубина погружения в проблему, не имели себе равных. Он был на голову выше всех нас, научных работников, которые имели каждый свой научный "отсек", свою область, и нередко не могли понять друг друга. Зато он, наш академик, понимал каждого из нас, и видел вглубь и вширь. И мы слушали его, как завороженные, поражаясь силе его ума, высоте его научного интеллекта. Это был великий научный ум, и равному ему в отечественной фармакологии того времени не было! Он был человеком неиссякаемой энергии и энтузиазма, великим тружеником, который до конца своей долгой жизни сохранил юношескую непосредственность, веселый нрав и жизнелюбие!

"Возможно, так происходит потому, что развитый интеллект дает человеку возможность жить полноценной жизнью с огромным количеством разнообразных интересов", - объяснял этот феномен бывший вице-президент Академии наук Франции профессор Этьен-Эмиль Болье. "Как ребенку, интеллектуалу до старости все интересно, а это стимулирует организм вырабатывать все больше омолаживающего гормона" (7).

"Еще в ХIХ веке этот феномен открыл известный немецкий врач-терапевт Христоф Гуфеланд, - дополняет со своей стороны профессор психологии, доктор биологических наук Юрий Щербатых. "Он писал по этому поводу: «Человеку даже для его физического состояния необходима известная степень образованности, так как она содействует его долголетию. Человек в диком и грубом быту не живет так долго». И приводил в пример таких гениев, как Соломон, Платон, Диоген, Софокл, Демокрит, живших до 80 - 90 лет, что намного превышало среднюю продолжительность жизни в те времена. Правда, причину их отменного здоровья врач видел в том, что «они, открывая высокие истины, испытывали внутреннее наслаждение, которое и есть вернейшее средство для продления жизни" (11).

Тот же автор поясняет: "Считается, что человеческий мозг без нагрузки стареет быстрее. Поэтому важно его тренировать. Развиваясь подобно мышцам, при тренировке мозг образует новые нейронные связи, которые делают нервную систему более устойчивой и гибкой. В старости, когда часть нервных клеток погибает, натренированный мозг гораздо легче справляется с повышенной нагрузкой и лучше поддерживает баланс жизни при возникновении нежелательных отклонений в состоянии гомеостаза (изменение артериального давления, концентрация в крови сахара, жира, холестерина). Подходящие упражнения для мозга - игра на музыкальном инструменте, изучение иностранного языка и даже увлечение компьютерными играми".

А вот мнение академика РАМН, профессора, директора Российского геронтологического научно-клинического центра Росздрава Владимира Шабалина, высказанное им в статье «Руководящий инструмент нашего тела - это мозг» (9): "Работа головой - самое главное условие для того, чтобы была достигнута максимальная продолжительность жизни. Если человек не будет развивать мозг, то станет неинтересен природе. Лентяев природа очень быстро выщелкивает из жизни. Поэтому главный руководящий инструмент нашего тела - головной мозг. И от его состояния зависит все остальное. Чем больше мозг работает, чем более он находится в рабочем состоянии, тем более он продлевает жизнь нашей биологической оболочке - телу. Ведь почему наступает смерть? Допустим, спортсмен занимался поднятием штанги, накачал мускулы. А потом бросил тренировки - и у него мускулы атрофируются. Мозг чем занимается? Мозг диктует нам: обеспечь мне надлежащую работу, чтобы у меня было хорошее давление, кровоснабжение и т. д. А если мозг бездействует, то ему и хорошее состояние организма не нужно. То есть потребности мозга диктуют физиологическое состояние всех остальных элементов тела".