Об ушах и о погоде

Наталья Юренкова
 
         То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

        Догадались, о чём это я? Конечно, всё о ней, о погоде. Вернее, о предсказаниях погоды гидрометеослужбами нашими. Именно предсказаниями, потому что прогноз — это нечто более серьёзное и основательное, чем то, что нам вещают.

        Подумать только, уже и в космос слетать, почти, как на дачу съездить, и прогресс технический так шагнул, что только ох!, а погоду даже за  два часа предсказать не могут. Я имею в виду, безошибочно предсказать. Ошибочно-то сколько угодно предсказывают — и в интернете, и по телевизору, и всяких метеослужб полно, а толку-то нет. Недавно один известный деятель под дождём промок из-за ошибочного прогноза,  огорчился так, что предложил все метеослужбы расстрелять.

        Ну, расстрелять, это, конечно, уж слишком, но реформировать надо.

        Люди постарше помнят, ещё при советской власти, была такая передача «Время», в народе её называли «И это всё о нём и немного о погоде». Ну, о ком «о нём» ежу понятно — всё про нашего «дорогого, горячо любимого» генсека — куда поехал, что и как сказал, с кем целовался-обнимался, каким орденом очередным награждён, рассказывали в мельчайших подробностях. А в самом конце — обязательно прогноз погоды, где что ожидается. Многие только из-за этого прогноза передачу смотрели, потому что всё остальное было неинтересно, каждый день одно и то же, только прогноз погоды менялся. Было это давным-давно, но ведь довольно точно предсказывали, по сравнению с нынешними. Или просто  мы тогда были моложе и для нас всё было не слишком важно? Нет, именно точнее определяли, у нас ведь в стране всегда всех почему-то очень беспокоила предстоящая погода.

        Например, в нашем городке каждое утро начиналось с передач местного радиоузла. И знаете, о чём жителям сообщали в первую очередь? Правильно, о погоде. Просыпается гражданин в 6 часов утра и уже знает, какая погода на улице есть и будет.  Глаза ещё закрыты, а он уже прикидывает, в какой одежде из дому выйдет. Как удобно! И, главное, почти всегда безошибочно. Возможно, потому, что информацию получали от службы аэропорта. А почему бы сейчас там же не узнавать? Или засекретили?

        В нашей семье ответственной за прослушивание утреннего прогноза по городскому радио была бабуля, потому что просыпалась раньше всех. Потом она и сообщала каждому просыпающемуся, по очереди, какая ожидается погода. Но это о прогнозе на день грядущий.

        А для более перспективного прогноза у нас была своя семейная предсказательница — моя старшая сестра.
 
        Дело всё в том, что уши моей сестры были очень чувствительны к похолоданию. Вы можете хихикать, можете верить или не верить, но мы всегда знали — зачесались у сестры уши, значит будет похолодание. Без вариантов, даже если среди лета зачешутся, в самый разгар азиатской жарищи.

        Не верите? Многие не верили, но потом убеждались. Доказательства? Да пожалуйста, сколько угодно. Вот пример.

        Весной это было, где-то в 90-е годы. Весна та в Таджикистане выдалась очень ранняя. Всё как-то быстренько расцвело и отцвело и уже в апреле установилась жаркая, как летом, погода. Я весну ту запомнила  ещё и потому, что моему младшему повестку в армию принесли.
 
        Сидим мы с сестрой, говорим о призыве, я, конечно, собираюсь идти в военкомат с сыном, потому что годы были трудные, опасные, могли сразу из военкомата в горы отправить, на войну. Планирую, что в военкомат взять с собой, целый день ведь там пробудем, воды питьевой побольше, и прочее.

         Сестра говорит: «Куртку тёплую и обувь приготовь, холодно будет».

        Я рассмеялась. За окном сорокаградусная жара, асфальт плавится, а она про тёплую одежду.
 
        А сестра упорствует: «Уши у меня не просто чешутся, а просто раздирает их».
 
        Ну, ладно, время покажет. До военкомата ещё несколько дней.

        Назавтра у меня по расписанию были уроки в школе. Работала я не на полную ставку, дня два-три в неделю, в старших классах. Классы были пилотные, обучались по экспериментальной программе, учились ребята все хорошо, любознательные, способные. Часто мы с ними на переменах беседовали на самые разные темы.

        В тот день разговорились в том числе и о погоде -  все уже измучены жарой, а впереди ещё целое лето.

        Я их успокаиваю: «Будут ещё холода, у моей сестры уши чешутся».

        Ученики заинтересовались, что да как, да при чём тут уши. Я полушутя, полусерьёзно рассказала им о нашей семейной фишке. Поговорили, посмеялись и вроде забыли.

        Прошло дня три, и не просто похолодало, а снег выпал. Представляете, в Таджикистане снег в конце апреля, после установившейся жары! Не просто выпал, а ещё и полежал несколько дней.
 
        Вот вам и уши. В военкомате я бы обморожение получила, если бы не оделась полностью по-зимнему, я ведь там целый день под окнами у призывной комиссии патрулировала. Да и сына тоже утеплила, конечно. Но речь сейчас не о военкомате, про это будет совсем другая история.

        Речь сейчас о том, как тот полушуточный разговор со школьниками моими на перемене об ушах и о погоде, получил неожиданное продолжение.

        Уже после похолодания, подошёл ко мне в школе один из учеников.
 
         Серьёзно так на меня смотрит и говорит: «Помните, вы нам недавно говорили про то, что будет холодно? Я тогда пришёл домой после школы и бабушке рассказал про погоду, про похолодание, про уши. Представляете, бабушка так рассердилась, стала возмущаться. Говорит: «Что за чушь, как могут уши погоду  предсказывать? Почему вас в школе всяким глупостям учат? И учительница тоже хороша — забивает вам голову всякой ерундой». Я уже пожалел о том, что рассказал ей, еле успокоил. Испугался даже, что она в школу придёт разбираться, она ведь у меня очень строгая. А ведь потом, и правда, похолодало, снег выпал. Вот мне бабушка моя и говорит: «Права ведь оказалась твоя учительница, а я неправа, напрасно я на неё так ругалась, хоть и заочно. Всё равно неудобно — хоть иди и извиняйся. Надо же, как верно уши предсказали похолодание, кто бы мог подумать. Сколько ещё неизученного и непонятного в жизни. Знаешь, внучек, ты теперь почаще у своей учительницы спрашивай, как там уши у её сестры, хорошо?»

        А вы говорите — уши. Даже такую серьёзную бабушку, и то убедили. Факты — вещь упрямая.

        В двадцать первом веке живём, а синоптики всё не разберутся с предсказанием погоды. Менять надо что-то в метеослужбах. Приборов множество создали таких точных, деньжищи немалые в содержание гидрометеослужб вкладывают, а толку мало. А тут уши - и бесплатно, и безошибочно.

        Может, разогнать всех, да собрать таких вот, с ушами, или ещё с чем. Например, глаз у кого-то, пусть не чешется, а, наоборот, слезится, и не к похолоданию, а к ветру, или поясница ноет к дождю. Мало ли таких разных. Может, есть такие, у кого нос чешется,  и не к холоду, а к теплу. Впрочем, носы у многих чешутся, и обычно не к погоде. Ну, это уже детали.

        Что-то ведь надо делать. Надоело прогнозы слушать. То лето жаркое предскажут, а оно, лето, от дождя киснет. То зиму морозную, а она слякотная. Предсказывают, как пальцем в небо. Или учат их плохо в учебных заведениях, или приборы все никудышные. Уж не знаешь, на что грешить.

        Ну, у нас всё на происки госдепартамента. А у них, наоборот, на наши интриги. Определиться бы надо, в конце концов.