Вебсик. Башни Меера. Глава 29. Снова в Загорном

Юрий Грум-Гржимайло
1

- Как вам удаётся готовить такую вкуснятину? - спросил меня Олег, когда мы с ним утром подошли к коптеру, чтобы лететь в Загорный. - Я съел сперва каплю, мне сейчас нельзя синтемясо - адаптационная диета, но удержаться не смог.
- У нашего приёмного сына Саши есть непризнанный, но биологически достоверный отец-кондитер, - пояснил я. - Все вкусности в этом доме - его эксклюзивная забота.  Ты успел с Сашей познакомиться-то?
- Это тот юноша, который вчера играл с Марианной?
- Угу, он самый. Кстати, я обещал ему прогулку в одно любопытное место. Бывший позиционный район, в котором, по некоторым сведениям, некогда возглавлял отец известной тебе Милены Кисс. - в зеркале заднего вида я краем глаза наблюдал за лицом Дегова - железная выдержка у парня. - Составищь нам компанию?
Олег не ответил. Коптер шёл на автопилоте, я то и дело кидал взгляд смотрел вниз на заросшие густым лесом или изрезанные трещинами склоны проплывающих внизу гор. Дегов со своей стороны тоже смотрел на окрестности.
- Возьми управление, сделай круг, - вдруг попросил он.
Я повиновался. Машина сбросила скорость и снизилась. Олег, опустив боковое стекло, высунул голову и что-то высматривал внизу. Сильно снизиться я не мог - мешали верхушки деревьев, да и воздушные потоки в зависшем коптере учитывать приходилось более строго, чем при движении. Через пару кругов Дегов удовлетворил своё любопытство.
- Давай дальше, - сказал он. - Не интересно. Показалось, что в одном месте на поверхность выходят «корни».
Почти у самого Загорного он, наконец, отреагировал на моё предложение.
- Поедем, посмотрим. Но, почему ты уверен, что это та самая Милена? На Марсе их - пруд пруди. Распространённое имя и фамилия тоже. Особенно, если учесть, что родовые фамилии  на Марсе незамужние женщины не берут, а с фантазиями на псевдонимы у них плоховато, вот и используют общее имя клана. Две согласных на конце - это имя клана.
Вместо ответа я показал ему на своём коммуникаторе снимок, присланный Ростиславом Петровичем. Олег замолк, увидев дату съёмки,  и долго его рассматривал, даже свой «Паравижн» доставал. Мы уже сели, когда он спросил:
- А рядом с нею - кто?
- А рядом тот лейтенант Шеддард, которого ты нашёл на Луне, - ответил я, предвкушая сенсацию.
- Я не лейтенанта нашёл, а его скафандр, для чего-то набитый камнями, - сообщил Олег. - Мы со Станиславом еле подняли его, какая тяжесть. Я уже потом прикинул вес и понял, что там никакого тела не было.
- Камнями ли?
- А чем же ещё?
- Кристаллами. И это, в частности, объясняет, почему он «встал из могилы» от взрыва анамезона.
- Возможно, - согласился Олег. - Вылезаем.
Снаружи нас уже дожидались Слава и Джека. Я «выудил» с заднего сидения Пуся и какие-то пакеты, отправленные Владой для Марты. Пока я возился, Олег уже ушёл в сторону круглой полянки. Ожидая меня, Слава присел в тени на крыло коптера.
- Ну, вроде  всё, - наконец подошёл я к нему. - Пакеты свалились в полёте и заклинились, чего там Влада напихала - не знаю.
- Я знаю, - улыбнулся Слава. - Это Марта с Наташей в Загорном кружок ретрорукоделий затеяли, а Вика с Никой в заброшенных ангарах кое-чего нашли. При мне про ручную вязальную машину говорили, какие-то рамки…
- Доска с иголками там была, - кивнул я, усаживаясь с ним рядом и пристраивая сразу запрыгнувшего мне на колени Пуся. - Слав, что там с котом?
- Я ушёл отдыхать, там оставалась Марта. По её словам, около полуночи из облаков выглянула Луна, и кот превратился в кучку серой пыли. Диски её собрали в конус. Жак Меер один показался Марте и попросил провести звёздный обряд. Но большого разведчика-то у нас нет. Олегу я сказал, он уже ушёл думать.
- Серой пыли? - переспросил я, мучительно вспоминая, где у меня за последнее время мелькала тоже серая пыль, но так и не вспомнил.
- Пробы я попросил разрешения взять. Они позволили.
- Слава, а Луна точно была?
- Да, я тоже сперва связал с её влиянием, но никакого полнолуния не было, просто треть «молодой Луны» по календарю. Скорее всего, совпадение.
За пакетами пришёл кухонный робот.  За один раз он всё унести не смог, осталось больше половины. Пусь поскрёб мне ногу. Я оглянулся. К нам уже обратно шёл Дегов.
- Никакого звёздного обряда, - заявил он. - Очень похоже, что эта пыль - агрегатное состояние биомассы, когда она отторгает все «био» и остаётся только нанокристаллическая основа. В такой форме она хоть через всю галактику на астероиде пролетит, попадёт где-нибудь в подходящие условия и наденет на себя новую «биошкурку».
- Ты серьёзно?
- Более, чем.
- Над таким вариантом я не задумывался, - честно признался я. - Хотя идеи переноса жизни в пространстве в той или иной форме попадались раньше. Как бы то ни было, твой вариант мне нравится больше, чем спалить её лазером. А эти, разумы, что говорят?
- А их не видно. Диски окружили горку собранной пыли и кружатся вокруг неё, медленно вращаясь вокруг своей оси. Я спросил - никто не отозвался.
- Олег, может быть, всё это, что тут - с Марса? - спросил он. - Тут есть что-то неземное. Например, в башне замка в основании камни более молодые, чем наверху. Мы проверяли хронодетектором когда-то, я доклад писал. На Земле нечему задерживать время.
- Я родился на Земле, но бывал на ней в своей жизни очень мало. - ответил Дегов. - Ну, так получилось, что в пять лет вместе с родителями вошёл в состав Первой звёздной и начались тренировки во внеземелье, на астероидах... По первоначальному замыслу, дети должны были лететь вместе с родителями. За двадцать лет перманентных тренировок я успел вырасти, а проект экспедиции - развалиться. Так вот, в поясе астероидов возникало порой такое ощущение, что время течёт медленнее. Сам я увлекался с детства восточными единоборствами, имел хорошую, как говорили мои тренеры, скорость реакции, научился входить в состояние «турийя» - ускорять восприятие реальности и выполнение действий.  Правда, зачастую использовал навык легкомысленно - разбивал кирпичи и доски различными частями своего тела, - усмехнулся Дегов. 
Про состояние «турийя» я знал - человек в таком состоянии словно замедляет собственное время, оно для него течёт гораздо медленнее, чем для окружающего его мира, словно  замедленное кино. Движения, совершаемые в обычном темпе, со стороны выглядят, как выполненные с невероятной скоростью. Но камни башни замка вряд ли научились входить в такое состояние, о чём я сообщил Олегу.
- А им и не надо никуда входить, - спокойно отреагировал он. - Я это рассказываю для того, чтобы было понятно, как я могу ощущать время. Если в камнях башни время замедлено, то я это могу понять без приборов. Надо посмотреть. На Марсе я встретил несколько пещер с явлением замедления времени от двух до пяти минут в сутки. Почувствовал аналогичный эффект на Луне около залежи ханнерита и захоронения скафандра лейтенанта. Ханнерит я проверял хронодетектором, да, там есть задержки. Вячеслав, скажите, а большую разницу у вас показал хронодетектор на башне замка?
- Почти три века, - ответил Слава.
- Я просто допускаю, что камень для основания брали в камнеломне с «молодым» камнем, а когда он там кончился, то перешли на обычную камнеломню, со «старым»,  - сказал Олег. - На Луне я много времени провёл с вашим Штефеном Робертом, от него всякой всячины про здешние места наслышан. Надо найти ту выработку, в которой первоначально брали камень. Вряд ли она была далеко от замка. Я не особо доверяю хронодетекторам, это для нас три века - время, а для камня - секунды…

2

Мы прошли до полянки и убедились, что делать там действительно нечего. Диски медленно кружились вокруг кучки пыли, которая при дневном освещении имела не серый, а какой-то неопределённый цвет.
- И чего это она вдруг рассыпалось? - пробормотал я. - Вроде вчера была надежда…
- Не успела связаться, - ответил Дегов. - В марсианских клонах то же самое. Когда клон полностью сформирован, то есть соответствует своему информационному образу-модели, исходные биоматериалы перерождаются в ткани его организма и становятся единым целым. А если этого нет, то - рассыпаются в пыль. Мне приходилось на Марсе видеть, как это происходит, когда пытались клонировать червей для обогащения почвы. Иногда получалось, но чаще всего - вот такая же пыль. Кстати, вчера девушки вроде говорили, что видели пыль под башнями. Если это так, то система разрушена.
- Мы вчера так и не выяснили у них, где они это видели, - заметил я. - Насколько я понял Иона и Зета, под башни ещё никто не проникал.
- Ну, это объяснимо, могла быть передача ментальной картинки от кристаллов, - ответил мне Олег. - В марсианских пещерах, знаешь, какие миражи мерещатся? Я там аж джунгли на Марсе видел. У меня целый каталог миражей собран.
- Тут миражи пирамид я видел в ущелье и на Великой тропе, - вспомнил я.
- Где это?
- Потом покажу, есть точные координаты. Недалеко от пещеры с кристаллами, которую нашли близнецы. Олег, а откуда на Марсе биомасса?
- А это одна из загадок Марсианской Автономии, ради которой я и выбрался сюда, - пояснил Дегов. - Марс, как ты сам понимаешь, «колонизирован» весьма условно - слишком многое в нём против пребывания человека. Это чуждый ему мир. И биомасса могла появиться только с Земли, а вот кристаллы… - Дегов задумался. - Кристаллы - марсианские. Это совершенно точно. Вопрос в том, как одинаковые свойства могли проявиться на разных планетах? Думаю, что соприкосновение миров прошло по всей Солнечной системе и не только на Земле и Марсе оставило следы. Много кристаллов нашли в поясе астероидов. Про то, что они есть на Земле, я только недавно узнал. Это несколько изменило мою гипотезу о происхождении биомассы, раньше я думал, что её синтезировали биологи Автономии для утилизации биологических отходов и умерших.
Я вспомнил участь сканированных старцев из команды Меера. Дегов, увидев это, кивнул головой.
- Именно. Селекция ещё не привела к созданию «марсианского человека», хотя известная тебе Автономия очень старается. Клоны - один из вариантов решения проблем низкой гравитации, радиации, атмосферы с углекислым газом и прочих «достоинств» Марса. Они уже могут работать на поверхности в лёгких скафандрах, а то и просто в дыхательных масках без особого вреда для себя.
- Олег, а ты веришь в то, что Автономия готовила захват Земли?
- Не очень. У них есть доктрина «Возвращение», которая предусматривала возврат на Землю тех поселенцев и их потомков, которые так и не смогут приспособиться к Марсу. Я не могу себе представить, как несколько сотен человек, среди которых много стариков, захватят Землю. Но та «форточка», которую мы нашли на Луне и клоны, с которыми мы столкнулись, заставляют думать, что план был.
Во время беседы Дегов не прерывал своих манипуляций с «Паравижном», рассматривая мирно лежащую в окружении дисков кучку пыли то с одного, то с другого края. Наконец, он убрал прибор в карман и вздохнул:
- Диски не дают ничего толком увидеть. Диски сами по себе - интереснейшие. Это информационные свёртки. Кто их создал?
- Вебсик, - ответил я. - Он сам сказал, что это сохранённые разумы.
Олег восхищённо поцокал языком.
- Мне б на Марсе такого Вебсика. А то видишь, порой, чёрт знает что, а спросить, что это такое - некого. Ты давно с ним знаком?
- Влада ещё девочкой была, когда это знакомство тут началось, - сказал Слава, внимательно слушавший наш разговор, но не принимавший в нём участия. - Это Мих его открыл. Михаил Кашин.
- А самого Вебсика кто-нибудь видел?
Я рассказал, как Вебсик ездил на Джеке ловить рыбу и «микросхему», потом припомнил, что мне тогда рассказали мальчишки из компании Влады. Сперва было виртуальное общение. В социальных сетях ходило про него немало легенд и образовалось несколько сообществ, обсуждавших данный феномен, но никто не мог привести ни одного  конкретного адреса - Вебсик маскировался идеально. У ребят визуализация Вебсика могла принимать разные материальные формы. Один, например, в грозу приятно побеседовал с залетевшей к нему в комнату шаровой молнией, другой видел «микросхему», третий - говорящую с ним рожицу-смайлик на планшете, четвёртый - образ мохнатого колобка на моноколесе. Ион и Зет изобразили его одновременно похожим на Чубакку и Йоду (Олег при именах  героев старой фантастической саги улыбнулся, видимо, тоже знал). Сам я видел на озере через монокуляр маленькую чёрную пластинку, действительно похожую на микросхему со множеством тоненьких волосяных ножек-выводов по краям… Потом уже Вебсик для меня стал корявыми посланиями на стене, мысленно звучащим голосом, морским берегом, открывшим наш союз с Владой, домом-цветком, чудесными яслями в Соловье. У меня не возникло потребности видеть его в каком-то одном образе. Я пересказал Олегу историю детства Вебсика примерно так, как услышал от него сам.
- Инфоед, значит… - Олег посмотрел на меня. - Про связь информации и энергии я понял уже давно, об этом - один из моих «парадоксов». А вот про его борьбу со временем… Человек же тоже борется на своём, как ты сказал,  «биологическом основании» - мечтает о бессмертии. А бессмертие - вон оно, - он кивнул на кучку пыли и диски. - Нужно ли такое человеку?..
Со стороны дома донёсся звук гонга, созывающий его обитателей на обед. Услышав его, Пусь и Джека побежали к своим мискам, мы пошли следом.
За стол мы сели втроём - Марта улетела в Загорный к Наташе. Ели молча. Я думал о том, что, если спросить «Что такое время?», то скорее всего ответят так - «Это то, что измеряется часами». Вспомнилась картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти», как точно схвачена трудновыразимая суть остановленного времени… Память - это же информация. Ведь до сих пор время пытаются объяснить математически и до сих пор человечеству совершенно неясно, что такое время, хотя без квантовых часов оно - никуда.  По истории  научной мысли нам несколько лекций когда-то прочли на тему времени. Кое-что запомнилось. Калейдоскоп мыслей. Святой Августин, христианский философ пятого века, считал, что время - не бесконечно. Аристотель полагал, что время не может существовать в виде линии - у него нет ни начала, ни конца, и совершенно непонятно, сколько может быть линий времени. До греческих философов у времени было мифологическое объяснение, весьма красивое. Например, жизнь человека -  его рождение, взросление, старение и смерть - у древних греков определяли богини  судьбы - Мойры: Клото пряла нить жизни, Лахезис определяла человеческую судьбу, и наконец, Атропос перерезала нить, и жизнь человека на этом заканчивалась. Время даже отрицали - был в начале двадцатого века философ-идеалист Мактаггарт, который на основе своих умозаключений приходил к тому, что время - это иллюзия, и один и тот же момент не может быть одновременно и в прошлом, и в настоящем и в будущем. Помню, мы втянули тогда нашего преподавателя в жаркую дискуссию… Нет, спецкурс Института Времени, который нам тогда с Владой пришлось одолеть, был более прагматичен - сидерическое время, то есть время, измеряемое с помощью положения звёзд и вращения Земли; эфемеридное время, учитывающее замедление вращения Земли; атомное время и топоцентрическое время с часовыми поясами на его основе. Земным временем в наши дни пользуется и ближнее Внеземелье, на достигнутых человеком планетах - своё, планетное время.
Компот мы все допили одновременно.
- В этом доме ты впервые услышал Вебсика? - спросил меня Олег.
Я кивнул.
- А как?
- Просто спросил: «Вебсик дома?».
- А если я сейчас спрошу?
- Попробуй.
Олег задал вопрос и получил от дома ответ, что Вебсик приглашает всех желающих с ним общаться в свой новый дом. Я увидел, что Слава спрятал улыбку, наблюдая за Деговым. Он будто робел общаться с Вебсиком! Сам Олег ничего не заметил и спросил меня, как лучше сформулировать вопросы. Я ему пояснил, что, если вдруг что-то не ясно, Вебсик сам уточняет, спрашивай, мол, как умеешь.
- Я хочу спросить его, был ли он на Марсе, - пояснил Олег. - На Луне он, точно, был и оттуда попал на Землю.
- Ну, он тебя сразу спросит, что значит для него  «быть на Марсе» в твоём понимании, - ответил я. - Земля - понятно, на Земле проблески разума, прогресс и прочее, а на Марсе что?
- Похоже, там была древняя цивилизация, - ответил Олег. - Очень древняя. Она ушла с Марса, но следы остались. Так вот - эти следы, насколько мне известно, впервые нащупали в двадцатом веке, в проекте Монток. Слышал про такой?
Я кивнул. В Институте Истории у нас был спецкурс по проектам двадцатого-двадцать первого веков, в ходе которых земляне пытались создать сверхоружие разных видов. Одним из проектов, о котором нам рассказывали, был американский проект Монток, направленный на создание психологического оружия и изучение влияния
сверхсильных электромагнитных полей с целью перемещения во времени, телепортации и ментального создания объектов. Наш профессор рассказывал, что там, кажется, удалось какую-то злобную монстроподобную животину создать, которую потом куда-то в гиперпространство выкинули. И после этого мы ещё удивляемся, что с нами до сих пор инопланетяне не дружат… И ещё профессор нам говорил, что за публикацию такой информации в двадцатом веке либо обвиняли в шарлатанстве и били всем учёным сообществом, либо, нередко,  таинственным образом убивали. Сейчас у нас век не двадцатый, конечно, но пережитки прошлого очень живучи.
- Так вот, в одной из старых книжек, случайно попавшей мне в руки, когда я болтался астронавигатором на межпланетном буксире, за характерный защитный панцирь прозванном «черепахой», - продолжал тем временем Олег, - рассказывалось, что якобы в 80-х годах двадцатого века группа военных экспертов-парапсихологов взаправду получила вход в гиперпространственный портал и попала на Марс, дезактивировав древнюю систему защиты. Они, как описывалось в книге, использовали созданный и оставленный там древней цивилизацией тоннель для телепортаций и проникли в подземные сооружения Марса. Верилось в это с трудом. Уровень техники того времени просто не мог позволить серьёзно заниматься тонкими полями и параэнергетикой. Но меня, что называется, «зацепило». Потребовалось несколько лет, чтобы понять, насколько глубоко во мне это засело. Я оставил полёты и ушёл в марсианские пещеры.
- И ты нашёл ту цивилизацию? - заинтересованно спросил Слава.
- Нет, послания от них и прямые следы присутствия мне не попались. Но косвенная информация собралась очень любопытная. Я бы и хотел выяснить, не имел ли контакт с ними Вебсик.