1. Вклад в геронтологию И. Мечникова и И. Павлова

Полина Ребенина
В 1903 году Илья Мечников опубликовал в Париже книгу «Этюды о природе человека», а в следующем году вторую «Этюды оптимизма», в которых рассматривались главным образом проблемы старения (1). Эти книги были переведены на русский и другие языки, причем английское издание второй книги вышло под названием «Продление жизни». В ней была предложена новая теория преждевременного старения человека в результате постепенного самоотравления клеток тканей и органов токсическими продуктами их собственного обмена, а также токсическими веществами, образующимися в толстом кишечнике при гниении, в основном белковых остатков пищи.

Мечников считал, что толстый кишечник вместе со слепой кишкой является атавизмом, результатом еще не завершившейся эволюции человека. Крупным приматам, питающимся главным образом листьями деревьев и кустарников, толстый кишечник, с медленным прохождением через него пищевой массы, был необходим для утилизации целлюлозы ферментами микрофлоры. У человека, перешедшего к более концентрированному смешанному растительно-животному питанию, способность к усвоению целлюлозы была утрачена. В результате этого стала укорачиваться толстая кишка и тем самым сокращалось время прохождения по ней пищевой массы. Но процесс этот не дошел до своего естественного эволюционного конца и в течение десятков тысяч лет не избавил человека даже от слепой кишки, которая не выполняет (по мнению Мечникова) никаких важных жизненных функций и часто становится даже причиной смерти, воспаляясь из-за скопления в ней пищевых остатков (аппендицит).

По тонкому кишечнику масса пищи движется 5 – 6 часов, тогда как по толстому – 16 – 24 часа, а иногда и дольше. Не успевшие полностью перевариться остатки белковой животной пищи, попав в толстый кишечник, начинают разлагаться гнилостными бактериями с выделением разнообразных токсических веществ (аммония, амидов, фенолов, тиолов, индола, скатола и др.), которые, попадая в кровь, вызывают повреждение специализированных клеток органов и тканей. Накопление таких токсических повреждений и приводит, по мнению Мечникова, к преждевременному старению. Мечников писал о толстом кишечноке: "Этот орган бесполезен для человека… даже вреден для здоровья и жизни, так как является излюбленным местом локализации злокачественных опухолей». И мало того, ученый предлагал радикальное решение: «Теперь уже нет ничего дерзновенного в утверждении, что не только слепая кишка со своим придатком, но даже все толстые кишки человека излишни в нашем организме и что удаление их привело бы к очень желательным результатам» (7).

И. И. Мечников рекомендовал молочнокислые продукты, причем для закваски молока выбрал так называемую болгарскую палочку. Молоко, заквашенное такой палочкой, ученый назвал лактобациллином. Он считал, что именно лактобациллин не только заселяет кишечник полезными микробами, но и препятствует проникновению вредных. На собственном примере Мечников стремился доказать истинность своих взглядов и ежедневно выпивал один-два горшочка болгарской простокваши. Кстати, термин «геронтология», то есть наука о старости и путях ее преодоления, введен в научный обиход именно Ильей Ильичом Мечниковым.

Над проблемой предупреждения раннего старения человека немало потрудился и великий русский физиолог Иван Петрович Павлов.

Ряд его опытов поистине удивителен. Например, он удалял у собаки кору головного мозга. Животное продолжало видеть, слышать, чувствовать боль, но теряло способность ориентироваться в сигналах окружающей среды. Как говорил И. П. Павлов, такая собака — «глубокий инвалид и без посторонней помощи обречена на смерть». Что же произошло с животным? Оказывается, у него исчез весь приобретенный жизненный опыт. В то же время врожденные рефлексы остались без изменений. Животное могло умереть от голода: даже если рядом с ним будет лежать кусок мяса, оно его «не узнает». Если тот же кусок мяса вложить собаке в рот, она проглотит его. Таким образом, стало ясно, что у животного с удаленной корой головного мозга нарушалась жизненно важная высшая психическая функция приспособления организма к окружающей его внешней среде.

А вот другой опыт, многократно повторенный Павловым и его сотрудниками. Здесь одна группа подопытных собак была поставлена в благоприятные условия повседневной жизни. Животным другой группы были, напротив, созданы самые трудные условия: им нарушали режим еды, сна, удовлетворения других жизненных потребностей, их постоянно пугали и раздражали. В результате животные, которым были созданы хорошие условия, росли здоровыми, бодрыми, игривыми, живо реагировали на все внешние сигналы. Собаки второй группы становились слабыми, немощными, раздражительными, быстро дряхлели, проявляя все признаки старости, а затем преждевременно погибали.

Павлов наглядно доказал, что старение организма, как и его долголетие, зависит от центральной нервной системы и ее условно-рефлекторной деятельности, отражающей влияние внешней среды.

Травмирующие ситуации внешней среды перевозбуждают нервную систему, нарушение жизненного ритма и режимов ведет к ослаблению деятельности коры головного мозга и обмена веществ, что и является причиной преждевременного старения (10). Вот почему И. П. Павлов и его ученики пришли к выводу о необходимости эмоциональной защиты нервной системы. Это прежде всего организация правильного ритма труда и отдыха, профилактика переутомления, охрана человека, его психики от травмирующих воздействий. Одним словом, социальные факторы, то есть условия жизни человека и взаимодействие его с внешней средой, в профилактике раннего старения играют решающую роль.