Хамство

Елена Ахмедова
        Хамство тоже бывает разным.
 
   - Ну,  - скажете вы, - хамство, оно и есть, и остается хамством, как его не приукрашивай.

     Если быть абсолютно честной, я и сама, бывало, грешила. Но никогда я не хамила людям первой, только в ответ на подобное  поведение. Конечно, было бы куда культурнее, хамов просто игнорировать, не реагировать. Одна моя родственница в таких случах просто поднимает левую бровь, но, согласитесь, до истинного хама такое не дойдет. Как-то промолчать мне не удается. А, если и промолчу, то у меня наступает «лестничное остроумие», я долго мучаюсь тем, как надо было бы ответить.

   В начальной школе мы всем классом долго издевались над бедной старой учительницей русского языка и литературы. Эвакуированная из Украины немолодая еврейка, она была в прошлом провизором, но учителей-то в послевоенные годы катастрофически не хватало. В каждом классе всегда находится один клоун, у нас это был  Митя О. ( Думаю, что он жив, почему бы и нет, мой ровесник, а вот Евы Михайловны, наверняка в живых нет).Учительница была почти абсолютно глухой, чем мы и пользовались, не выучив урока, декламировали что попало, главное было широко открывать рот и не останавливаться, пока не остановят. А Митя, наш классный клоун, маленький, как колобок, крался за ее спиной, корчил рожи, передразнивал ее. Мы же, идиоты, покатывались с хохоту. Наконец, она додумалась ставить его с начала урока в угол, к шкафу. Митя становился позже сам к этому шкафу,  вместе со звонком, облокачивался на него. Старый рассохшийся шкаф немедленно открывался с ужасающим скрипом, чего глухая Евушка, конечно, не слышала. Было ли это хамством? Конечно. Но что взять с несмышленышей 10-летнего возраста?

   Позднее, уже будучи преподавателем ВУЗа, я сама попала в такую ситуацию.

    Моему студенту Хасану, из глубокой узбекской провинции, очень нравилась одна девушка в группе, «столичная штучка». Надо сказать, что нравилась она не только ему. Парень – умница, учился хорошо, симпатичный внешне, решил произвести на избранницу впечатление юмором. Шутки были довольно плоскими, но все смеялись, в том числе и дама сердца. Надо сказать, что он мне очень мешал вести занятия.

   - Послушайте, если Вам не интересно, то может Вы пока погуляете?

На это он согласен не был. Кого же он смешить будет? Наконец, видя, что урок срывается, я его отправила-таки из аудитории:

  - Пойдите к зав.кафедрой и скажите ему, что я Вас удалила. Вернетесь с его разрешением.

   Он не ушел, продолжая отпускать шутки, в том числе и в мой адрес. Доведенная до ручки, я тоже решила воздействовать убийственным оружием – смехом.

  - А мне до сих пор казалось, что самая длинная часть тела мужчины – это все-таки не язык.
 Аудитория взорвалась хохотом. Хасан побагровел и замолчал.

   А в этом момент  зав. кафедрой нарисовался. Узнав в чем дело, он ухмыльнулся и вышел, прихватив шутника.
 
     В перерыве я проверяла студенческие работы  Задание Хасана было  выполнено на четверку. Я поставила ему «5».

Стоит в дверях и молчит.
   - Что скажете?
   - Заведующий сказал, что я должен извиниться и стереть с дверей Вашего кабинета, написанное кем-то (!) слово «Дура».

   - Я так понимаю, что извиняться Вам не хочется? Ну, так не извиняйтесь, зачем мне Ваше вынужденное, не идущее от души, извинение.? Что же касается «Дуры», то мы с Вами оба знаем, что я не дура и этого довольно. Теперь о Вашей работе: Вы написали ее между «четверкой» и «пятеркой». Я Вам поставила «пять»,так как в таких случаях – в пользу студента. Надеюсь, Вы понимаете, что я могла бы занизить оценку?

  Вот тут-то он и извинился:
  - Извините меня,  я был неправ. И это – от души.
  - Проехали.

    Лет через  пять, кто-то окликнул меня на территории института.

   - Вы меня не помните? Я –Хасан. Каким же дураком я был!

Как не помнить, такие  студенты все-таки не часто встречаются.

   Нет, я не думаю, что это было обдуманным хамством.

    В Германии коренные жители, как правило не хамят. Продавцы из иностранцев тоже опасаются потерять работу, да и еще с плохими «референциями» - это катастрофа. Можете быть уверенными, что, если Вас обхамили в сфере обслуживания, то это иностранец в частном секторе, чей шеф или босс является его земляком.

   А вот как назвать такое поведение. Живущая на нашей  улице женщина моего возраста, немка,  худющая и вся в морщинах, в ответ на мое приветствие спрашивает:

  - Давно хочу Вас спросить, мужчина, что с Вами живет, это Ваш сын?

    Ну, думаю, баба в «плошку с жиром наступила», как немцы говорят, надо ей помочь выбраться.

   - Нет, нет. Сыновей у меня нет. Вы, наверно, моего внука видели, ему  уже 24 года.

Ничуть не бывало. Ехидно улыбнувшись, она отвечает:

 - Ну, что вы, какой внук. Мужчина с седыми усами  ( !?) и в очках,  я думала, это Ваш сын.

 Я, внешне спокойно, отвечаю:

   - Нет, это мой муж. И не думаю, что при разнице в 5 лет , он выглядит моим сыном. Выглядит, конечно, молодо для своего возраста, он сам считает, что это потому, что у него очень хорошая жена, не стерва.

   Обменялись, короче.  Может и не стоило, надо было смолчать, но не могу удержаться в таких случаях. Это – хамство обдуманное.