Апология на Первую и Вторую книги Царств. Часть 2

Николай Старовойтов
Апологетический комментарий: Давид как музыкант
 Сомневающиеся в историчности Священного Писания оспаривали и то место Ветхого Завета, в котором Давид представлен как музыкант (1 Цар.16:17-23) и организатор музыкальных ансамблей, играющих во дворце и в храме (1 Пар.23:5, 6). Они полагали, что это было невозможно в столь раннюю эпоху, так как, по их мнению, подобные музыкальные коллективы возникли после 538 г. до н.э. Тем не менее уже в 1942 году археолог Олбрайт отмечает: «Год или два года тому назад было трудно опровергнуть это мнение, потому что у нас полностью отсутствовали внешние свидетельства»[16]. Но с 1942 года благодаря археологии положение дел изменилось.
Раскопки показали на конкретных примерах, как происходило развитие музыки и музыкальных инструментов не только во времена Давида (около 1000 г. до н.э.), но и в более раннюю эпоху. В погребениях в Бени-Хасане (Египет), датируемых примерно 1900 г. до н.э., мы видим изображения азиатских семитов, которые некогда пришли в Египет и принесли с собой музыкальные инструменты. За тысячу лет до Давида один из них привёз лиру. В погребении № 38 в Фивах (Верхний Египет), датируемом примерно 1420 г. до н.э., найдены изображения девушек, одна из которых представлена с лирой, а другая — с двойным гобоем (деревянный музыкальный духовой инструмент, сходный с кларнетом). На вазе из Мегиддо (около 1025 г. до н.э.) изображена лира, которая, скорее всего, восходит к эпохе Давида. В общем, археологические находки в Египте, Месопотамии и Палестине показывают высокий уровень развития музыкальных инструментов, начало которого относят к 2000 г. до н.э., а продолжалось оно во времена Давида и позднее[17].
Кроме того, тексты из Рас-Шамры предоставили нам множество религиозных поэм. В текстах часто упоминаются служители храмов, которые называются sarim (сарим) и являются почти тем же самым, что и аэды (певцы) эпохи Давида и последующих веков[18].

 Глава 17. Давид и Голиаф
 Ср. 1 Цар.16:21-23 с 17:55-56. Порядок событий таков: 1) Давид, чья способность играть на арфе и смелость в борьбе со львом и медведем (1 Цар.17:34-36) известны "одному из слуг Саула", был приведен к царю, чтобы играть пред ним (1 Цар.16:17-18); 2) Давид возвращается в Вифлеем (1 Цар. 17:15); 3) Давида посылают в стан Саула (1 Цар.17:17-18), где он совершает свой подвиг; 4) Вопрос Саула (1 Цар.17:55-56) имеет в виду только, что он забыл имя отца Давида, что, конечно, не удивительно для восточного царя.
 Сокхоф, где был расположен лагерь Голиафа, находился в 24 км на запад от Вифлеема. Голиаф был ростом в не менее 2,5 м. Его панцирь весил около 60 кг, а наконечник его копья более 7 кг. Выступление Давида против Голиафа только с палкой и пращей было неслыханной смелостью и удивительным упованием на Бога. Его победа над Голиафом произвела небывалую реакцию в Израиле. После этого Давид сразу же стал народным героем и вскоре военачальником и царским зятем.
 1 Цар.21:19 не противоречит 1 Цар.17. Голиаф - это переходный титул или наследственное имя.

 Главы 18-20. Саул завидует Давиду
 Популярность Давида восстановила Саула против него. Саул попробовал убить Давида. Давид спасся бегством и долгие годы укрывался в горах.
 Дружба Ионафана с Давидом (1 Цар.20). Ионафан был законным наследником престола. Его блестящая победа над филистимлянами (1 Цар.4) и его благородный характер были лучшими гарантиями, что он станет хорошим царём. Но он узнал, что Бог избрал в цари Давида, и его благородный уклон и отказ от наследственности, его безкорыстная преданность сопернику являются безпримерным проявлением дружбы и преданности во всей истории.

 Главы 21-27. Саул преследует Давида
 Давид убежал к филистимлянам и жил, притворившись безумным. Предвидя опасность, он скрылся в пещере Адолламской, в западной Иудее. Потом он убежал в Моав, а затем обратно в южную Иудею, в Кеиль, в пустыню Зиф и Маон. У Давида было 600 воинов. Саул был всегда в погоне за Давидом, но Давид спасался бегством. Многие из его псалмов говорят об этом периоде времени.
 В пустыне Эн-Гадди царь Саул попал в окружение, но Давид отказался поднять руку свою на Саула и пролитием крови овладеть престолом. В пустыне Зиф Саул осознал своё «неразумие», но продолжал пребывать в нём до конца своих дней.
 Около Маона Давид встретился с весьма умной и красивой лицем женщиной Авигеей, которая стала его женой. Наконец Давид нашёл убежище среди филистимлян и жил там до смерти Саула.

 Главы 28-31. Смерть Саула
 Филистимляне собрали свои войска и вышли воевать с Израилем у горы Гелвуй. Царь гефский хотел, чтобы Давид и его люди шли воевать с ним, но князья филистимские не доверяли Давиду. Давид и его 600 воинов остались на месте и защищали на юге тыл от амаликитян.
 Между тем Саул, весьма испуганный филистимлянами, искал совета у аэндорской волшебницы, прося её вызвать ему дух Самуила. И волшебница действительно вызвала ему дух Самуила, который высказал Саулу пророческий смертный приговор. В битве с филистимлянами Саул был убит. Он царствовал 40 лет (Деян.13:21).
 Ср. 1 Цар.31:3-6 со 2 Цар.1:10 и 21:12. Порядок таков: 1) Саул потерпел поражение, он смертельно ранен филистимлянами; 2) чтобы избежать агонии или издевательств врага, Саул кончает жизнь самоубийством: падает на собственный меч. То же самое делает его оруженосец; 3) Саулу, однако, не удалось себя умертвить: опираясь на копьё, он поднялся и попросил амаликитянина прикончить его, что тот и сделал.

 Апологетический комментарий: Беф-сан
 В 1 Цар.31:10 говорится, что оружие Саула было положено в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-сана, а в 1 Пар.10:10 сказано, что «голову его воткнули в доме Дагона».
 Исторические источники и раскопки показывают, что Астароф была одной из самых известных языческих богинь плодородия. В некоторых районах Ближнего Востока её называли Астарт, или Астартой, а вавилоняне звали её Иштар. В Вефиле археологи нашли печать, на которой запечатлён её облик[19].
 Беф-сан (Бейсан) находится на восток от горы Гелвуй, где соединяются Израильская и Иорданская долины, под большим холмом на краю долины Изрееля. Раскопки Беф-сана велись в 1921-1933 гг. Пенсильванским университетским музеем, под руководством Кларенса С.Фишера, Алана Роу и Г.М.Фицджеральда. Высота развалин составляла более двадцати трёх метров - они состояли из восемнадцати слоёв, относящихся к различным эпохам. Самый нижний слой восходит к четвёртому тысячелетию до н.э., и следовательно, Беф-сан был одним из древнейших городов Ханаана.
 Раскопки стены в Беф-сане, той самой стены, к которой филистимляне пригвоздили обезглавленное тело Саула, показали, что Беф-сан (70 км к северу от Гивы) был разрушен в период с 1050 по 1000 гг. до н.э. Эти даты совпадают со временем жизни и деяний Саула и Давида[20].
 Но для нас важнее всего то, что в слое, относящемся к эпохе Саула, обнаружены развалины двух расположенных рядом друг с другом храмов - Дагона и Астарты,- о которых говорится в Библии.
 Камни этих капищ были свидетелями последнего акта филистимско-израильского конфликта, окончившегося гибелью царя Саула и трёх его сыновей. Попутно археологи обнаружили историческую подробность, о которой авторы Библии умолчали. Толстый слой пепла, закопчённые камни и разбитые статуэтки идолов доказывают неопровержимо, что город пал жертвой внезапного нападения и пожара. Это даёт основания предполагать, что Давид разрушил Беф-сан в отместку за глумление над телом его предшественника (ср.2 Цар.1-2:7, особенно 1:16 и 2:7).
 В руинах этих двух храмов «были также найдены, главным образом, металлические предметы культа и небольшие ящички с изображениями змей», которые чётко указывают на то, что «храмы посвящены богине плодородия Астарте и главному богу филистимлян Дагону»[21].
 Археолог Томпсон, комментируя находки в Беф-сане, отмечает: «Мы могли быть уверены, что один из двух храмов, обнаруженных в результате раскопок, произведённых вышеупомянутой экспедицией, был храмом Астарты. В Беф-сане находились характерные для того времени храмы, в которых поклонялись богам Ханаана. В них были обнаружены различные предметы культового характера. Тем не менее невозможно сказать, какой из этих двух храмов принадлежал Астарте, о святилище которой говорится в Первой книге Царств Ветхого Завета. При всём этом сегодня достаточно ясно, что в те дни в Беф-сане существовал языческий храм»[22].
 Археолог Фри относительно вышеупомянутых находок высказался категоричнее Томпсона. Описывая расположение и размеры двух храмов, он добавляет: «Археологи, производившие раскопки в Беф-сане, отождествили этот храм с храмом Астарты, в который (филистимляне) поместили доспехи Саула (1 Цар. 31, 10). Храм был найден на южном склоне высокого холма и сооружён, как показали раскопки, до эпохи Саула. Длина его составляет примерно 24 м, ширина — 19 м. Храм построен в направлении с запада на восток и включает в себя большое центральное помещение с тремя круглыми каменными опорами по сторонам. В основании средней колонны были найдены хранилище и сосуд с металлическими пластинами, кольцами и серьгами, выполненными из золота и серебра. Внутри храма был обнаружен монумент из базальта с изображением богини Астарты (...). Археолог Роу (один из трех руководителей раскопок) полагает, что все данные, имеющиеся в нашем распоряжении, свидетельствуют о том, что храм был построен египтянами — жителями Бефсана в честь богини Астарты»[23].
 По поводу храма Дагона, в который, как указывает Ветхий Завет (1 Пар. 10,10), филистимляне поместили голову Саула, профессор Фри пишет: «В ходе раскопок к югу от храма Астарты был обнаружен храм, который Роу отождествляет с храмом Дагона, упоминаемом в Священном Писании. Роу приходит к выводу, что в Первой книге Паралипоменон Ветхого Завета подразумевается наличие двух храмов в Бефсане, относящихся к периоду филистимлян, и раскопки подтверждают это»[24].
 Следовательно, городские стены древнего Беф-сана и стены двух языческих храмов, обнаруженных в ходе раскопок, в самом деле были свидетелями поругания тела царя Саула, о чём повествуется в двух книгах Ветхого Завета: Первой книге Царств (31:1-10) и Первой книге Паралипоменон (10:10).

 Вторая книга Царств: содержание
 Если Первая книга Царств показывает человеческую слабость в лице Илия, Саула и даже Самуила, то во Второй книге Царств мы видим восстановление порядка, последовавшего в результате воцарения помазанника Божиего царя Давида. Книга также рассказывает об установлении политического центра Израиля в Иерусалиме (5:6-12), и религиозного центра в Сионе (5:7; 6:1-17). После установления порядка, Ягве заключил Свой завет с Давидом (7:8-17), который содержал все истины, касающиеся царства. В своих «последних словах» Давид описывает будущее царство (23:1-7).
 
 Главы 1-6
 Давид оплакивает Саула. Воцарение Давида над Иудеей. Семилетняя распря с Иевосфеем, сыном Саула. Воцарение Давида над всем Израилем. Иерусалим становится столицей государства. Перенесение ковчега завета в Иерусалим.

 Апологетический комментарий
 Деяния Давида
 Кандидат исторических наук пропагандист атеизма М.Рижский признал следующие факты: «Преемником Саула стал его зять Давид, сын Иессея из племени Иуды. Давид продолжал войну с филистимлянами и добился значительных успехов. Филистимляне должны были очистить захваченные ими израильские города. Давид не только объединил под своей властью все еврейские племена в Палестине, но подчинил также ряд соседних небольших народностей: Эдом (или Идумею), Моав и Аммон и вынудил арамеев Дамаска платить ему дань. Он отвоевал у ханаанейского племени иевусеев их главный город Иерусалим, расположенный на горе Сион, и сделал его столицей своего государства, а также главным культовым центром»[25].
 Обстоятельства взятия Иерусалима
 Почему Иевусеи были уверены в том, что Давид не сможет взять Иерусалим (2 Цар.5:6)? И как Давид всё-таки «взял крепость Сион» (2 Цар.5:7)?
 В 1866 году Уорреном и Палестинским исследовательсим фондом было обнаружено водяное русло, через которое воины Давида проникли в Иерусалим. Русло это представляет из себя тоннелль со ступеньками, высеченными в скале с вершины холма до источника Геона, с восточной стороны холма. Таким образом город снабжался водой в пределах городской стены. Холм был защищён толстой стеной в 7 м толщины. Он был недоступным, пока Давид не обнаружил этот секретный вход в город через источник.
 Повествование о новой колеснице Давида и наказании Оза (2 Цар.6:1-8-10) служит яркой иллюстрацией той духовной истины, что благословение Божие не следует даже за самыми благими намерениями человеческими, если при этом всё не совершается по Его воле и Его путём. Несоответствие людских намерений и Его целей часто приводит христиан к неудаче. Бог дал точные указания относительно того, каким образом следует носить ковчег (Чис.4:1-15), но Давид применил метод филистимлян (1 Цар.6:7-8). В современном христианстве полно "филистимских" методов служения Христу. Ср. с 1 Кор.1:17-31 и 2 Кор.10:4-5. См. также 1 Пар.15:2.

 Глава 7. Бог обещает Давиду вечный престол
 Ветхий Завет повествует о том, что Бог избрал еврейский народ, чтобы через него благословить все народы Земли.
 В Библии очень ясно объясняется, какую роль займёт еврейский народ, чтобы стать благословением всему миру через дом Давидов.
 Затем в Библии также весьма подробно изложен Божий план благословения через дом Давида в одном Великом Царе, Который произойдёт из дома Давида и будет жить вечно, и установит Вечное Царство.
 Здесь, во 2 Цар.7, начинается перечень обетований дому Давидову, который будет царствовать вечно над Божьим народом, и от Давида произойдёт вечная царская династия, в которой родится один Вечный Царь. Некоторые из этих обетований см. в: 2 Цар.7:16; 3 Цар.2:4; 1 Пар.22:9-10; 2 Пар.7:17-18; Пс.88:4-5,28-30,35-38; Пс.131:11; Ам.9:11-12; Ис.9:6-7 и 11:1,10; Мих.5:2,4; Иер.22:29 и 23:5-6 и 33:20-21; Зах.3:8-9 и 6:12-13 и 9:10 и 12:8 и 13:1.
 Таким образом, обетование Вечного Царя из дома Давидова повторяется постоянно, сначала Давиду, потом Соломону, в псалмах, через пророков: Амоса, Исаию, Михея, Иеремию, Захарию, на протяжении 5 веков.
 Ветхий Завет изобилует многими определёнными подробностями и объяснениями, что обещание окончательно исполнится в явлении Великого Царя, Который будет жить вечно и установит Вечное Царство.
 А когда пришла полнота времени, Ангел Гавриил был послан в Назарет к Марии, которая была из дома Давидова, сказать ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Луки 1:30-33).
 В Этом Младенце исполнение всех обетований Давиду.
 Давидов завет (2 Цар.7:8-17) имеет только одно ограничение: непослушание в семье Давида будет наказано, но при этом завет не будет расторгнут (2 Цар.7:15; Пс.88:21-38; Ис.24:5 и 54:3). Наказание выразилось: первый раз при Ровоаме, в разделении царств, а потом в пленениях (4 Цар.25:1-7). С тех пор только один Царь из рода Давида принял венец в Иерусалиме. Но венец Его был терновый. Но Давидов завет, подтверждённый Давиду клятвою Ягве, и возобновлённый в слове Ангела Гавриила к Марии, неотменим (Пс.88: 31-38). И Господь Бог даст ещё Этому, увенчанному тернями Царю, «престол Давида, отца Его» (Луки 1:31-33; Деян.2:29-32 и 15:14-17).

Главы 8-10. Победы Давида
 По смерти Саула Давид воцарился над Иудой. Семь лет спустя он стал царём над всем Израилем. Он начал царствовать в 30 лет. Над Иудой он царствовал семь с половиной лет, а над всем Израилем 33 года, всего 40 лет (2 Цар.5:3-5).
 Воцарившись над всем Израилем, Давид сделал Иерусалим своей столицей. Он полагал, что поскольку Иерусалим являлся неприступной крепостью и, по преданию, был связан с Мелхиседеком, Священником Бога Всевышнего (Бытие 14:18), то этот город наилучшим образом подходит для того, чтобы стать столицей всей еврейской нации. Он перенёс в Иерусалим ковчег завета и начал планировать постройку храма (2 Цар.5-7).
 Все войны Давида заканчивались победами. Он полностью усмирил филистимлян, моавитян, сирийцев, едомлян, аммонитян, амаликитян и все соседние народы. «И хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил» (2 Цар.8:6).
 Давид начал царствовать над небольшим народом, а через несколько лет этот народ стал великим царством. На юго-западе в это время Египетская империя переживала упадок. На востоке Ассирийская и Вавилонская мировые империи ещё не успели появиться. В это время между этими империями, при царствовании Давида, внезапно выросло Израильское царство, которое не стало мировой империей, но, возможно, стало самым сильным государством того времени.
 Между прародителями арамеев и израильтян существовало близкое этническое родство. Арамеи захватили северную оконечность Плодородного Полумесяца во II тысячелетии до н.э., а к тому времени, когда Израиль укрепил свои позиции в Ханаане, проникли и на юг, образовали одно из сильнейших своих государств в районе Дамаска и вскоре стали главнейшими торговцами Западной Азии. Два фрагмента из надписей царей Ассирии сообщают нам о том, что в правление современника Давида Ашшур-раби II арамеи захватили территорию в верхнем течении Евфрата, которая на протяжении столетия была частью Ассирийской империи. Отсюда следует, что это завоевание должно было произойтм до поражения Давида и победы над арамейским царём Адраазаром. По иронии судьбы, победа Давида, возможно, спасла Ассирийскую империю в период её слабости от орд арамеев. В любом случае это ассирийское свидетельство лишний раз говорит нам о силе армии Давида.

 Главы 11-12. Давид и Вирсавия
 Давид покрыл грех своего прелюбодеяния с Вирсавией убийством невинного преданного человека- мужа Вирсавии Урии хеттеянина. Раскаяние и сокрушение Давида произвели в нём великую перемену. Бог простил его грех, но изрёк на него Свой приговор: «Итак, не отступит меч от дома твоего во веки» (2 Цар.12:10), что и случилось позже. Страдания Давида были жестокими и горькими, и продолжительными. Его дочь Фамарь была изнасилована её братом Амноном, который позже был убит их братом Авессаломом. Затем Авессалом поднял восстание против своего отца Давида и был убит в этой борьбе. Жёны Давида были обесчещены всенародно,  подобно тому как он тайно обесчестил жену Урии. Таким образом, славное царствование Давида было омрачено непрекращающимися бедами. Какой великий урок всем, кто грешит и думает избежать последствия за свои грехи.
 И всё же в Давиде Господь нашёл «Себе мужа по сердцу Своему» (1 Цар.13:14; Деян.13:22). Раскаяние Давида свидетельствует о состоянии его срдца. Псалмы 50 и 31 написаны Давидом во время этих переживаний.

Главы 13-21. Несчастья Давида
 13:37. См. 1 Цар.27:8. Во дни своих странствий Давид совершил набег на Гессур, и как видно, увёл с собой дочь Гессурского царя Мааху (2 Цар.3:3). От неё родился у него Авессалом, в котором смешалась бедуинская кровь матери и кровь отца, неосторожного вождя небольшого отряда отчаянных воинов. Такую личность укротить могла только Божия любовь. В Авессаломе Давид пожал посеянное им самим.
 14:24. Не так Бог учил Давида прощать. Законники считали, что самовольное поведение Авессалома было следствием того, что Давид слишком баловал его. В Писании нет подтверждения этого мнения. Скорее можно полагать другое: если бы Давид приблизил Авессалома к себе, бунта можно было бы избежать.
 Весьма правдоподобно, что Авессалому были известны намерения Давида сделать царём Соломона, поэтому он начал захват престола восстанием. Если судить по описаниям, уделённым этим событиям, то это, возможно, было самым тревожным временем в царствовании Давида. Измена со стороны самых верных советников поразила Давида. Авессалом погиб в этой безславной борьбе против отца, а Давиду возвратили его трон.
 Затем последовало восстание Савея (2 Цар.20). Попытка Авессалома овладеть престолом отца своего Давида ослабила влияние Давида на народ. Тогда Савей попробовал воспользоваться этим случаем в свою пользу, но был уничтожен. Этой смутой воспользовались филистимляне (2 Цар.21) и начали войну с Израилем, но Давид победил их.

 Апологетический комментарий: памятник Авессалома
 2 Цар.18:18: «Авессалом ещё при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он «памятник Авессалома» до сего дня».
 По свидетельству историка I века н.э. Иосифа Флавия (Иудейские древности Х:7) это был мраморный столб, находившийся в двух стадиях от Иерусалима.
 В конце XIX века н.э. архимандрит Никифор пишет: «В долине Иосафатовой близ Иерусалима доселе ещё существует древний, высеченный над скалою памятник, который по преданию считается гробницею Авессалома; но это не совсем вероятно: архитектура его видимо принадлежит более новому времени. Даже неизвестно, стоял ли древний памятник Авессалома на том самом месте, на котором находится ныне существующий»[26].
 Памятник Авессалома был, повидимому, воздвигнут до того, как у Авессалома родились сыновья. Ср. с 2 Цар.14:27. Есть также мнение, что сыновья Авессалома умерли в раннем возрасте. В родословных они не упоминаются.

 Глава 22. Последняя хвалебная песнь Давида
 В своей последней песне, как и во многих других, Давид выражает своё неизменное упование на Бога и глубокую благодарность Богу за Его постоянную охрану.

 Глава 23:1-7. Последние слова Давида
 Последний псалом. Словами этого псалма Давид заканчивает свою доблестную и полную тяжких переживаний жизнь. Он говорит о правосудии в своё царствование, о прославлении Бога песнопением (псалмами), о соблюдении Божьего слова и о вечном завете с Богом.

 Глава 23:8-39. Храбрые воины Давида
 Перечень "главных из храбрых" воинов Давида и поступки некоторых из них (ср. с 1 Пар.11:10-47).

Глава 24. Исчисление народа
 В это время Давид «был самодержавным царём великого государства, которое простиралось от Ливанских гор до границы Египетской и от Средиземного моря до реки Евфрата. При таком состоянии Давиду оставалось только смиренно благодарить Бога за оказание ему и его народу благодеяния, так как он сам сознавал, что всем этим величием он исключительно обязан помощи Божией. Но в нём шевельнулось чувство самонадеянной гордости, и он, быть может имея в виду смелый план дальнейших завоеваний или увеличения своих богатств, велел произвесть исчисление всему населению государства»[27]. В данном случае мысль пересчитать народ пришла от сатаны (1 Пар.21:1). Сатана побудил Давида посчитать народ и таким образом ослабить его упование на Бога. Бог решил наказать Давида за это согрешение.
 По переписи оказалось, что Израильское войско (Северное царство) состояло из 1.100.000 человек, а войско Иуды из 500.000 человек. Фактически в боевой готовности в Израиле находилось 800.000, а у Иуды было 470.000. Ср. 2 Цар.24:9 с 1 Пар.21:5.
 В наказание за это согрешение Бог послал моровую язву на Иерусалим. На том месте где стоял Ангел Господень с опущенной рукой, Давид соорудил жертвенник (2 Цар.24:25), а Соломон позже построил храм (2 Пар.3:1).

 Давид
 Давид был великим человеком. В некоторых своих поступках он был неправ, но для восточного царя того времени он был выдающимся мужем. Всем сердцем и душой он был предан Богу и старался ходить Божьими путями. В идолопоклонническом мире и с народом, который постоянно впадал в идолопоклонство, Давид стоял непоколебимо на стороне Бога. Главным достижением в его жизни было устройство царства и вклад в создание книги Псалтирь.
 «В лице Давида религиозно-нравственный дух избранного народа нашёл всестороннее и высшее своё выражение. В разнообразных событиях своей жизни Давид выступает перед нами как пастух, воин, поэт, мудрый правитель, пророк и царь, объединяя в себе лучшие качества своего народа - простоту, великодушие, благоразумие и сильный религиозно-нравственный смысл. Его религиозно-нравственные песни и псалмы, в которых он, смотря по обстоятельствам своей богатой приключениями и всевозможными испытаниями жизни, вдохновенно выражал свои чувства веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости и скорби, ликования и покаянного сокрушения, по силе и нежности выражения, равно как и по возаышенности и пламенности религиозного чувства не имеют ничего себе подобного не только в священной поэзии других народов, но и в книгах Ветхого Завета. Содержащиеся в них истины ближе всего подходят к истинам Нового Завета, и потому Псалтирь является и у христианских народов любимою книгою, в которой миллионы ищут и находят утешение и мир для своей борющейся с искушениями и невзгодами души. Как по своей жизни, так и особенно по своему духу Давид более, чем кто-либо в Ветхом Завете был истинным прообразом Христа, который поэтому с особенною выразительностью называется "сыном Давидовым" [см.выше раздел «Типология» к 1 и 2 Цар.- Н.С.]. Самое имя Давида сделалось историческим именем, и увековечено в таких названиях, как "город Давидов", "престол Давидов", "семя Давидово"; оно считалось столь высоким, что уже никто не осмеливался носить его потом, вследствие чего мы уже и не встречаем его в библейской истории последующего времени. Высшей похвалой для Давида служит то, что в нём Сам Бог нашёл "Себе мужа по сердцу Своему" (1 Цар. XIII,14), и что высотою его религиозно-нравственной жизни измерялась жизнь лучших из его преемников, похвалою для которых было выражение: "он ходил первыми путями Давида, отца своего". Как и всякий человек, он нередко падал с высоты своего религиозно-нравственного идеала, и падал глубоко; но и в этом падении он преподал нам величайший пример покаянного сокрушения, дававшего ему возможность и силу вновь сбрасывать с себя бремя греховности и возставать для новой духовной жизни. Давид есть величайший образец нравственно доброго и одушевлённого возвышенными чувствами человека, который всеми силами стремится к добру и мужественно борется с одолевающими его искушениями. В этой борьбе он может падать и падать глубоко, но он никогда не оставит этой борьбы, и после всякого падения - со слезами и сокрушением вновь начнёт эту нескончаемую, ожесточённую борьбу, и в конце концов восторжествует в ней над всеми тёмными силами зла. Поэтому-то Псалтирь, как боговдохновенно поэтическая летопись испытаний духовной жизни великого псалмопевца, и поражает своею изумительною жизненною правдою, и в ней всякий находит боговдохновенное выражение тех самых чувств, которые может испытывать каждый человек при различных обстоятельствах и превратностях жизни»[28](А.Лопухин).

Источники автора:
 [16] Albright W.F. Archaeology and the Religion of Israel. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1942, p.125.
 [17] Free J.P. Archaeology and Bible History. Wheaton-Illinois, 1954, p.151. Keller W.(Вернер Келлер) «Библия как история» (на греческом, изд.1968 г.,-стр.248).
 [18] Thompson J.A. The Bible and Archaeology. The Paternoster Press Ltd, 1973, p.98.
 [19] Burrows M. What Mean These Stones? N.Haven: American Schools of Oriental Research, 1941, p.230.
 [20] Albright W.F. The Archaeology of Palestine and the Bible. N.Y.: Revell, 1935, p.40. Кроме того: Burrows M. Op.cit., p.251.
 [21] Keller W. То же греч. изд., стр.246.
 [22] Thompson J.A. Op.cit., p.94-95.
 [23] Free J.P.Archaeology..., p.152-153.
 [24] Rowe A.The Temples of Dagon and Ashtoreth at Bethsham//Museum Journal.Vol.XVII,N3,Sept.,1926,p.298. Цит. по: Free J.P.Archaeology..., p.153.
 [25] Рижский М.И.Библейские пророки и библейские пророчества.М.:«Политиздат»,1987, стр.19.
 [26] «Библейская энциклопедия» (автор - архимандрит Никифор),издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры,1990 (репринтное воспроизведение московск. издания 1891 года: «Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия»), стр.15.
 [27] Лопухин А.П.Библейская история Ветхого Завета. М.:«Принтшоп»,1990, стр.246-247.
 [28] Там же, стр.249-250.