Нужные слова

Трофимов Алексей
Девушка брела по улице куда глаза глядят. В этот теплый солнечный июньский день она не замечала никого и ничего вокруг. Все у нее было плохо: и дома, и на работе, в отношениях. А утром еще и телефон украли вдобавок. Все сложилось крайне плохо, будто назло и одно к одному.

Печально оглянулась. Шла она, как оказалось, долго и очутилась на набережной реки, которая делила город напополам. На мгновение замерла, уставившись на быстрое течение мутной и грязной воды. Плавать она не умела, да и берега реки были высокими и крутыми. В ее голове все сошлось. Иначе было нельзя, ведь прыжок - единственный выход.

Девушка уверенно и решительно подошла к бетонной ограде. Нет, это место посреди людной пешеходной дорожки не подходило. Слишком высокая вероятность, что ее перехватят еще до того, как она прыгнет или вообще перелезет через ограждение. Лихорадочно осматриваясь вокруг, она увидела невдалеке мост, под которым кончалась набережная. Там, в его прохладной тени среди битого стекла и, вероятней всего, зловония человеческого свинства, никого не было.

Быстро оказалась там и, не раздумывая ни секунды, влезла на ограждение и встала в полный рост. Вот и все, подумалось ей. Еще мгновение и избавление. От всего и сразу. Она закрыла глаза.

- Вот сука, а!

Это было неожиданно, но не испугало. Девушка повернулась и взглянула налево. Чуть поодаль, за фонарным столбом, на ограде сидел парень, свесив ноги, и безучастно смотрел на реку. В руке у него был большой пластиковый стакан с кофе.

- Как вы меня достали, - злобно прошипел парень. – Сколько можно уже?

- Извините, вы мне? – робко спросила девушка.

- Оглянись, - парень развел руками. – Кроме нас тут никого, - он горько вздохнул и добавил: - как обычно.

- Я… я не понимаю, - она свела руки за спиной.

- Понятное дело, - махнул рукой парень и отхлебнул кофе. – Слушай, ты вроде прыгать собралась?

Девушка отвела взгляд и кивнула.

- Суицид, верно? А не спонтанный заплыв на противоположный берег?

Снова кивнула.

- Раз такое дело, будь добра, выручи, а?

Она вопросительно посмотрела на парня.

- Ничего сложного, уверяю! Просто сделай то, что собираешься. И все.

У нее по спине пробежали мурашки.

- Это, вроде, просто, - парень пожал плечами. – Всего лишь шаг вперед. Если смущаю, то могу отвернуться. Что ты так смотришь на меня? Ты же сама пришла сюда за этим. Тебе-то все равно, а для меня, может, прервешь этот порочный круг.

Девушка посмотрела вниз и неуверенно присела.

- Что за… - парень скривился. – Разве сложно было? Эх, - он махнул рукой, - ну, тебя. Твою мать, как всегда, одно да потому! Чтоб вас всех…

Она смотрела на него пристально, а он на нее не смотрел вовсе: просто пил кофе и что-то бурчал себе под нос.

- Мне кажется, что тебе нужна помощь.

Парень поперхнулся.

- Чего?!

- Ты слишком зол на всех вокруг. Что с тобой не так?

- Со мной не так?! Ты только была готова сигануть плашмя в реку! Это не со мной, это с тобой проблема. То прыгать, то нет. Семь пятниц на неделе. Тьфу!

- Знаешь, - девушка загадочно улыбнулась, - я думаю, что ты пытаешься своим гневом скрыть от всех свои переживания. Не хмыкай, меня сложно провести. Я все-таки профессиональный психолог.

Парень громко засмеялся.

- Психолог-суицидник! Потрясающе.

- Не переводи тему. Зачем ты злишься сам на себя?

Парень хотел возмутиться, но почему-то просто промолчал. Его выражение лица вдруг стало грустным.

- Устал от вас. Да, от вас! От таких как ты и иже тебе! А также разных ротозеев, срочно больных и прочих неудачников, - он помолчал. – Видимо, проклят я.

- Чем же мы тебе так насолили?

- Чем-чем, - глотнул едва теплый кофе. – С самого детства преследуете меня. Куда бы я не пошел – везде вы. То вешаетесь, то машину не замечаете, то приступ, то коляску без присмотра на наклонной поверхности оставите. Но с вами никогда ничего не происходит, потому что я всегда оказываюсь рядом. Бесит.

- Это же здорово. Во всяком случае, должно быть здорово.

- Вот именно, что должно. В детстве это случалось раз в месяц или два. Когда подростком был – раз в неделю. Знаешь, сколько сейчас? Конечно, нет, откуда бы. В среднем два раза в день. К слову, ты вторая. Первой была беспечная бабуля полтора часа назад, которой кирпич чуть не прилетел по голове. Надеюсь, план на сегодня выполнен, - он тяжело вздохнул, глядя вниз.

- Мне казалось, что каждый мечтает быть героем.

- Наверняка, - парень печально ухмыльнулся. – Это невыносимо, хотя я не против помогать людям. Понимаешь?

- Постараюсь понять, если объяснишь.

- Лучше быть, не знаю, обычным? Или нейтральным.

- Серой унылой личностью?

- Нет, не совсем. Круто быть хорошим, круто помогать, круто получать благодарности от людей. Но, твою ж мать, не постоянно же! Нельзя ведь ежечасно творить добро, помогая всем налево-направо без разбора. Как, собственно, и быть сволочью. Или можно, откуда мне знать. Просто… Все прекрасное и ужасное можно понять лишь находясь между ними, а не прилипнув к одной из сторон.

Парень поставил полупустой стакан с остывшим кофе.

- Я устал от этого, и хорошего в этом ничего не вижу.

Девушка спрыгнула.

Обошла его со спины и остановилась в шаге от него.

- Посмотри на меня. Повернись, ну же! Не морщишься – уже хорошо. Ты молодец, даже если сам не замечаешь этого. А усталость и разочарование в чем-либо, может быть, вызваны возрастными изменениями. Пересмотр приоритетов и ценностей в своей жизни, отрекаясь от юношеских забав окончательно. Не отводи взгляд, подожди. Ты спас меня, хотел ты этого или нет. И я хочу отплатить тебе тем же.

Парень хмыкнул.

- Уверена, тебе просто не сказали нужных слов, принимая твои поступки как безусловную данность. Это не благодарность, хоть сколь искренней она не была, - она хитро улыбается. - Ты не можешь пройти мимо чужой беды и это твой выбор. Не понимаешь, почему выбрал? Потому что ты сильный, потому что ты нужный. Это не просто слова – это твое кредо.

Он молчал и смотрел, а потом улыбнулся.

- Откуда ты можешь знать? Может, я вообще солгал.

- Нет, не солгал. Видела тебя несколько раз в новостях. Ну вот, ты уже не такой мрачный. Помогла видать. Ладно, - она махнула рукой, - некогда мне тут с тобой лясы точить. Дел у меня целая тьма тьмущая.

Девушка кокетливо подмигнула парню и летящей походкой запорхала по набережной, одаривая каждого встречного улыбкой.

Парень смотрел ей вслед, по-прежнему улыбаясь, пока она не растворилась в толпе прохожих. Он снова глянул вниз, где течение проносило очередную корягу, и сказал вслух:

- Не сегодня. Я еще нужен здесь.