Полвека длится Встреча с песней

Александр Жгутов
Светлой памяти моей матери Жгутовой
 Елизавете  Ивановне.

              Полвека  длится  «Встреча с песней»
                или               
              Открытое письмо для Виктора Татарского

      В мае 1957 года  ко всем домам в моей деревне Назарово, окруженной вологодскими  лесами, подвели радиотрансляционную линию.
     И,как поется в песне Михаила Исаковского -
«Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода,-
Мы такого не видали никогда; …»

     Во всех избах, в переднем углу на стене под иконами, появился черный круг репродуктора. В народе его стали  называть «тарелкой».
 Порой голос диктора хрипел, шептал, и заикался, а иногда вообще тишина давила уши, но деревенский  народ  прислушивался к любому шороху, ловил каждое слово из  репродуктора.  Все ждали  новостей, не по "сарафанному", а  по настоящему «радиву из Москвы».
     Уже на следующее утро, как только нам в доме подключили репродуктор, меня разбудил не голос матери - "Шурка вставай. В школу пора",  а звуки Гимна:
«Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь…».
А в 7 часов 40 минут, когда начиналась  «Пионерская зорька»,  по сигналу горна и под барабанную дробь, я, и в снег и в ветер, начинал свой ежедневный пяти километровый марш-бросок  до Чаромской школы.
Вот так и сложилось, что с  юных лет  радио  живой  нитью связывало меня  с моей малой родиной.

    В феврале 1967 года я приехал  из Таджикистана в отпуск к матери в нашу родную шекснинскую деревню.
     К тому времени  я уже успел исколесить  СССР «от южных гор до северных морей» туда и обратно.
 Окончил вечернюю школу, техническое училище, поработал токарем на заводе, в колхозной  кузнице подковы гнул, три с лишним года отслужил  в Советской Армии   среди архангельских болот, а затем поступил в университет на юридический  факультет и был зачислен на военную службу.   
      Нет ничего прекраснее, чем  отпуск в доме матери.  В нём  тепло и уютно.  Каждое утро  я просыпался под урчание самовара и аромат  пирогов из русской печи, К обеду уже дом наполнялся  божественным духом вологодских щей (штей) и картофельной (яблошной) каши  с пенкой.
    Зимний день короток, как скок воробья, поэтому все наши беседы с мамой об её житье-бытье  в деревне и моей жизни вдали от родного дома протекали  вечерами.   С тех пор как уехал из своей деревни  чтобы « выйти в люди», мать оставалась одна. Долгими зимними вечерами она всегда занимала себя рукоделием.   При этом постоянно слушала все радиопередачи, но, уже не прикладываясь ухом к "тарелке"  местной ретрансляции, а по радиоприемнику «Серенада». 
    В один из февральских вечеров мы с матерью услышали заставку к новой передаче:
«Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь…
Только слышно - на улице где-то
Одинокая бродит гармонь….»
      С первых слов ведущего, его мягкий, доверительный тон  беседы со слушателями привлёк наше  внимание к передаче. Это был замечательный и познавательный рассказ об авторах писем, об истории создания песен их первых исполнителях и, как подарок, собственно и исполнение самих песен.   
В конце передачи мы узнали, что автором и ведущим  передачи «Встреча с песней» является Виктор Татарский.
     Мать сразу же записала на  листке  отрывного календаря-"численнике" время и день следующей  радиопередачи. С того самого дня и до самой своей смерти в апреле 1998  года она старалась не пропускать «Встречу с песней" и её ведущим Виктором Татарским.
 
    Отпуск мой закончился,  я  возвратился к месту службы и учебы.  Вновь началась вечерняя учеба и повседневные дела.  Они ограничивали  мои возможности постоянно слушать эту замечательную передачу.
      Это сейчас, находясь в любом месте, в любое время  суток можно  прослушать любую передачу по различным каналам связи.
    В 1968 году меня направили к новому месту  службы в Горно-Бадахшанскую автономную область. Мне  в своих письмах на Памир, а потом и в Пяндж на афганскую границу, где  пришлось служить потом,  она неоднократно писала,  что Виктор Витальевич Татарский стал для неё близким человеком, а от его голоса  её дом наполняется душевным теплом и ей становится спокойнее за меня.
      
     В городе Хороге  временно жить мне пришлось в ленинской комнате Управления, где вечерами отдыхал и писал  курсовые работы в Университет.
  Как-то вечером я включил радиоприемник и сразу же услышал знакомый голос  Виктора Татарского.  Передача «Встреча с песней»  возвратила  меня к воспоминаниям о встрече с  матерью. При этом,  моё душевное состояние всколыхнуло ещё то, что буквально за несколько минут до передачи в газетной подборке прочитал стихотворение «Деревенские ночи» вологодского поэта Николая Рубцова.
    Признаюсь вам, что  после «Встречи с песней» за ту памирскую звездную ночь со спазмом в горле многократно  перечитывал это стихотворение:

«Ветер под окошками, тихий как мечтание
А за огородами в сумерках полей…
…Для меня, как музыкой снова мир наполнится
Радостью свидания с девушкой простой,
Всё люблю без памяти в деревенском стане я,
Будоражит сердце мне в сумерках полей
Крики перепёлок, ранних звезд мерцание,
Ржание стреноженных молодых коней…»
( 1966 г. )

      Под впечатлением только что прослушанной передачи,  мне чудилось, что  это стихотворение  читаю не я, а Виктор Татарский. Его магический тембр продолжал звучать и прирастал к моей душе.
 В каждом слове стиха, за тысячи километров от своей деревни, на далеком афгано-китайском пограничье я почувствовал дыхание своей малой родины. Слова просты, но насквозь  пропитаны русским духом. Мне даже казалось, что родная земля где-то тут, рядом, за снежными шапками горных памирских вершин.
    С тех пор, когда имею возможность прослушать  передачу «Встреча с песней», воспринимаю её как подарок судьбы. Более того, слушая "Встречу с песней", и сейчас, как и прежде, мне видится моя мать с веретеном у прялки около радиоприемника со светящейся шкалой.

    В этом году исполнилось  пятьдесят лет передаче «Встреча с песней»,созданной её автором на глубоко нравственной и совестливой почве.  Впервые она прозвучала 31 января 1967 года на  радиоволне  Всесоюзного радио и сразу же очертила огромный круг своих благодарных слушателей.
Уходят мои годы, давно закончилась служба, день ото дня всё меньше встречаю старых друзей и сослуживцев. Куда-то  они незаметно исчезают?   Сегодня я пенсионер военного значения. С ранней весны до поздней осени «буйствую» на своей деревенской усадьбе.  Вечерами  включаю  свой старенький радиоприемник «Океан», настраиваюсь на радиоволну «Радио России» и жду, с нетерпением жду,  очередную встречу  с Виктором Витальевичем Татарским, как с другом юности. Ага, вот я уже слышу его голос, как и прежде, ровный, спокойный, чарующий слух и врачующий мою душу.
    Сегодня 14 октября 2017 года.  1308 выпуск передачи  «Встреча с песней», автор и ведущий Виктор Татарский.
 «Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь…
Только слышно - на улице где-то
Одинокая бродит гармонь….»
      Виктор Витальевич опять возвращает меня в нашу молодость, в мой «дом с крапивой у оконца», где жила моя мама.
    
 Город Вологда.
23 октября 2017 года.