Сон любви - 3

Тамара Квитко
Протекание третье

Из марева светящихся цветовых пятен возникает то же оформление, что и в начале. Персонажи будут появляться и исчезать, а нам будет казаться, что они постоянно присутствуют… Нежность и эльфы удобно примостились на кубе, а нам кажется — на облаке. Редкие падения капель, едва слышимый взмах крыл, приглушенные звуки арфы. Первый эльф держит овальное зеркал. Второй — трудится над прической Нежности.

Э л ь ф - 2
(Перебирая пряди волос)
Пушисты, мягки и искристы…
На голову — венец из белых роз
И россыпью вниз заструятся незабудки.
Я говорю не в шутку, а всерьез.
Э л ь ф - 1
С идеей я согласен — исполняй!
Умбра и белила в сочетанье
Дают духовный свет и чистоту.
Художника я слышал замечанье,
Когда он Деву обучал в саду.
Н е ж н о с т ь
Вы милые и умненькие очень.
Я сильно, сильно вас люблю.
Хватаете вы знанья — на лету.
Э л ь ф - 2
Постой! Я незабудок ряд вплету.
Э л ь ф - 1
Художник бы сказал: сияние небес, сквозь пряди облаков.
Э л ь ф - 2
Неправда! Такое бы сказал поэт.
Н е ж н о с т ь
(Вздрогнув)
Поэт? Мне образ его близок. Так беззащитен он.
Э л ь ф - 2
Над ним здесь все смеются.
Э л ь ф - 1
Неправда! Не смеются вовсе, а очень любят!
Э л ь ф - 2
И смеются.
Э л ь ф - 1
Смеются не со зла, а так — шуткуют.
Э л ь ф - 2
И все ж он одинок.
Н е ж н о с т ь
Как я?
Э л ь ф - 1
Ты — нет. С тобой — другое. К тебе сердца открыты.
Э л ь ф - 2
Мне Поэта жаль… Он мечется, страдает, Музу ищет.
Прилаживает венок. Ну вот. Теперь готово.
Э л ь ф - 1
Чудо как прекрасно.
Э л ь ф - 2
Прозаик бы сказал, что стала ты опасна.
Н е ж н о с т ь
А это значит, что?
Э л ь ф - 1
(По-взрослому) Не знаешь разве? Красота — опасна.
Н е ж н о с т ь
Не хочу опасной быть… Меня боялись чтобы.
Э л ь ф - 1
Бояться-то тебя чего? Ты — добрая.
Н е ж н о с т ь
Не знаю… Но вы не веселы сегодня.
Э л ь ф - 1
Охоты нет к веселью.
Э л ь ф - 2
Мне грустно отчего-то…
Н е ж н о с т ь
(Задумчиво)
Поэт преобразует время в радость.
Не дам я вам грустить…
Давайте в прятки с вами поиграю.

Эльфы не двигаются с места.

Иль вы бегите — стану догонять.

Та же реакция.

Хотите я попрыгаю на ножке?

Прыгает.

Ну поиграйте же со мной немножко.

Э л ь ф - 1
Нет, лучше я пойду посплю.
Э л ь ф - 2
Поспим немного и придем опять.
Э л ь ф - 1
Тогда, быть может, нам захочется играть.

Понурясь, уходят.

Н е ж н о с т ь
Не знаю с ними что стряслось сегодня. Грустны, играть со
мною не хотят… Ну хорошо, пускай они поспят. Тогда и веселее станут.

Появляются очертания фигур Философа, Прозаика, Ученого.

Ф и л о с о ф
(Громко)
Царит здесь Нежность! Рад, целую ручки. Сейчас пришла
мне мысль, иль вспомнил, что забыл: Чем больше круг мы знаний расширяем, тем больше знаний тех, которых мы не знаем.
П р о з а и к
(Аплодируя)
Какой-то из античных мудрецов, мне помнится, об этом
феномене говорил, вернее он его давно уже открыл.
Ф и л о с о ф
Да, да… Конечно. Я хотел сказать: Мир — бесконечно не-
познаваем и знания о нем уходят в бесконечность.
Уч е н ы й
Не в этом кроется вся полнота познанья, не в перепевах мыслей и фраз другими сказанных, а в том, чтоб новое ученье в сплетенье с опытом, давало бы прозренье и пользу несомненную несло на благо общее.
Ф и л о с о ф
А круг все шире, шире. О, так непросто жить в подлунном
этом мире.
П р о з а и к
К тому ж соблазнов много.
Ф и л о с о ф
Их хоть отбавляй, но дорог мне туманной жизни край.
Н е ж н о с т ь
Край жизни? Сердце вздрогнуло мое.
П р о з а и к
Не слушай. Он гундит свое и помнит мало. Чаще забывает,
что знал и путает столетья.
Уч е н ы й
Ну сколько можно об одном твердить? Идеи — блажь
одна, безделица не боле.
П р о з а и к
Идеи истощились поневоле.
(Делает попытку смеха)
Н е ж н о с т ь
(Твердо) Идеи мира вечны и сильны.
Уч е н ы й
В них — не хватает некой новизны.
Ф и л о с о ф
(Обрадованно)
Их надо помнить, понимать и в мелочах — большое узна-
вать. В росинке видеть — мир. Большое — в малом!
В любви же — дар души, отдавшей жизнь задаром!
П р о з а и к
Любовь считаешь ты не стоит жизни?
Ф и л о с о ф
Любовь — самовнушенье,
Сладостный обман,
Взрыв чувств и…,
Разума — туман.
Уч е н ы й
Жить в сфере мыслей, Слышать гул миров
И высшей математики значенье
Признать, как стройное ученье —
Основу из основ —
Вот жизни назначенье.
П р о з а и к
Пространство, время — протяженье жизни…
Живем мы — наше время убывает.
Н е ж н о с т ь
Время убывает? Я начинаю вспоминать...
Но что о Времени мы можем знать? Оно течет? Оно неуловимо И метит каждого оно неотвратимо.
П р о з а и к
Со временем, похоже, я в ладах. Его я заключаю в прозу, Как Поэт в — стихах.
Н е ж н о с т ь
Нагрянет Время ко мне в гости, я вспоминаю и снова в прошлом пребываю, настолько явно, как сейчас…
Ф и л о с о ф
Ты со Временем — в опасных отношеньях.
Н е ж н о с т ь
В опасных отношеньях? Я к Вашему прислушиваюсь
мненью…
Уч е н ы й
Постигнешь Время — Вечность ты познаешь.
П р о з а и к
В гости мы к тебе еще придем.
Держись за Время обеими руками.
Пока, пока.

Персонажи, кроме Нежности, становятся невидимыми.

Н е ж н о с т ь
Куда же вы пропали? … Речей я много слышала и что же? В задумчивости спускается по лестнице, замечает Поэта.
П о э т
(Бормочет) Старуха — богиня памяти.
Не замечая Нежности, торопливо уходит.
Н е ж н о с т ь
Была совсем одна. Теперь вас всех так много и каждый о
своем. Нет обо мне… быть может, сон я вижу? Сон во сне?

Поднимает руки вверх, медленно кружится, но устало, без настроения.

Но что со мной? Дух мой утомлен. Не слышу я знакомых мне имен и нахожусь в какой-то пустоте: в нигде, в нигде, в нигде, в нигде…

Появляется Старуха, но теперь это совсем молодая женщина, даже скорее девушка: тонкая, легкая, подвижная.

С т а р у х а
Что-нибудь случилось?
Н е ж н о с т ь
(Удивленно)
Ты очень изменилась. Мне в первый раз ты старше пока-
залась.
С т а р у х а
Немного испугалась?
Н е ж н о с т ь
Пустяки. Тебя я очень рада видеть… Извини. Одна помочь
мне в силах ты.
С т а р у х а
Смотря о чем попросишь.
Н е ж н о с т ь
Хочу я знать, где встретила его. Со мной он часто гово-
рит… Вернее я с ним, но в памяти моей его лицо как будто стерто, светом лишь сияет. Любовь моя к нему не затихает… Прошу тебя: мне память оживи.
С т а р у х а
Ты что, меня волшебницей считаешь? Не в силах я тебя
заставить вспомнить то, что ты сама так скоро забываешь.
Н е ж н о с т ь
Но ты же можешь.
С т а р у х а
А… Поэт сказал? Так он же — фантазер!
Н е ж н о с т ь
Что мыслимо — возможно.
С т а р у х а
Надо сильно мыслить.
Н е ж н о с т ь
Поэту верю я. Он — светел, прост душой.
С т а р у х а
Вздор! Уж я то знаю: чем больше помнишь, тем страшнее
жить. Тебе-то страх зачем? Ты — Нежность. Ты — сама Любовь, готовая на жертву.
Н е ж н о с т ь
Но образ этот греет мне любовью сердце. Хочу я вспом-
нить где я встретила его.
С т а р у х а
Не все ли для тебя равно? Ведь даже если б ты не встрети-
ла — придумала бы образ, сочинила. Не жить тебе без света и любви. Ну вот, дитя, тебе я все сказала. Прощай. Мне помнить, а тебе — любить.

Исчезает.

Н е ж н о с т ь
Не смогла или не захотела? Быть может и Поэт ошибся…

Достает из-за пояса смятый листок, разглаживает, читает.

Поэт и птица.

Улыбается, подносит к губам, целует, пишет что-то.

Появляется Поэт.

П о э т
Уж день к закату клонит, А я — ни строчки!
Н е ж н о с т ь .
Привет. Я только что писала для тебя.
Протягивает листок. Возьми, потом прочтешь.

Смотрит на Поэта как бы впервые.

Мне кажется с тобою мы встречались раньше.
П о э т
Быть может, я не спорю. Спасибо, что стих мой сохранила.

Прячет листок за пазуху.

Н е ж н о с т ь
О, да! С тобою мы встречались раньше.
П о э т
Возможно, могу ли отрицать?
(Сокрушенно)
За день — ни строчки.
Тоже мне поэт!
(Страдая, чуть не плача.) Ни темы, ни идеи, ни мотива.
Н е ж н о с т ь
(Почти уверенно)
Да это ты… Твой образ без тебя ко мне являлся.
(Радостно) И лик твой светел, и глаза лучатся.
Позволь же наконец в любви к тебе признаться!
П о э т
(Как впервые видит.)
Сегодня ты особенно прекрасна. И эти незабудки в воло-
сах… Венец из роз!
Н е ж н о с т ь
Так ты узнал меня?
П о э т
Да… Может статься. Узнал, конечно. Я в тебя влюблен!

Переливчатые звуки арфы.

Поэт и Нежность зачарованно смотрят друг на друга, исполняя танец узнавания, угадывания, изумления…

Н е ж н о с т ь
О пусть же длится время бесконечно.
Ты говорил тогда мне, помнишь, что?
П о э т
Я видел лишь тебя, что говорил — не помню.
Н е ж н о с т ь
Ты ангелом тогда мне показался.
П о э т
А ты — богиней.
Н е ж н о с т ь
Но ты сказал, что смертен и не ангел.
П о э т
Моя ты Муза!
Н е ж н о с т ь
Тебе я благодарна. Твой образ для меня сиял.
П о э т
Я спал! Я спал, пока тебя не встретил!
Н е ж н о с т ь
Ты — лучше всех и будь таким всегда.
П о э т
Постой. Я слышу голос.

Взбегает на шар.

Н е ж н о с т ь
Куда ты?
П о э т
Должен я услышать!
Стоит на шаре, растерянно с болью читает, откинув руку высоко вверх.
 
Земной шар болен,
Жизнь идет к закату.
Мы получаем это, Как расплату…

Н е ж н о с т ь
Не может быть!
П о э т
(Пошатнулся, схватившись за сердце) Как расплату.
Падает вниз.

Шум крыльев, дисгармоничный звук арфы.

Невидимый хор повторяет:
Земной шар болен,
Жизнь идет к закату,
Мы получаем это
Как расплату.

Перемена света. Молния, раскаты грома. Над Поэтом склонились девы.

Д е в а - 1
Он не дышит.
Д е в а - 2
И сердце не стучит.
Д е в а - 3
Он умер.
Н е ж н о с т ь
Нет… Не может быть. Он должен жить.

Бросается к Поэту. Девы расступаются.

Ты прекрасен, милый. Светел лик твой и душа в очарова-
нии живет. Воспеть ты хочешь мир, любовь и Бога наподобие Орфея. Мечтаешь музу встретить и вдохновенья ждешь… Ты — создан для Любви, для песен, поцелуев. Как гибок стан твой, как лазурен взгляд, нежны как руки с тонкими перстами и губы, словно сочный виноград. Ты — это он и я тебя узнала.
Ты будешь жить, ты — нужен, ты — воспеваешь мир, Ты — чист душой.

Нежно целует губы.

Мелодично-напряженные переливы арфы.
И засверкали светляки-искринки, закружились, потянулись вверх, смешиваясь со звездами, увлекая за собой Нежность.

Д е в а - 1
Чудесно как!
Д е в а - 2
Очаровательно.
Д е в а - 3
Искристо!
Э л ь ф - 2
(Чуть не плача) А где она?
Э л ь ф - 2
Она играла с нами, добрая была.
П о э т
(Поднимаясь)
Я спал и чудный сон я видел: Нежность ко мне приникла,
сладко целовала и вдруг исчезла, рассыпалась на тысячи искристых светляков.
Д е в а - 2
Но это был не сон.
Д е в а - 1
И ты не спал, а к смерти был готов.
Д е в а - 3
Она тебя спасла. Сама — умчалась… но, может быть, от-
кликнется на зов.
П о э т
Не может быть! За что? Зачем? О, чувства! Я Нежность по-
любил сильней искусства и жизнь готов отдать я за Любовь!
Д е в а - 2
(Качая головой) Поэту жить и чувства воскрешать.
Д е в а - 1
Поэту петь — сердца от сна будить.
Д е в а - 3
Поэту предназначено — творить! И правду вечную о веч-
ном говорить.
Э л ь ф - 2
Она звездою стала, правда ведь?
Э л ь ф - 1
Живое не живым не может быть.
Э л ь ф - 2
Звездою — для сердец, открытых для добра.
Э л ь ф - 1
Светить ей вечно всем с утра и до утра!

Продолжительное пение арфы.

Становится видна лестница со знакомыми фигурами.
Ученый смотрит в подзорную трубу (телескоп).


Представлен отрывок.
Пьса опубликована в книге "Вокруг солнца"