Золотая жила Паскаля Груссе. От коммунара-каторжника до депутата и знаменитого писателя.
.........................
Парижский депутат Паскаль Груссе, пришедший с бурного заседания о сложной судьбе французских эмигрантов в золотоносном Трансваале, подошел к камину и протянул к огню озябшие руки. Да, не сладко приходится его соотечественникам, земледельцам в Южной Африке. Туда, на открытые в 1886 году крупные золотые залежи, хлынули со всего мира разношерстные и нахрапистые искатели самородков и удачи.
Вот он, известный читателям под псевдонимом Андре Лори, и напишет роман на эту жгучую тему. А лучше, сочинит целую сагу о деяниях в Африке французского семейства Массей и буров Мовилен, укоренении их в этом краю. Покажет создание земледельческой колонии в тех диковатых местах, в Родезии, едва тронутых цивилизацией. Он сам, по духу социалист, спроецирует там простую и счастливую жизнь крепкой семьи колонистов и их друзей.
Конечно, все завернет в красочный сюжет приключений золотоискателей в Южной Африке, чтобы книга привлекала юных читателей, ведь им предстоит основывать таковые заморские колонии.
Теперь Груссе, закончив депутатские хлопоты по улучшению жизни бедноты, приобщении их к культуре, корпит при свете лампы над рукописью романа «Жерар и Колетта», и куски его складывались в заманчивый сюжет. Он отложил рукопись, откинулся в кресле и улыбнулся. За окном 1897 год. Во Франции весьма популярны его романы приключений и фантастики. А ведь путь к ним был непростой и тернистый! И воспоминания нахлынули на него.
Как он,(рожденный в 1845 году на о. Корсика), изучал в Парижском университете Сорбонна медицину и бойко сотрудничал в радикальных газетах. Но столкновение его с принцем П. Бонапарте повлекло вызов на дуэль, причем его секундант был застрелен принцем. А сколько раз он, журналист, подвергался жестким преследованиям за остроумные памфлеты на правительство! После низвержения империи стал редактором газеты «Marseillaise».
В 1871 г. примкнул к восставшей Коммуне, был назначен министром иностранных дел. Окровавленная Коммуна пала, он скрывался. Однако был схвачен, закован в кандалы и отправлен с другими коммунарами через океан на пожизненную ссылку, гнить в Новой Каледонии. Но не тут-то было! Он бежал с несколькими заключенными через океан в Австралию и Англию, и лишь после амнистии возвратился во Францию. В Англии скрывался под именем Филипп Дариль, под которым публиковал статьи о занятной жизни сынов и дочерей «туманного Альбиона», быте и истории Великобритании, книги о спорте.
Груссе вздохнул, глядя на картину художника Эдуарда Мане, изображавшую их безумный побег на шлюпке по бушующим волнам с Новой Каледонии.
Он хорошо помнит, как затем, при старте к литературному Олимпу, ему, безымянному и скудному, помог издатель Этцель и знаменитый Жюль Верн. Этцель купил у него и передал Ж.Верну на переработку рукопись «Наследство Ланжеволя». Вестимо, Ж. Верн не пылал писать в соавторстве как А.Дюма, и неохотно согласился. «Романа… фактически не существует. В нем начисто отсутствует действие, борьба, интрига ослаблена и не может захватить читателя», - сообщал он Этцелю. После правки под пером мэтра, это произведение вышло под названием «Пятьсот миллионов бегумы». То был 1879 год, когда он после бегства с каторги Новой Каледонии перебивался жидкой похлебкой в лощеном Лондоне.
Жюль Верн и Этцель не отказывались от покровительства, когда он расправил крылья Этцель купил у него и вторую рукопись. Их сотрудничество с Ж.Верном в 1884 году дало роман «Южная звезда», с элементами фантастики. А год спустя был издан «Найденыш с погибшей «Цинтии». На обложке его блестели имена соавторов Ж.Верна и А. Лори. Конечно, это придало популярности ему, как писателю. Однако мало кто знал, что за псевдонимом Андре Лори скрывался бывший коммунар и политзаключенный Паскаль Груссе.
В какой мере Ж.Верн участвовал в создании этих произведений, оставалось долго издательской тайной, раскрытой спустя столетие, лишь в наше время. Как оказалось, «Найденыш с погибшей «Цинтии» полностью принадлежит перу А.Лори.
Именно в издаваемом Этцелем с 1881 и по 1906 год захватывающем «Журнале воспитания и развлечения» под именем А.Лори печатались две его многотомные серии повестей и романов, там же помещались произведения Ж. Верна, Эркман-Шатриана, Г.Мало. Первая серия была насыщенная «Жизнь школы во всех странах», а вот вторая - приключенческие и научно-фантастические сочинения.
В них ярко видно лицо А.Лори, который увлекает читателя путешествиями и авантюрами по белу свету, под водой и вне планеты Земля, пропагандирует науку и ее грядущие завоевания!
Литературная деятельность Паскаля Груссе, писавшего под различными псевдонимами, продолжалась около сорока лет! Если собрать все его романы, рассказы, статьи и труды, то получится огромная библиотека этак в 60 томов! Он успевал сотрудничать в 20 газетах и журналах! В сочинениях выпукло отражал важнейшие явления своей бурной эпохи, эксцентричный вкус которой можно почувствовать, углубляясь в его произведения. Он перевел так же романы М. Рида, Г.Р. Хаггарда, Л. Стивенсона. Вот такая «золотая жила» была им разработана!
Многие романы А.Лори, как «Наследник Робинзона», «Капитан Трафальгар», «Сокровища инков» и другие можно смело отнести к классике авантюрно-приключенческого жанра. Их отличает остросюжетность, увлекательность, мужество и благородство героев, преодолевающих интриги злодеев и стихийные катаклизмы. В них блещет остроумие и выдумка автора, ввергающего изумленного читателя в пучину кораблекрушений, погонь и интриг, поисков кладов, похищений и подвигов.
Среди них достойное место занимает трилогия «Жерар и Колетта», «Золотая жила Жерара», «Колетта в Родезии» об отважных искателях золота в Южной Африке.
Представьте, с каким интересом в начале новой эры читатели черпали из нее последние сведения! В них четко отражалась человеколюбивая позиция писателя. О гремевшей на весь мир позорной англо-бурской войне, крестном отце Родезии, «короле золота и алмазов» С.Родсе, ужасной торговле неграми. О добрых традициях и быте колонистов, их неимоверной выживаемости на тропической земле, жуткой и красивой экзотике Черного материка, и много чего еще.
В те времена такие романы служили неоценимым источником знаний для молодежи, дерзко отправлявшихся за манящей удачей и златом в заморские колонии Франции, Англии, Германии.
Привлекательность этой трилогии не только в замысловатых приключениях героев, но и в том, что они воспитывают в юношестве силу воли, мужество и смелость в преодолении препятствий, интерес к далеким странствиям и познанию заманчивого мира! От ловкого и веселого Жерара, благородных Анри, Колетт и Николь, доктора Ломонда и других, веет не только свежим ветром романтики, но жизнерадостностью и легким французским юмором.
А.Лори, в отличие от Ж.Верна, не баловавшего в своих романах вниманием героинь-женщин, уделяет им важное место, как Коллет и Николь, которые участвуют в опасных путешествиях, энергичны и умны. Проявляют в суровых условиях плена и походах выносливость и напористость, необычные для женщин той эпохи. При этом обладают нежным сердцем и умеют горячо любить. И если они нас взволновали, то у писателя в этом большое дарование.
Трилогия насыщена острыми историческими реалиями того бурного времени, как бичом Африки – работорговлей, в гнусном лице араба Гассана, негодяя капитана Лупуса и другого алчного сброда. Развитие борьбы добра со злом, обличение англичан-колонизаторов, приобщение негритянских племен к культуре, проходит стержнем через всю трилогию с закономерным торжеством добра.
Эта историко-приключенческая сага семейства Массей и бурской семьи Мовилен изложена простым языком рассказчика. Посему читателям становятся ближе чужедальние берега Африки, ее красочная география, ботаника и этнография, эти неведомые края.
Конечно, взыскательный критик заметит некую упрощенность - как в развязке напряженных эпизодов, нагромождение их одного на другой, явное предпочтение Франции ее сопернице Англии, сверх умного слона Голиафа, и прочее. Но зато какой восторг и простор для воображения дает автор юным читателям, всерьез принимающих законы крутого приключенческого жанра!
Андре Лори, лихо, закрутив в трилогии сюжет о бесстрашных добытчиках золота, колонистах и боевых бурах в Южной Африке, не довольствуется этим! Он пишет роман «Лазурный гигант». В нем действуют те же персонажи из трилогии. Жерар и Анри с друзьями на мощном аэроплане устремляются в рисованный полет, чтобы разыскать возлюбленную Анри, героиню англо-бурской войны Николь Мовилен, томящуюся в плену в английском лагере. Они преодолевают тысячи опасностей и добиваются желанной свободы!
В постоянно кипящем мозгу П. Груссе, как депутата и как писателя, не было путаницы. А наоборот, его социальная и просветительская депутатская деятельность пронизывала произведения, придавая им актуальность! И мы чувствуем ее в критических разговорах и монологах героев, сдабриваемых их юмором.
Современники отмечали, что А.Лори по остроте социальных вопросов не уступает Ж.Верну, а по постановке политических тем стоит на голову выше. Возможно, Лори ориентировался на гремевшие в то время социально-авантюрные, исторические романы знаменитого писателя Эжена Сю, как «Парижские тайны», «Агасфер».
Паскаль Груссе находился в кругу литераторов и сподвижников по духу П.Этцеля, Ж. Верна, Л. Мишель и других писателей и ученых, разделявших его республиканские убеждения, но более уравновешенных, чем он, обладавший «авантюрной жилкой» и вводящий этот дух в свои романы.
Он, кипучий по натуре, продолжает вести депутатскую работу в течение 16 лет, и не намерен прекращать увлекательный литературный труд! Хотя уже ушли в мир иной старшие сотоварищи П.Этцель, великий Жюль Верн, на прощании с которым прозвучали на весь мир светлые слова Андре Лори.
«Еще ни один писатель до Жюль Верна не делал из науки основы монументального произведения, посвященного изучению Земли и Вселенной, промышленного прогресса, результатов, достигнутых человеческим знанием, и предстоящих завоеваний. Благодаря исключительному разнообразию подробностей и деталей, гармонии замысла и выполнения, его романы составляют единый и целостный ансамбль, и их распространение на всех языках земного шара еще при жизни автора делает его труд еще более удивительным и плодотворным».
Мечтатель Лори с факелом романтики и фантастики, разрабатывает дальше свою писательскую «золотую жилу»! Он обращает взор к будущему! Пишет крупный научно-фантастический роман «Спиридон немой» (1906-1907 гг.). В нем перенсит читателей в неизведанную цивилизацию гигантских разумных муравьев, живущих в подземном мире. Их руководитель Спиридон, странный и загадочный, с высоким интеллектом, в водовороте приключений постигает мир людей, сравнивая его со своим обществом.
Романы А.Лори публиковались и пользовались успехом в дореволюционной России, переиздавались в наши дни.
В тоже время за бортом внимания сегодняшних книголюбов оказались романы А.Лори, широко известные во Франции. Некоторые публиковались только в журнальном варианте, и ныне являются раритетами, библиографической редкостью. Как «Повесть о планете Марс» (1895 г.), была напечатана в следующем году в России в журнале «Вокруг света», тот же «Спиридон немой», «Властелин бездны» (1905 г.), «Вершина мира. Приключения в Гималаях» (1903-1904 гг.), «Тайна вулкана» (1902-1903 гг.).
Первый роман трилогии под названием «Искатели золота» печатался в предреволюционой России в 9-и томном собрании сочинений Андре Лори, выпущенном П.П. Сойкиным и неоднократно переиздавался.
А вот о продолжениях "Золотая жила Жерара" (1900 г) и "Колетт в Родезии" (1901 г), напечатанных во Франции, российские читатели ни сном, ни духом не ведали. Сейчас эти романы переведены на русский язык издательством В.В.Мамонова, и теперь трилогия впервые в полном объеме представлена любознательному читателю!
Даже спустя столетие после ее написания, мы с интересом поглощаем этот роман, переживая, что чтение его рано или поздно придет к концу. Андре Лори был и остался, как и собрат по перу Жюль Верн, неумирающим спутником юности.
Имя Паскаля Груссе, после долгого забвения, увековечено ныне в названии улицы французского г. Гризоль, в котором он проживал с родителями. На месте дома, где он провел детство, открыта мемориальная доска с участием его потомков Клары и Жана Груссе. На ней вьется надпись «На этом месте Паскаль Груссе жил с 1846 по 1860».
К столетию со дня его смерти, в 2009 году, состоялся солидный симпозиум, напечатана научная монография о его жизни и литературном творчестве.
В последнее годы во Франции переизданы сочинения писателя «Спиридон немой», «Роман о планете Марс», названный на его родине предтечей космической оперы, и иные.
Если вы окажетесь в красавице Франции, то вас ожидает приятная встреча с Жераром, Колетт и другими героями трилогии, которая с прекрасными иллюстрациями и подзаголовком «Золотоискатели в Африке», выпущена там недавно в свет.
А издательство продолжает издание собрания сочинений Андре Лори.
Так восстанавливается память незаслуженно забытого Паскаля Груссе, замечательного писателя Андре Лори!
......................................................