Золотая жила Паскаля Груссе, каторжника и писателя

Николай Бичехвост
 Золотая  жила  Паскаля Груссе.  От коммунара-каторжника до депутата и  знаменитого писателя.

  .........................
 
       Парижский депутат  Паскаль Груссе, пришедший с бурного заседания  о сложной судьбе французских эмигрантов в золотоносном Трансваале, подошел к камину и протянул к огню озябшие руки. Да, не сладко приходится  его соотечественникам, земледельцам  в Южной Африке. Туда, на открытые в 1886 году крупные золотые залежи, хлынули со всего мира разношерстные и нахрапистые  искатели самородков и удачи.

       Вот он, известный читателям под псевдонимом Андре Лори, и напишет роман на эту жгучую тему. А  лучше, сочинит целую сагу о деяниях в Африке  французского семейства  Массей и   буров Мовилен,  укоренении их в  этом краю. Покажет создание  земледельческой колонии в тех  диковатых местах,  в Родезии, едва тронутых цивилизацией. Он сам, по духу социалист, спроецирует там простую и счастливую жизнь крепкой семьи колонистов и их друзей.
        Конечно, все завернет в красочный сюжет приключений золотоискателей в Южной Африке, чтобы книга привлекала юных читателей, ведь им предстоит  основывать таковые  заморские колонии. 
 
       Теперь Груссе, закончив депутатские хлопоты по улучшению жизни бедноты, приобщении  их к культуре,   корпит при свете лампы над  рукописью  романа «Жерар и Колетта»,  и куски его складывались в заманчивый сюжет.  Он отложил рукопись, откинулся в кресле и улыбнулся. За окном  1897 год.  Во Франции весьма популярны его романы приключений и фантастики. А ведь путь к ним был непростой и тернистый! И воспоминания  нахлынули на него.

        Как он,(рожденный в 1845 году на о. Корсика), изучал в Парижском университете Сорбонна медицину и  бойко сотрудничал в радикальных газетах.  Но столкновение его с принцем П. Бонапарте повлекло  вызов на дуэль, причем его секундант был застрелен принцем.  А сколько раз он, журналист, подвергался жестким  преследованиям за остроумные  памфлеты на  правительство! После низвержения империи стал редактором газеты «Marseillaise».

         В 1871 г. примкнул к восставшей Коммуне, был назначен министром иностранных дел.  Окровавленная  Коммуна пала, он скрывался. Однако был схвачен, закован в кандалы и  отправлен с другими коммунарами через океан на пожизненную ссылку, гнить в Новой  Каледонии. Но не тут-то было! Он бежал с  несколькими заключенными   через океан в Австралию и Англию, и лишь после амнистии возвратился во Францию.  В Англии  скрывался под именем Филипп  Дариль, под которым  публиковал  статьи о занятной жизни сынов и дочерей «туманного Альбиона», быте и истории Великобритании, книги о спорте.      
         Груссе  вздохнул, глядя на  картину художника Эдуарда Мане, изображавшую их  безумный  побег на шлюпке по  бушующим  волнам  с Новой Каледонии. 
   
         Он хорошо помнит, как затем, при  старте к литературному Олимпу, ему, безымянному и скудному, помог  издатель Этцель и знаменитый Жюль Верн. Этцель купил у него и передал Ж.Верну на переработку  рукопись  «Наследство Ланжеволя».  Вестимо, Ж. Верн  не пылал   писать  в соавторстве  как А.Дюма, и неохотно согласился.  «Романа… фактически не существует. В нем начисто отсутствует действие, борьба, интрига ослаблена и не может захватить читателя», - сообщал он Этцелю.  После  правки под пером мэтра, это  произведение вышло под названием   «Пятьсот миллионов бегумы».  То был 1879 год, когда он после бегства с каторги Новой Каледонии  перебивался  жидкой похлебкой  в  лощеном Лондоне.

           Жюль Верн и Этцель не отказывались от  покровительства, когда он расправил крылья Этцель  купил у него и вторую рукопись. Их сотрудничество с Ж.Верном в 1884 году дало роман «Южная звезда», с элементами фантастики. А год спустя  был издан  «Найденыш с погибшей «Цинтии». На обложке  его блестели имена  соавторов Ж.Верна и А. Лори. Конечно, это придало популярности ему, как  писателю. Однако мало кто знал, что за  псевдонимом Андре Лори скрывался бывший коммунар и политзаключенный Паскаль Груссе.

          В какой мере Ж.Верн участвовал в  создании этих произведений,  оставалось  долго   издательской тайной, раскрытой спустя столетие, лишь в наше время. Как оказалось, «Найденыш с погибшей «Цинтии» полностью принадлежит перу А.Лори.
 
        Именно в издаваемом Этцелем с 1881 и по 1906 год захватывающем «Журнале воспитания и развлечения» под именем А.Лори печатались две его многотомные серии повестей и романов, там же помещались произведения  Ж. Верна, Эркман-Шатриана, Г.Мало. Первая серия  была насыщенная «Жизнь школы во всех странах», а вот вторая  - приключенческие и научно-фантастические  сочинения.
         В них ярко видно лицо А.Лори, который увлекает  читателя путешествиями  и авантюрами по белу свету, под водой и вне планеты Земля, пропагандирует науку и ее грядущие завоевания!

          Литературная деятельность Паскаля Груссе, писавшего под различными псевдонимами, продолжалась  около сорока лет! Если собрать все  его  романы, рассказы, статьи и труды, то  получится огромная библиотека  этак в   60 томов! Он  успевал  сотрудничать  в   20 газетах и журналах!  В  сочинениях   выпукло отражал важнейшие  явления своей бурной эпохи,  эксцентричный вкус которой  можно почувствовать, углубляясь в его произведения. Он перевел  так же романы М. Рида, Г.Р. Хаггарда, Л. Стивенсона. Вот такая «золотая жила» была  им разработана!

          Многие романы А.Лори, как «Наследник Робинзона», «Капитан Трафальгар», «Сокровища инков» и другие можно смело отнести к классике авантюрно-приключенческого жанра. Их отличает   остросюжетность, увлекательность, мужество и благородство героев, преодолевающих интриги злодеев и стихийные катаклизмы.  В них блещет остроумие  и выдумка автора, ввергающего  изумленного читателя в пучину кораблекрушений, погонь и интриг, поисков кладов, похищений и подвигов.

        Среди  них  достойное место занимает  трилогия «Жерар и Колетта», «Золотая жила Жерара», «Колетта в Родезии» об отважных искателях золота  в Южной Африке.
      Представьте, с каким интересом в начале  новой эры  читатели  черпали из  нее последние  сведения! В них четко  отражалась человеколюбивая позиция писателя. О гремевшей на весь мир позорной  англо-бурской войне,    крестном отце Родезии, «короле золота и алмазов»  С.Родсе, ужасной торговле неграми. О  добрых  традициях и быте колонистов, их неимоверной выживаемости на  тропической земле,    жуткой  и красивой экзотике Черного материка, и много чего еще.
       В те  времена такие  романы служили неоценимым источником  знаний для молодежи, дерзко отправлявшихся  за манящей удачей и златом в заморские колонии  Франции, Англии, Германии.

       Привлекательность этой трилогии  не только в  замысловатых приключениях героев, но и в том, что они  воспитывают в юношестве силу воли, мужество и смелость  в преодолении препятствий, интерес к далеким странствиям и познанию заманчивого мира! От ловкого и веселого Жерара,  благородных Анри, Колетт и Николь, доктора Ломонда  и других, веет не только свежим ветром романтики, но жизнерадостностью и легким французским юмором.
 
         А.Лори, в отличие от Ж.Верна, не баловавшего в своих романах вниманием  героинь-женщин,  уделяет им важное место, как Коллет и Николь, которые   участвуют в  опасных путешествиях,  энергичны и умны.  Проявляют  в суровых условиях плена и походах выносливость и напористость, необычные для  женщин той эпохи. При этом  обладают нежным сердцем и умеют горячо  любить. И если они нас  взволновали, то  у писателя  в этом большое  дарование.
 
        Трилогия насыщена острыми историческими реалиями того бурного времени, как бичом Африки – работорговлей, в гнусном лице араба Гассана, негодяя капитана Лупуса и другого  алчного сброда.  Развитие борьбы добра со злом, обличение англичан-колонизаторов, приобщение негритянских племен к культуре,  проходит стержнем через всю трилогию с закономерным торжеством добра.

         Эта историко-приключенческая сага семейства Массей и бурской семьи Мовилен изложена простым языком рассказчика. Посему читателям становятся ближе чужедальние  берега Африки, ее   красочная география, ботаника и этнография,  эти неведомые  края.

         Конечно, взыскательный  критик заметит некую упрощенность - как в развязке напряженных эпизодов,  нагромождение их одного на другой,  явное предпочтение Франции ее сопернице Англии,  сверх умного слона Голиафа,  и прочее. Но зато какой восторг и простор для воображения  дает  автор юным читателям, всерьез принимающих законы  крутого приключенческого жанра!

         Андре Лори, лихо, закрутив в трилогии сюжет о бесстрашных  добытчиках золота, колонистах и  боевых бурах  в Южной Африке, не довольствуется этим! Он пишет   роман «Лазурный гигант». В нем  действуют  те же персонажи из  трилогии. Жерар и Анри с друзьями на  мощном аэроплане устремляются в рисованный полет, чтобы разыскать возлюбленную Анри, героиню англо-бурской войны Николь Мовилен,  томящуюся в   плену в английском лагере. Они преодолевают тысячи опасностей и добиваются желанной свободы!

         В постоянно кипящем мозгу П. Груссе, как депутата   и  как писателя, не было путаницы. А наоборот, его социальная и  просветительская депутатская деятельность пронизывала произведения, придавая им  актуальность!  И мы чувствуем ее в критических   разговорах и монологах героев,   сдабриваемых    их юмором. 
 
        Современники отмечали, что А.Лори  по остроте социальных вопросов  не уступает  Ж.Верну, а по постановке политических тем стоит на голову выше. Возможно,  Лори ориентировался на гремевшие в то время социально-авантюрные, исторические романы знаменитого писателя Эжена Сю,  как «Парижские тайны», «Агасфер».

        Паскаль Груссе находился в кругу литераторов и сподвижников по духу  П.Этцеля,  Ж. Верна, Л. Мишель и других  писателей и ученых,   разделявших его  республиканские убеждения, но более уравновешенных, чем он, обладавший «авантюрной жилкой» и  вводящий этот дух в свои романы. 

        Он, кипучий  по натуре, продолжает вести депутатскую работу в течение 16 лет, и  не намерен прекращать   увлекательный литературный труд! Хотя  уже  ушли в мир иной  старшие сотоварищи  П.Этцель,  великий Жюль Верн, на прощании с которым прозвучали  на весь   мир светлые слова Андре Лори.
      «Еще ни один писатель до Жюль Верна не делал из науки основы монументального произведения, посвященного изучению Земли и Вселенной, промышленного прогресса, результатов, достигнутых человеческим знанием, и предстоящих завоеваний. Благодаря исключительному разнообразию подробностей и деталей, гармонии замысла и выполнения, его романы составляют единый и целостный ансамбль, и их распространение на всех языках земного шара еще при жизни автора делает его труд еще более удивительным и плодотворным».

         Мечтатель Лори с факелом романтики и фантастики,  разрабатывает дальше свою писательскую «золотую жилу»! Он обращает  взор к будущему! Пишет крупный научно-фантастический роман «Спиридон немой» (1906-1907 гг.). В нем  перенсит читателей в неизведанную цивилизацию гигантских разумных муравьев, живущих в подземном мире. Их руководитель Спиридон, странный и загадочный,   с высоким интеллектом, в водовороте приключений     постигает мир людей, сравнивая его со своим   обществом.

         Романы А.Лори   публиковались и пользовались    успехом   в дореволюционной России, переиздавались в наши дни.
           В тоже время за бортом внимания сегодняшних книголюбов оказались романы  А.Лори, широко известные во Франции.  Некоторые публиковались только в журнальном варианте, и  ныне являются раритетами, библиографической редкостью.  Как  «Повесть о планете Марс» (1895 г.), была напечатана в  следующем году в России в журнале «Вокруг света», тот же  «Спиридон немой», «Властелин бездны» (1905 г.),  «Вершина мира. Приключения в Гималаях» (1903-1904 гг.), «Тайна вулкана» (1902-1903 гг.).

      Первый роман  трилогии под названием «Искатели золота»  печатался в предреволюционой России в 9-и томном собрании сочинений Андре Лори, выпущенном П.П. Сойкиным  и неоднократно переиздавался.

           А вот о продолжениях "Золотая жила Жерара" (1900 г) и "Колетт в Родезии" (1901 г), напечатанных во Франции, российские  читатели ни сном, ни духом не ведали. Сейчас эти романы  переведены  на русский язык  издательством В.В.Мамонова, и  теперь трилогия  впервые в полном объеме представлена любознательному читателю!
      
          Даже спустя столетие после ее  написания, мы с  интересом  поглощаем этот роман, переживая, что чтение его рано или поздно придет к концу. Андре Лори был и остался, как  и собрат по перу Жюль Верн,  неумирающим спутником юности.
       
       Имя Паскаля Груссе, после долгого забвения, увековечено ныне в названии улицы французского г. Гризоль, в котором он проживал с родителями.  На месте дома, где он провел  детство, открыта мемориальная доска с участием  его потомков  Клары и Жана Груссе. На ней вьется надпись «На этом месте Паскаль Груссе жил с 1846 по 1860».
      К  столетию со дня   его смерти, в 2009 году, состоялся солидный симпозиум,  напечатана научная монография о  его жизни и литературном творчестве. 
    В последнее годы во Франции переизданы  сочинения писателя «Спиридон немой», «Роман о планете Марс», названный на его родине предтечей космической оперы, и иные.

          Если вы  окажетесь  в красавице Франции, то вас ожидает приятная встреча с Жераром, Колетт и другими героями  трилогии,  которая с прекрасными иллюстрациями  и  подзаголовком «Золотоискатели в Африке», выпущена там недавно в свет.

          А  издательство продолжает издание собрания сочинений Андре Лори.
          Так восстанавливается  память незаслуженно забытого Паскаля Груссе, замечательного писателя Андре Лори!

......................................................