В торфе наше спасенье

Эгрант
                1951 год. 5 лет, как закончилась война и целых 2 года до смерти Сталина.
 
Полумрак пасмурного ленинградского утра. Моросящий, холодный осенний дождь. Особенно пронзительный гудок фабрики «Скороход», отзвучав нужное время, смолкает.
Редкие в этот час прохожие могли в тусклом свете уличных фонарей увидеть худенькую фигурку женщины, подбегающую к проходной фабрики. Она была боса. На ней лишь намокшая от дождя и прилипшая к телу ночная рубашка...

Отделение милиции. Комната с решётками на окнах. На стуле, посредине комнаты, сидит женщина. Она всё в той же ночной рубашке на голое тело, но теперь на её плечи накинута драная фланелевая кофта, на ногах стоптанные башмаки разного размера. Эти вещи она нашла в куче тряпья в камере, куда её первоначально поместили. От страха там ей совсем не хотелось есть, то необходимость в туалете стала невыносимой. На просьбу женщины, молодой розовощёкий милиционер, вывел её во внутренний дворик, на дождь, и сказал чтобы та садилась прямо здесь, мол дождь всё смоет. Ей пришлось под насмешки охранника присесть тут же, при нём... Это было ужасно мерзко.

Напротив неё, за столом, сидит капитан милиции. Он задаёт женщине вопросы, при этом похотливо разглядывая её:
- Имя? Фамилия? Муж? Дети?

Женщину бьёт озноб и она трясущимися губами шептала:
- Тамара Николаевна Иванова. Муж вернулся с войны весь израненный, он умер год назад.
- Громче, сука! Я тут не обязан портить свой слух!
- Отпустите меня, пожалуйста. Я же всего на одну минуточку опоздала. Я сегодня не спала ночь. У дочки болело ушко и я всю ночь носила её на руках, успокаивая. Заснула только под утро и не услышала первого гудка. Я бежала. Там дочка одна. Она напугается. Я же всего на одну минуточку не успела.
- Врёшь! Вахтёр написал, что ты опоздала на целых 15 минут. А это уже статья. А о твоей дочке позаботится государство. Тебя будет судить народный суд. А пока ты посидишь в камере. Мне должны ещё четырёх баб поймать. Разнарядка пришла на торфоразработки на пятерых. Как сказал наш дорогой вождь, товарищ Сталин, на 17 съезде ВКП(б)- «Товарищи, никоем образом нельзя пренебрегать этим видом топлива» – и капитан громко расхохотался.

P.S.
1963 год. Я в гостях у моих соседей по коммунальной квартире, Тамары Николаевны и её дочери Наташи, моей ровесницы.

Я начинающий корреспондент и принёс им на суд черновик моего очерка, написанный по воспоминаниям Тамары Николаевны об одном страшном эпизоде из её жизни.

Первой, когда я закончил чтение, заговорила Наташа:
- А в детском доме меня очень обижали и били.
Тамара Николаевна, глубоко вздохнув, произнесла:
- Правильно ты, Серёжа, всё написал.
Больше года я проработала на торфоразработках под Ленинградом. Страшен был не холод, прошибающий до самых костей, а неизвестность того, что происходит с твоим ребёнком.

Существуют люди, оправдывающие преступления вождей. Но так хочется им сказать - а не попробовать бы вам поставить себя на место тех, по чьим судьбам проехался, словно асфальтовым катком, ваш кумир? И тогда ваш основной довод, что лес рубят, щепки летят, разобьётся о мысль, что этой щепкой могли бы быть вы, ваши родители или ваш любимый ребёнок.

---------------
В 2023 году, в Волгограде, благодарные потомки установили бюст товарищу Сталину...