МИДИ звуки

   Когда я заговорил о том, что звуки музыки, основанной на МИДИ протоколе меня не очень устраивают, то мне указали на мою полную некомпетентность - дескать, качество музыки, создаваемой устройством, зависит только от того, какой звук заложен в устройство, зависит от тех алгоритмов, по которым этот звук создаётся, а вовсе не связано с особенностями МИДИ протокола.
   Однако знаете, а у меня всё же есть сомнения в правильности только что высказанного тезиса - шерсть у собаки вряд ли будет лосниться, если её кормить колбасой плохого качества. А вот понос легко может быть обеспечен.
   И в самом деле, протокол МИДИ, по моему мнению, недостаточно информативен. Как же, как же - возразите Вы, в МИДИ последовательностях предусмотрены тонкости - может отслеживаться, например, сила удара по клавише, сила давления на клавишу и положение отдельного рычажка, создающего вибрато.
   Спорить не буду. В том-то и дело, что "может". А может и не быть. И тогда, понадеявшись на возможности МИДИ, можно сильно пролететь в нюансировке своей мелодии.
 
   Итак, положение на настоящее время такого - или Вы покупаете синтезатор, устанавливаете навороченный редактор (он же - проигрыватель музыки), изучаете эти вещи, становитесь профессионалом в деле звукозаписи и носитесь со своим проигрывателем, как чёрт с писанной торбой, или...
   Или уповаете на встроенный проигрыватель компьютера или на средства озвучивания онлайн, имеющиеся в интернете. Кстати, очень даже неплохие средства имеются по этому адресу - http://www.online-convert.com/ru/
   Со звуком рояля, правда там беда, зато скрипичные и альтовые звуки удовлетворительные, звуки аккордеона - тоже, и даже фонема женского голоса "а" очень нежно звучит. А вот на системном проигрывателе Майкрософт на Виндос-7 эти звуки нехороши. И фонема "а" звучит вульгарно.

   Так что разница есть. И нет никакого желания лезть в дебри с установкой собственного звука к неустановленному пока собственному навороченному проигрывателю. Поэтому я настаиваю на своей формулировке о наличии у МИДИ свойственного ему звука - хорошего, плохого или приемлемого.

   О том, каким этот звук может быть, мы с вами сейчас поговорим. Особый разнобой в этом деле исключён - худо-бедно все стараются придерживаться общего стандарта (см. Приложение к статье).


   ИНСТРУМЕНТЫ СТАНДАРТА МИДИ

  Номер инструмента задаётся последовательностью байт -

  Ck nn , где k - номер канала ( от 0-первого и до F-шестнадцатого)
              nn - номер инструмента ( от 0-рояль и до 7F - номер 127 в десятичном исчислении)
  Для экспериментов по прослушиванию МИДИ звуков я взял программу-конвертор от партитур Трио в МИДИ файл. Вот здесь об этой программе есть немного -
     http://www.proza.ru/2017/10/13/1274
  А для задания звучащих нот использовал партитуру со следующей записью

 1 ================= TFP.TXT 
L= 16000   H=6   R=64 - это указание на номер инструмента
F= 392     T1= 15680  T2= 320 здесь приводятся частоты
F= 440     T1= 15680  T2= 320 и длительности нот
F= 493.88 T1= 15680  T2= 320
F= 523.26 T1= 31360  T2= 640
F= 587.32 T1= 15680  T2= 320
F= 523.26 T1= 15680  T2= 320
F= 587.32 T1= 15680  T2= 320
F= 659.26 T1= 31360  T2= 640
 L= 16000  R=65 - это указание на номер следующего инструмента
 F= 392     T1= 15680  T2= 320
F= 440     T1= 15680  T2= 320
F= 493.88 T1= 15680  T2= 320 
...
и так далее, в одном сценарии представлены 8 инструментов.
  Затем следует пауза, а за ней следуют звуки другой группы инструментов, в той очерёдности, в которой они показаны в Приложении.

  Файлы МИДИ_звуки_0-63 и МИДИ_звуки_64-127 можно прослушать по этому адресу - http://yadi.sk/d/sOOvn-G83NxKs8
там же находится файл МИДИ_ударные_10-й канал ,передающий звуки ударных. Все эти три файла были записаны онлайн по МИДИ, которые тоже находятся по этому же адресу.
  Вы можете скачать файлы с расширением .mid и прослушать их на своём компьютере, чтобы оценить качество того проигрывателя, который в него встроен. Прежде чем делать собственное озвучивание, неплохо бы разведать путь, по которому Вы будете идти.

  А результаты могут получиться неплохие. Прослушайте Арию И.С.Баха - в ней были последовательно использованы инструменты: 52 (фонема "а"), 41 (альт), снова 52, и 40 (скрипка). Эта запись была сделана конверсией из МИДИ онлайн, а сам файл МИДИ сделан из партитур с помощью Конвертора от Трио. В свою очередь, партитуры были сделаны с помощью программы Пианола.
  Путь последовательный и простой, а главное, не требующий профессиональных знаний по части звукозаписи.
______
ПРИЛОЖЕНИЕ. << СТАНДАРТ ЗВУКОВ МИДИ >>

Мелодическим и ударным тембрам присвоены постоянные номера. Мелодические тембры распределены по 16 группам с 8 тембрами в каждой и выбираются сообщением Program Change в каналах 1-9 и 11-16:

    Piano                Chrom Percussion

  0 Acoustic Grand Piano          8 Celesta
  1 Bright Acoustic Piano         9 Glockenspiel
  2 Electric Grand Piano         10 Music Box
  3 Honky-tonk Piano             11 Vibraphone
  4 Electric Piano 1             12 Marimba
  5 Electric Piano 2             13 Xylophone
  6 Harpsichord                14 Tubular Bells
  7 Clavinet                15 Dulcimer

    Organ                Guitar

 16 Drawbar Organ                24 Acoustic Guitar (nylon)
 17 Percussive Organ             25 Acoustic Guitar (steel)
 18 Rock Organ                26 Electric Guitar (jazz)
 19 Church Organ                27 Electric Guitar (clean)
 20 Reed Organ                28 Electric Guitar (muted)
 21 Accordion                29 Overdriven Guitar
 22 Harmonica                30 Distortion Guitar
 23 Tango Accordion              31 Guitar Harmonics

    Bass                Strings

 32 Acoustic Bass                40 Violin
 33 Electric Bass (finger)       41 Viola
 34 Electric Bass (pick)         42 Cello
 35 Fretless Bass                43 Contrabass
 36 Slap Bass 1                44 Tremolo Strings
 37 Slap Bass 2                45 Pizzicato Strings
 38 Synth Bass 1                46 Orchestral Harp
 39 Synth Bass 2                47 Timpani

   Ensemble                Brass

 48 String Ensemble 1            56 Trumpet
 49 String Ensemble 2            57 Trombone
 50 Synth Strings 1              58 Tuba
 51 Synth Strings 2              59 Muted Trumpet
 52 Choir Aahs                60 French Horn
 53 Voice Oohs                61 Brass Section
 54 Synth Voice                62 Synth Brass 1
 55 Orchestra Hit                63 Synth Brass 2

    Reed                Pipe

 64 Soprano Sax                72 Piccolo
 65 Alto Sax                73 Flute
 66 Tenor Sax                74 Recorder
 67 Baritone Sax                75 Pan Flute
 68 Oboe                76 Bottle Blow
 69 English Horn                77 Shakuhachi
 70 Bassoon                78 Whistle
 71 Clarinet                79 Ocarina

    Synth Lead                Synth Pad

 80 Lead 1 (square)              88 Pad 1 (new age)
 81 Lead 2 (sawtooth)            89 Pad 2 (warm)
 82 Lead 3 (calliope)            90 Pad 3 (polysynth)
 83 Lead 4 (chiff)               91 Pad 4 (choir)
 84 Lead 5 (charang)             92 Pad 5 (bowed)
 85 Lead 6 (voice)               93 Pad 6 (metallic)
 86 Lead 7 (fifths)              94 Pad 7 (halo)
 87 Lead 8 (bass + lead)         95 Pad 8 (sweep)

    Synth Effects                Ethnic

 96 FX 1 (rain)                104 Sitar
 97 FX 2 (soundtrack)           105 Banjo
 98 FX 3 (crystal)              106 Shamisen
 99 FX 4 (atmosphere)           107 Koto
100 FX 5 (brightness)           108 Kalimba
101 FX 6 (goblins)              109 Bagpipe
102 FX 7 (echoes)               110 Fiddle
103 FX 8 (sci-fi)               111 Shanai

    Percussive                Sound Effects

112 Tinkle Bell                120 Guitar Fret Noise
113 Agogo                121 Breath Noise
114 Steel Drums                122 Seashore
115 Woodblock                123 Bird Tweet
116 Taiko Drum                124 Telephone Ring
117 Melodic Tom                125 Helicopter
118 Synth Drum                126 Applause
119 Reverse Cymbal              127 Gunshot


Ударные тембры выбираются номером ноты в канале 10
( последовательность байт 99 nn gg
 где nn - номер ноты,  gg - громкость)
  Ноты идут в хроматической последовательности,
начиная с Ре# контр октавы и кончая Ре# третьей октавы
  Между октавами в записи сделаны паузы.

  Си контр. октавы                Си малой октавы
35 Acoustic Bass Drum            59 Ride Cymbal 2
36 Bass Drum 1                60 High Bongo       1-я октава
37 Side Kick                61 Low Bongo
38 Acoustic Snare                62 Mute High Conga
39 Hand Clap                63 Open High Conga
40 Electric Snare                64 Low Conga
41 Low Floor Tom                65 High Timbale
42 Closed High-Hat               66 Low Timbale
43 High Floor Tom                67 High Agogo
44 Pedal High Hat                68 Low Agogo
45 Low Tom                69 Cabasa
46 Open High Hat                70 Maracas
47 Low-Mid Tom  -Си              71 Short Whistle -Си
48 High-Mid Tom    мал.окт.      72 Long Whistle  2-я октава
49 Crash Cymbal 1                73 Short Guiro
50 High Tom                74 Long Guiro
51 Ride Cymbal 1                75 Claves
52 Chinese Cymbal                76 High Wood Block
53 Ride Bell                77 Low Wood Block
54 Tambourine                78 Mute Cuica
55 Splash Cymbal                79 Open Cuica
56 Cowbell                80 Mute Triangle
57 Crash Cymbal 2                81 Open Triangle
58 Vibraslap                Ля 2-й октавы


Рецензии