Рассказы моей мамы. Новогодняя ёлка моего детства

Маргарита Морозова 3
Новогодняя ёлка моего далёкого-далёкого детства.

Мне почти 80 лет. В возрасте 8-9 лет я жила в частном доме в г. Камышине на берегу красавицы-Волги. Домашние дела были моей обязанностью: мама болела, лежала, не вставая, глухонемая сестра – инвалид детства - была мне не помощницей.   Свободного времени было в обрез.

Главным украшением в нашей большой комнате – ЗА`ЛЕ – был большой цветок в деревянной кадушке. Назывался Розой, цвёл редко, но был зелёный, пушистый, с большими мягкими листьями. Что это был за цветок, я до сих пор не знаю…
Она-то, эта Роза, каждый Новый Год превращалась в Новогоднюю Ёлку.

Я заранее собирала материал для «ёлочных» игрушек. В городе было два завода: стекольный и консервный. Они стояли по соседству друг с другом и были украшением северной окраины города. Один готовил тару, а другой – овощной наполнитель для неё.
Вкуснее, чем Камышинская кабачковая икра, больше никогда и ничего в своей жизни я не ела.

Именно с этих заводов, каким-то образом, попадали в наши детские руки красивые этикетки для банок. Новые, блестящие, яркие картинки: огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, вишни, яблоки…
Мы их складывали, берегли, обменивались ими.

Я разрезала этикетку вдоль на узкие полоски, склеивала у полоски концы, получалось колечко. В колечко продевала следующую полоску, и так много-много раз. Получалась длинная и яркая цепочка. И она была самым основным украшением на «Ёлке». Ещё делала так: этикетку складывала пополам. Со стороны сгиба разрезала так же на узкие полоски, не доходя до конца. Разворачивала, склеивала неразрезанную полоску, и получался фонарик: яркий, ажурный… На ниточку, и на деревце – свети!
Если находила тонкий белый бумажный листок, вырезала ажурную снежинку.
Разглаживала фантик от карамельки: во внутрь - ватку, заворачивала её, как конфетку, и вешала за ниточку на ёлку. Уже много позже я стала вешать настоящие конфетки, которые берегла, копила, не ела до заветного волшебного праздника.
Про Деда Мороза и Снегурочку не помню – были ли они? Скорее всего, нет, но и от этого всего в моём детском сердечке было ярко и празднично.

Кадушку я оборачивала белой тканью, укладывала к стволу вату, и кусочки ваты разбрасывала по веткам… Получалась уже не Роза, а настоящее Новогоднее дерево…

Настоящую ёлку я увидела впервые у родственников. Конечно, это была не ёлка, а сосна – ёлки в нашем степном климате не росли… Родственники нарядили её для своей маленькой дочки, а сами ушли праздновать. Нас с сестрой пригласили, чтобы ей  было не одиноко в Новогоднюю Ночь. На ёлке были настоящие конфеты, стеклянные игрушки, а под ней – настоящие Дед Мороз и Снегурочка…

Ах, что это была за Ночь! Мы до утра не спали, разглядывали блестящие разноцветные игрушки, по очереди загадывали загадки про них... А они таинственно мерцали в полумраке… Для меня это было настоящее чудо! Так, под их волшебное сияние и тонкий перезвон я незаметно и уснула…

И снилось мне волшебство – мама встала с постели и идёт ко мне… прижимает мою голову к своему животу и гладит, гладит мои волосы… А рядом стоят бабушка и дедушка, и улыбаются тому, что их дочь здорова… А рядом – сестра, которая хлопает в ладоши, смеётся и говорит, говорит, и всё так понятно!.. И мне во сне так радостно, так светло!..

Ах, это был действительно настоящий Новый Год!
… Мой новогодний сон не сбылся, но навсегда остался в памяти…

С уважением, Шумейко Галина Михайловна. Записала Морозова Маргарита
21.10.17

Опубликован в №49 12.17. газеты "моя Семья" под названием "И вот я впервые увидела ёлку"