Кража, как способ производства

Эдуард Островский
   Точно не помню какой это был год, мне не более 15 -ти было, - значит 1974- й. И  кажется тоже осень была, и мы, прогуливаясь по "Огнеупору" - территории, которую занимали несколько бараков, разговаривали с Игорем. Игорю уже 17, его семья - мама и сестра - бойкая красавица 15-ти лет, проживала в одном из деревянных бараков "без удобств". Мы, с мамой братом и отчимом - проживали неподалёку  "в каменном" и с удобствами.
   Говорили "о политике", и Игорь поведал что его предки из дворян:" И конечно, если бы не революция, наша семья  жила бы  в других условиях. А когда были отдельные участки,  то там кто работал - жили нормально. А кто ленился - были бедняки. И вот это  они и пошли в колхозы, и отобрали землю у работящих крестьян". Он даже как то живописно это рассказывал, видимо со слов своих родственников, про то, как одна баба, задрав юбку, на грядке лежала и ничего не желала делать, а как колхозы объявили - она стала первой активисткой. Я, как воспитанный в духе "коммунистических идеалов", подросток, помалкивал, уважая откровенность старшего по возрасту товарища товарища. Игорь и вправду был внешне - ни дать ни взять  - Печорин, и ему бы подошли офицерские эполеты...Впрочем, тогда у нас на Огнеупоре, среди них - парней 17 - 18 лет, сформировалась группа, которая несмотря на малочисленность нашего поселения - из 5-6 бараков, считалась и РТИнскими и Шиновскими пацанами  (речь про Свердловск)  самостоятельной "боевой единицей" участвующей в периодических подростковых "махаловках". И недавно я встретил у себя на ЖБИ одного из тех "старшаков", кто вспоминая  то время и друзей, рассказал про эпизод, когда кто то из пьяных мужиков замахнулся на одного из парней топором, рядом были двое его друзей:"И три кулака взлетели вверх под топор".Мы младшие, были тоже "не промах", всё же махачи микрорайонов"стенка на стенку"уже в те годы прекратились и наша удаль, которой у меня и не было никакой - была не востребована.
   К тому я, что "партия и правительство" и  школа, и фронтовики "отцы - деды", и кинофильмы с книгами,  нас воспитывали в духе культивирования мужской смелости и взаимовыручки и пренебрежения собственными интересами ради друзей. Это считалось важным и главным тогда в наших подростковых коллективах. А от Игоря я впервые услышал вживую, а не от учителей,  о том что были какие то другие основания жизни.  Одно дело про белогвардейцев узнать из фильма "Чапаев", совершенно другое услышать белогвардейскую правду от своего сверстника во дворе "глубокого  развитого  социализма".
    Ну, рассказал и рассказал, никакого сочувствия этот рассказ у меня не вызвал, поскольку именно за бедняками, несомненно для меня тогда была правда, поскольку я  знал что  богатые угнетали бедных, а в моей родословной, хоть и были какие то колбасники и торговцы по бабушкиным линиям, это как то не афишировалось, а вот пролетарское происхождение дедов подчёркивалось в семье всегда.
    Сегодня, когда вопрос "права на собственность" прошлых поколений - пожалуй самый злободневный, пусть этот вопрос и не так прямо формулируется. Обычно говорится о "исторической ошибке большевиков", - это президент как то прямо сказал, правда сейчас он на этом вовсе не настаивает, и вообще становится всё "ближе к коммунизму". Прямо говорят о "краже собственности большевиками" русские националисты, "разоблачая их ложь" для "ограбления России". И естественно, поскольку Россию  населяют бывшие советские граждане и их дети, никакой поддержки такие "наскоки на СССР большевиков" среди населения не имеют, напротив, это вызывает сопротивление, пусть и своеобразно оно демонстрируется - отказом в поддержке начинаний власти в переименовании "революционных названий" станций метро, передаче городских объектов РПЦ. Единственное что удалось власти - демонизировать большевиков отождествляя их со Сталиным, который сегодня населением поддерживается в основном, поскольку населению именно Сталин сегодня желателен для защиты их "народной" собственности .А поскольку Сталин чудовище несомненное, то легко выставить и население сталинистское и их требования в наведении порядка - чудовищными. А власти  - наши , тогда выглядят прогрессивными и либеральными защитниками прав "новых собственников". Власти даже переименовали милицию в полицию, чтобы понятно было что защищают они новую Россию, а ни какую не Рабоче - Крестьянскую.
     Историки,  философы и литераторы с кинематографистами дают свои ответы на этот  основной вопрос русской современности: что же случилось тогда, в Октябре 1917 и как оценивать советскую историю, а главное, историческое право граждан России на собственность, основу которой составляет именно собственность советская? И понятно, что юридически, на государственную собственность все имеют равное право, но тут важен вопрос, который как будто не существует сегодня в отношении государства и общества, тогда как раньше это было основой коммунистической пропаганды: ради кого эта государственная собственность существует? В СССР это существовало для удовлетворения потребностей народа вплоть до полного их удовлетворения в процессе "строительства коммунизма". Сегодня этот вопрос - "зачем"-он не обсуждается и не описывается, поскольку официальной идеологии не существует, а конституция говорит только о том, что государство у нас - "Социальное". Что значит социальное - в принципе, это тот же коммунизм, только без указания сроков и обязательств конкретных: каким образом эта социальность ( всеобщее благоденствие) будет достигаться. А если удастся убедить народ в том, что прошлая государственная коммунистическая собственность была достижением в результате ошибочных и преступных действий большевиков, то само собой, людям предлагается забыть про те "завоевания социализма", которыми они пользовались, а вот в новой России при "честном новом развитии" общества, в отличии от "преступного большевистского" - им придётся всё зарабатывать снова, как будто они и права никакого не имеют на то, что было раньше и достигнуто поколениями советских людей, и за защиту которого были  отданы десятки миллионов жизней и, кроме этого, совершенно неправильное у нынешних бывших совков мировоззрение, которое они получили в советской школе и в трудовых коллективах. Никакой коллектив сегодня не обязан про них заботиться, а государство обязано конечно защищать их конституционные права, но эта история новая и ни к какой прошлой собственности отношения не имеет.
    Получается очевидные взаимные противоречия в современном обществе между теми, кто вписался в эту новую историю , и кто обоснованно вполне приводит доказательства очевидных преимуществ жизни в новой России: сейчас нет запрета на занятия любыми формами законной деятельности, а закон не только позволяет, но и поощряет занятие предпринимательством, что и составляет основу благосостояния любого современного общества; и кто в эту историю не вписался и ему не нравится "жесткость" современной жизни, когда он сам должен найти источники существования на рынке, а если он это не сделает, то просто погибнет.И понятно, что если исторически и эмоционально и этически, претензии "совков " понятны и кажутся более справедливыми. Более эффектитвными для экономики и, в конечном итоге для всего общества, являются установки "новых россиян". И пусть кто то не впишется и будет глубоко несчастен, как говорится - такова жизнь и она не может быть доброй для всех. И никакой "доброты" в мире и не существует, а существует только возможность зарабатывать деньги и если общество будет в состоянии экономически - оно и сможет в большей степени помогать таким не вписавшимся. А сколько нам в России ждвть такой развитой социальности - неизвестно. Запад к этому шел 300 лет...в Общем, перспектива жесткая и поэтому способствующая "производительному труду".
   Всё же за эти обширным комплексом, обсуждаемых на публицистическом уровне , проблем, в тени остаётся главный экономический вопрос: как, каким образом ,достигать , пусть не коммунистических, а социальных целей. В СССР существовало планирование экономики, которое, по сути, было "планированием экономических условий счастья". Сегодня вместо этого vы видим бюджеты территорй, и бюджеты федеральные на социальные нужды, но каким образом это будет доходить до каждого человека - непонятно. Традиционные вопросы, впрочем защищены:медицина и образование. Но главное, что является основой обеспечения граждан - жильё - не защищено совершенно и в нём нуждается сегодня половина россиян.  И с образованием конечно проблемы, поскольку вообще, непонятно - чему учить новое поколение в смысле "общественных идеалов".  Их, по сути, не существует сегодня, кроме сводящихся к христианским заповедям. Но люди желают быть счастливы в этой жизни, а не после смерти и поэтому при всей внешней популярности религии, глубинного проникновения в общество эта идеология не имеет, по крайней мере пока здесь проживают бывшие совки и их дети.
    Тем не менее, сегодня, я вполне сочувствую моему товарищу Игорю, поскольку понимаю, что тогда и в 1917 -ом и позднее - в 1929 - во время коллективизации, были нарушены коренные права его дедов - прадедов, вот только проследить его биографию - потомственного дворянина, если бы не было того что случилось - конечно невозможно по вполне понятным причинами. Так я и отвечаю обычно ребятам - националистам - монархистам, которые машут "интеллигентным"белогвардейским знаменем, против "жидобольшевиков" - гопиков и врунов.Показываю плоскость их позиции, когда они "вещают из небытия" проигравших в Гражданскую, и отдавших свою Россию интервентам.
   Но получается сегодня, и нас - совков, в какой то мере "догнала история", и "отливаются слёзы" тех, лишенных имущества людей , собственность которых была отнята Большевиками в пользу "трудового народа". По моему, всё же  это взгляд поверхностный. Попытаемся с этим разобраться с точки зрения позиций правовых, понимание которых, как мне кажется, ко мне пришло в последние годы в результате "проживания внутри проблемы" все эти 30 лет; и занятий теорией государства и права, к которым я пристрастился ещё будучи студентом...
   Написано уже многовато, тогда как непосредственно к проблеме  подхожу только сейчас. Если кто то дочитал до этого места - постараюсь вас не разочаровать.
   Праву, чтобы быть действенным в обществе, должна быть свойственна  справедливость в глазах тех, к кому оно, это право, обращено. И во времена революции в России беднякам новое право большевиков казалось справедливым, а людям состоятельным в царской и буржуазной России  - напротив, оно казалось чудовищным. Основной "затык" методологический в исследовании права этого периода и "правоотношений" тех революционных лет, является то, что с правом эти проблемы вовсе и не связываются. Основными считаются  вопросы политические - государственные, вследствие которых и появились основные декреты советской власти. И именно по экономическим причинам и была Красными одержана победа. Это без сомнения правильно так анализировать, когда мы непосредственно эти события рассматриваем и известна ленинская триада причин революции:Декабристы разбудили Герцена...написано в 1912 году за пять лет до событий.... Ильичу, как мы знаем, этой периодизации революционного движения хватило для  достижения победы, и он уже тогда  увидел главные "движущие силы" - пролетариат и крестьянство. И конечно общим местом уже и в те времена было то, что народ был революционно настроен "из - за эксплуатации". И роль крестьянской реформы, в результате которой было разорено крестьянство  -тоже в общем было понятно. Но именно в общем, Ильич говорил о пролетариате, как главной движущей силе...как будто пролетариат появился не из разорённого реформой крестьянства. Но видимо, он готовился к реальной политической борьбе и история вопроса его интересовала во вторую очередь, а  в первую - вопросы стратегии и тактики революции - к кому непосредственно обращать революционную пропаганду.
     Поскольку революция, как известно, уже совершилась, а  её завоевания, практически отменила другая революция - буржуазная 1991 -93 годов, мне были интересны именно правовые закономерности, которые вместе с экономическими и политическими причинами  привели к этим событиям,что сделали легитимным и   справедливым право для огромного большинства людей в России, тогда в 1917 - 21 гг.  И нелегитимным  и несправедливым, каким оно стало казаться сегодня,опять таки, огромному большинству после почти 30 лет по прошествии второй буржуазной революции, и более чем 30 лет действия буржуазных экономических реформ сначала в СССР, а потом и в России  в 1991 - 93 гг.
     И для меня эта "революционная история" начинается задолго до появления Декабристов - с формирования в Московии к  15  веку  крепостной крестьянской общины, особенностью которой являлись, во первых, её коммунистические порядки: земля в общине делилась между семьями по едокам; во вторых, этот порядок постепенно превратился,пусть и основанном на обычае, но повсеместно распространённом,-праве помещика на землю, часть которой он передавал во владение общине. И эти "коммунистические общинные" отношения и  сформировали своеобразную общинную психологию русского крепостного крестьянства. И как известно, именно благодаря этому и появилась в России самая сильная в Европе армия. Эта особенность в распоряжении землёй русскими дворянами-помещиками, когда они передавали часть своей земли в пользование общине - и является основой Русского права, сформировавшегося в России к 15 веку, которое не без изменений, но продолжает действовать и сегодня.  Каким образом? Объясню.
     400 лет это право было легальным, помещики действовали в "своём праве", увидев в таком хозяйствовании выгоду для себя, и видимо, это и крестьян в основном устраивало, вследствие длительного существования крестьянской общины и беспрецедентного роста населения в этот период в России.
   Советский колхоз, ничто иное, как второе издание русской крепостной общины, и, опять таки - это было основанное на законодательстве , легальное право государства, как собственника, передавать в общинное (колхозное пользование) землю.
   Известно также, что воровать и у помещика и у советской власти - понемногу, у крестьян не считалось чем то зазорным. Крестьянский мир всегда отделял себя от бар и  от начальства советского. Также как впрочем и рабочие в царской и в советской России, и тоже всегда и везде подворовывали. "Простые люди"  несли всё что можно унести и от барина, и с колхозного поля, и с завода. Все в принципе понимали неправомерность подобных действий, но считалось что с барина или от государства "не убудет".
   Когда коммунистический ход у советской власти в СССР иссяк,а картины западного мира стали для людей в СССР привлекательнее, чем унылая, однообразная жизнь в СССР, достоинства которой мы перестали ценить, а недостатки, по сравнению с Западом, стали слишком очевидны - право в новой России, как кажется, кардинальным образом изменилось. Из него исчез бессменный собственник всего что было в СССР - коммунистическая партия. Именно она, пусть и от имени народа, распоряжалась всей государственной собственностью, делегируя владение государственным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, а главное, обеспечивая планирование всей экономической и общественной жизни.
   Но присмотримся внимательнее к тому что происходит сегодня, после 30 лет действия "экономических реформ" и существования частного капитала в России. КПСС нет, а государственная собственность продолжает генерировать 70% ВВП, а если взять вместе с предприятиями крупного капитала, которые чиновники государственные контролируют, под прикрытием так называемых олигархов, а практически - приказчиков, - то и все 80%  составляет именно государственная собственность. Но от планирования государственной собственности мы уже отказались и решения о распоряжении всеми государственными (народными) активами, принимаются сегодня, исходя из интересов, как правило частных, а не "государственного  собственника", каким является "народ России". Делегированные конституцией  государственным чиновникам права на владение и пользование имуществом народа, они, практически произвольно, реализуют по своему усмотрению, которое, как правило, совпадает с интересами крупного капитала-и отечественного и зарубежного. И только два шага президента отделили Россию от полного подчинения интересам этого капитала: Майские указы - во внутренней экономической политике; и присоединение Крыма - в политике внешней.      
    Тем не менее,  сам процесс работы этих наших госпредприятий пронизывает частный интерес, и как правило, сделки совершается не для реализации уставных целей госпредприятий и учреждений, а прежде всего если это выгодно лично руководителям этих предприятий, а их всегда пытаются подкупить  руководители частных предприятий. И весь частный торгово - снабженческий бизнес существует за счёт государственных предприятий и не на пользу, а во вред этим предприятиям, поскольку заключаются договоры в среднем на 30 - 40 % не соответствующие рыночным расценкам на товары и услуги. И расценки всегда не в пользу госпредприятий. Бывает что цены неестественно низки - но в этом случае госпредприятие только деньги перечисляет,- услуга и товар в этом случае, как правило не поставляются.
    И Русское право здесь действует снова, только если до революции и в годы советской власти это "право крепостных рабов"  было легитимным и справедливым с точки зрения большинства населения, то сегодня, это уже не право помещика на землю, которое он передаёт частично крестьянской общине.  Это право на ренту чиновника,которое он реализует нелегально. В смысле, незаконно, хотя и вполне открыто и это незаконное право уже давно заменило собой уставные обязанности чиновников - руководителей государственных предприятий и учреждений. И таким образом из легального экономического оборота общества изымается не менее 10 трлн рублей в год(при общем обороте порядка 40 трлн). Они конечно "не пропадают", но это именно тот "чёрный и серый" оборот, который и составляет основу имущественного расслоения населения - в 20  раз, тогда как в СССР эта разница меду богатыми и бедными составляла - 4 раза.
   Государство до недавнего времени совершенно не препятствовало этим процессам, поскольку у государственных чиновников самого высшего звена у самих были развязаны руки для каких угодно злоупотреблений, но главное в том, что этот "воровской метод" действия Русского права на пользу дееспособным частным собственникам и господствующему чиновному сословию - был вполне экономически эффективен - руководители  и воровали, но и достигали уставных экономических целей за счёт инициативных действий, притока западных инвестиций и высоких цен на энергоносители.  К грабежу российской госсобственности подключился и западный мир, где сконцентрированы основные капиталы планеты.
    Естественно, при такой манере развития экономики - преимущества нового строя достаются меньшинству граждан и занятых в экономике, и, тем более, пенсионеров. Когда люди в обществе заняты прежде всего личным благополучием, и этим заняты и люди, кто в обществе принимает решения,а "общественные богатства", в виду недавней капиталистической истории, ещё недостаточны для защиты иждивенцев - судьба таких иждивенцев незавидна. Они,естественно, будут обречены находиться на самом дне по уровню общественного благосостояния.
    И если  400 лет русской истории это  право обеспечивало и освоение огромной территории и защиту её от нападений,а в советский период, именно благодаря ему страна решила задачи и индустриализации и того, что называлась "культурная революция"; более того, в обществе была сформирована и действовала  коммунистическая идеология, точно так, как действует на сознание людей религия. И действие её, эффективность вполне подтвердила и победа над фашистами, и  естественно - научные прорывы  в исследовании физики атомного ядра, и технические успехи в ракетостроении и космонавтике. Сформировалась "народная интеллигенция", благодаря убеждённой и самоотверженной работе которой и стали возможны все эти достижения под руководством коммунистов. Секрет их успеха  был в том, что они обещали и гарантировали "сказку наяву" для всех без исключения. И пока люди в СССР верили в эту возможность, а главное их материальное положение постоянно, так или иначе, но улучшалось год от года, "ЭТО" - прямая опора на общество, как когда то опора помещика на крестьянскую общину - работала.
     Но ни какой план конечно не мог заменить обществу свободного рынка и достигнуть эффективности действий частного предпринимателя. Теперь мы понимаем, что без рынка и частного предпринимательства - невозможно нормальное развитие современного общества. Но поскольку правовые притязания на справедливое распределение общей собственности у людей остались, а реальность им показывает, что они сегодня никаких реальных прав на эту собственность не имеют  и перспективы их жизни  - неясные, естественно, люди считают данный порядок общества несправедливым. Несправедливое право и мечта о справедливости, и вполне определённые правовые притязания - "Правовые установления",как называл их русский учёный начала прошлого века - Леон Петражицкий,- вот та комбинация, которая неминуемо приводит к очередной революции, если руководителям  не удаётся вовремя реформировать общество, чтобы нейтрализовать "гремучую смесь".
        И власти надо следовать   "Крымским путём"  уже внутри России, во внутренней экономической политике, освобождаясь от оков, как  преступного  "аппаратного капитала", так и капитала вообще. Более целенаправленно  проводить национально - ориентированную экономическую политику, сохраняя и реализуя плоды общей государственной собственности для всего населения, а не только для тех, кто способен сам для себя вырвать или украсть  из "общего котла". Это изменит настроения в обществе, создаст предпосылки для развития нормального, а не только криминального бизнеса в стране.  Необходимость следовать правилам "аппаратного капитализма"( а это изъятие чиновниками ренты за "услуги власти" - свойственен феодальным отношениям)  сделала практически  весь бизнес в России - криминальным.Ввести практику целевого  планирования государственной части экономики для того, чтобы каждая семья, каждый гражданин в России смог увидеть и вписать себя в это "строительство счастливой жизни в России для каждого человека". Этой задаче должно быть подчинено и школьное образование и профессиональное. Этой работой вновь не должны, как раньше, а будут и смогут заниматься трудовые коллективы, тогда как сегодня их как будто не существует: администрации  госпредприятий "скромно делают своё дело " по обворовыванию своих трудовых коллективов. В их мечтах - личная  "финансовая независимость" и возможность  счастья в любой точке мира для себя и своих детей, тогда как члены их трудовых коллективов и их дети - имеют такое же право на счастье, как и их руководители, но поскольку лишены возможности воровать, они по этому поводу "сильно разочаровываются", понимая, что одной зарплатой на счастье сегодня заработать трудно.Понятное дело, если представлять счастье только как обладание крупной суммой и возможность безбедно жить где угодно, то никакие коллективы сегодня всем этой возможности не предоставят. Но если перекрыть возможность  ограбления руководителями  остальных членов коллектива, то может быть и в самой жизни трудовых коллективов  появиться "общественная жизнь"достаточная для счастья работников этих предприятий. Зарплаты и пенсии тогда, в случае разворота воровских потоков в государственную казну, будет возможность существенно увеличить, и людям станет этого достаточно для "нормальной жизни" и во время активного труда и "на пенсии". 
     Только так сегодня общество в России сможет обрести силу в противостоянии с Западом по поводу нарушения международных  норм права. Россия не нуждается в подчинении международному праву, если оно нарушает её конституцию. Но только единое общество, каким  был когда то СССР, сможет противостоять давлению "международного капитала". Мы сегодня вполне сможем использовать "достижения капитализма"(рынок и бизнес) и  для успешного развития российского общества, не изменяя его коллективистской природе, поскольку не существует  в мире обществ, с таким уровнем обобществления экономики.
      Вернуть Русскому праву легитимность в обществе путём исполнения законодательства, реализации прежде всего уголовно - правовых норм по защите общенародной государственной собственности, с одновременным переходом к планированию для экономики общественных, а не капиталистических задач - вот программа, которой ждут от власти огромное большинство людей в России.
    Изложил я в общем то, за что взялся в этой работе.  В других статьях, которые уже мною написаны, интересующиеся могут найти, что конкретно я предлагаю в качестве реформ в действии современного Русского права.Наиболее последовательно это изложено в последних главах работы  "Лекции по Русскому праву".Таких глав на сегодня - 36.