Тропинка к храму Михаила Минина

Кумохоб
 Сергей СИМАНОВ

   27 октября известному уральскому поэту Михаилу Минину исполнилось бы 85 лет.

  Михаил Минин - поэт народный. И потому, что из народа, и потому, что многие мотивы его творчества созвучны струнам народной души. Часто поэтические строки Минина плавно, словно бы сами собой, перетекают в напевы. И Михаил Афанасьевич на многочисленных выступлениях с удовольствием исполнял свои стихи на собственные неприхотливые мелодии. Ибо музыка живёт в его стихах изначально, её даже не нужно изобретать, нужно только услышать и не сфальшивить. Поэтому, начиная читать новый стих, поэт постепенно, словно поймав нужную тональность, переходил на пение. Этого требовали сами стихи. Этой поэтической особенностью обладают немногие, ибо она свойственна только настоящим поэтам - вспомним Есенина, Рубцова, Бориса Рыжего. Музыка - едва ли не главное достоинство поэтического творчества. У раннего Пастернака, например, в его черновиках поэтическая строфа могла завершиться нотной записью. Но у него таким образом разрешался внутренний конфликт - разрывание творческой личности между поэзией и музыкой. У Михаила Минина музыка и поэзия — одно. И это счастливое содружество.

  В поэзии каждого настоящего поэта существует свой поэтический космос — тот мир, который заключён в его словах, образах, между строк. Мир этот построен волей и талантом поэта и живёт по законам своего создателя.   И после смерти поэта  вселенная его поэзии не исчезает вместе со своим создателем,  продолжаясь в читателях. И диалог продолжается, диалог между поэтом и читателями.  Поэтому-то и принято говорить об ушедших поэтах, как о живых людях. 
Вообще, поэтический  мир каждого крупного автора можно объединить -объяснить - презентовать одним или несколькими глобальными образами - символами.  Макрообраз поэзии Михаила Минина - храм, или, если быть более точным, - дорога к храму, путь к нему. В поэзии Минина почти всё - храм: и природа, и окружающий мир, и поэтическая атрибутика.

Солнце тёплыми лучами
землю гладит — не палит.
костерок мой, будто в храме,
в небо синее курит.

  И если единение природы и человеческой души уже достигнуто: «На весенний гимн природный откликается душа», путь к вере непрост и мучителен. Но и тут поэт чётко знает себе цену, место и свою скромную, негромкую миссию: «Тропу вот протопчу угодным Богу — всё польза небольшая от меня...».   
  Этот трудный путь поэт совершает не один, а вместе со своим народом, вместе со всей страной. Кажется, что всё живое в стихах Михаила Минина совершает движение к утраченной некогда вере, как подсолнух к солнцу, тянется к Богу (даже Ленин у него «идёт замаливать грехи» в новостроящуюся часовню)
Сейчас, когда поэта уже пять  лет нет с нами, его строки, его высокодуховная поэтика обретает особый смысл, новую глубину, завершённость.


 Жизнь поэта продолжается в его стихах.  Кажется,  что и сейчас поэт  Михаил Минин среди нас, его читателей, он, словно растворён в массе, неотделим от неё, ибо ничем не отличается, помимо дара, от неприметных,  обычных, привычных нам людей - ни мыслями, ни поступками.  Вообще, поступок поэта - его стихи. Стихи М.Минина отвечают народным представлениям об окружающем мире. Минин народен, потому что со всеми: был в своё время отлучён от веры и, как все, постигал то, чего был лишён в силу известных обстоятельств. Поэт жил и поныне живёт среди нас, живёт в своих произведениях. Его лирический герой прост, он отнюдь не витает в облаках, поэтических воздушных замках символизма. Ареал его поэтического обитания узнаваем. Это наш город  – Каменск-Уральский.
Существуют пушкинские места,  булгаковские. Петербург Достоевского так же реален, как и, собственно,  сама Северная Пальмира. А в нашем городе имеются, так называемые «мининские места». Так, примерно пять-семь лет  назад в телекомпании «ГОНГ» снимался сюжет «Литературные места Каменска-Уральского», полностью построенный по стихам поэта Минина. Не случайно, исключительно благодаря поэтическому творчеству Михаил Минин - и это уникальный случай – в своё время вошёл в состав и городского общества краеведов.
Я был лично знаком с Михаилом Афанасьевичем, и хотя взаимоотношения с поэтом в жизни обычно мешают объективному восприятию поэзии, в данном случае уверен в том, что добрый десяток стихотворений поэта Минина останется в  каменской поэзии, а значит и в российской словесности, навсегда. Это наша каменская классика. И «Возвращённый звон», и «Тропинка к храму», и «Ленин и часовня», и «Соловей», и «Последняя ромашка», и «Осенняя встреча».

  Говорят, первоначально сборник стихов М.Минина «Времена» должен был выйти в серии «Народная книга», собственно и открыв её. Деньги на книгу, как встарь на Руси на храмы, собирали всем миром.

  У нас в городе эта добрая русская традиция возрождается:  деньги с миру по нитке, копейка к копейке собирали и на часовню Александра Невского, и на перинатальный центр, и на сердечно-сосудистый, и на рояль…. И на поэтическую книгу тоже. На возведение поэтического храма народного поэта Михаила Минина.  Храма,  тропинка к которому не заросла до сих пор…


               

страница Михаила Минина:   http://www.stihi.ru/avtor/minin2