Молчанием предается Бог. Новый. глава вторая

                     

          (документальная повесть)


«В чащобах, в болотах огромных,
У оловянной реки,
В сугробах мохнатых и темных
Странные есть мужики.

Выйдет такой в бездорожье,
Где разбежался ковыль,
Слушает крики Стрибожьи,
Чуя старинную быль.

Вот уже он и с котомкой,
Путь оглашая лесной
Песней протяжной, негромкой,
Но озорной, озорной…
(Николай Гумилев «Мужик»)

              «...Опять я  его  спас, я не знаю, сколько раз еще спасу  его для хищников. Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто я обнимаю мертвецов... И тогда я молюсь за этих людей, ибо они на Руси более всех нуждаются. И я молю за все семейство Романовых, потому что на них падет тень долга и затмения…»
  Так кто же он -  этот  тобольский крестьянин   Григорий Распутин?
Было в   нем   что-то от  древнеславянского волхва:  способность заговаривать болезнь,    предвидеть будущее,     разговаривать с животными.  Удивительно  его отношение к ним –  понимание на каком-то ином, недоступном простому человеку, уровню. Никогда не убивал он комаров, мух, оводов… 
«Природа научила меня любить Бога, - любовь – величайшая ценность на земле, и дается она через страдания и испытания…  Если любишь, то никого не убьёшь!»
 Ценность любого живого существа  в этом мире видел в том, что « и они Божие создание, так и я сотворен Богом …». 
 В раннем возрасте,  будучи ребёнком,    прослыл  он  в  деревне   «звериным  лекарем». Корова ли заболела, лошадь, овца, собака – всех   на ноги поставит!  Подойдет,   положит ладони, пошепчет слова ласковые, помолится – на утро  хворь  вся и  пройдет!
О  его  способности   силой мысли распрягать лошадь с расстояния  десяти  метров  потомки  односельчан будут вспоминать ещё много лет. Чудодейственный  дар целителя  - животных и людей - обрел  Григорий  после   тяжелой болезни  в  детстве, когда в беспамятстве пролежал   на печи четыре дня.
                                     В юности,  как и все крестьянские парни, несмотря на слабое здоровье, выполнял  самую тяжелую работу  - землю пахал, сено косил, извозом занимался, рыбалкой.    Осенью, после сбора урожая, подавался из дома в артели, на заработки…
 Но,  по собственным   воспоминаниям,  был   не как все -    «не от мира сего».   Ночами  почти не спал,  подолгу   глядел на    деревья, траву,  пташек, небо  –    и   беспредельная    любовь   к  Создателю   переполняла   душу,  и  слезы  счастья   текли по  его   лицу. И    молился  Григорий     подолгу, часами, неистово…   
«Я мечтал о Боге… Душа моя рвалась в даль… Не раз мечтая так, я плакал и сам не знал, откуда слезы и зачем они… Так прошла моя юность. В каком-то созерцании, в каком-то сне…»
     Первое паломничество  совершил он в  Верхотурский Никольский (Николаевский) монастырь, что в 500 верстах от Покровского, в верховьях реки Туры, где  покоились  мощи святого праведника Симеона Верхотурского.   Благодаря   молитвам,   длительному  посту ( бросил  пить,  курить,  есть   мясо, сладкое),  «узрев свет истины»,  избавился Григорий   от  бессонницы  и  всех болезней.  Здесь, в монастыре, обрел  он   и  духовного наставника –  отца Макария – великого провидца,  целителя,   принявшего   паломника   как  своего  брата, отмеченного  Господом для выполнения  Его  воли.   Поселил  в своей келье в пустыне, вел с ним задушевные беседы о   божественном начале в каждом человеке,  о необходимости   внутренней,  непрерывной молитвы, дабы укрепиться  Святым  Духом,   и однажды, в   наступающие   бурные,  страшные   времена выполнить    своё  предназначение   -   пожертвовать собой   во имя  России,  её правителей,  русского народа!
 Именно тогда  Григорий  обрел знание, что   путь к  Богу  « состоит в каждодневном выполнении своего долга, в жизнелюбии, способности любить, восхвалять Господа, в счастье ощущать Его Присутствие в своём внутреннем мире, в искреннем совершенствовании и приумножении благородных поступков, добром слове для каждого человека»!
И  начались его    хождения   по Святым местам  -  Афон,  Иерусалим, Киево-Печерская Лавра…
Дважды  прошел он  пешком   по три тысячи верст  из  Тобольской губернии в Киев.  По  полгода  и более, с  горячим  желанием  найти дорогу   к свету,  истине,  шел он   к христианским святыням,  чтобы помолиться у алтаря,  очистить душу,   обрести  радость, счастье,  и  новые силы…
В любую погоду -  дождь, снег, слякоть, когда   ноги тонули в грязи осенне-весенней  распутицы,   
полями, лугами, дремучими лесами,  от села к селу, от храма, к храму  шагал   он через всю Россию!  Спал,  где заставала усталость,   пробуждался с зарею,   умывался росой,  шел от рассвета до  заката,  не  чувствуя    усталости,  боли,  страданий,  а  только   восторг    перед каждым   поворотом тропинки,   за которым  словно божественное чудо раскрывалась перед ним  Святая Русь – с её колосистыми полями,   светлыми берёзовыми  рощами,  коврами луговых  цветов,  и  бесконечной синью небес…
  Питался    ягодами, грибами, иногда  и  просто травой,  а   когда заходил в деревню, повсюду   встречал добрый прием  -     проходи,  гость желанный,  божий  человек!
Гостеприимен  русский народ, сострадателен  –    накормит,  напоит,   на печь ночевать уложит.  А  Григорий и  скотине  при родах, болезнях поможет,  и   хозяевам   с   их физическими, духовными  недугами.
«Однажды отец после дня, проведённого в дороге, - вспоминала  дочь Григория Матрёна  Распутина, -  попросил в одной избе ночлега и хлеба. Хозяйка, чем-то удручённая, впустила его. Тут же стала понятна причина озабоченности женщины. На лавке, под кучей одеял, лежала девочка. Похоже было, что она умирает.
Отец подошёл к ней. Ребёнок был без сознания, единственным признаком жизни оставалось еле слышное дыхание и иногда - стон.
Отец попросил оставить его наедине с больной. Родители девочки вышли.
Отец упал на колени возле лавки, положил ладонь на пышущий жаром лоб ребёнка, закрыл глаза и начал молиться. Он рассказывал, что совершенно не ощущал течения времени.
Обеспокоенные родители то и дело приоткрывали дверь и с изумлением смотрели на застывшего в молитве человека.
Наконец девочка шевельнулась, открыла глаза и спросила:
- Я жива?
Через минуту она ничем не напоминала умирающую».
   Слава   бежала впереди него  -  ведь  способность исцелять духовные, физические недуги даются Господом  только  людям  с чистой совестью, праведникам.  Божьи люди -  это живое воплощение правды Христовой на Земле…
 Как только разносилась по  округе  весть о приходе  Григория,  собирались   крестьяне  в избушке  и    беседы   с ним   вели   задушевные    -   о далеких краях,   чудесах и  знамениях,   о  грехах,  покаянии,  о  Вере….  Распутин   знал Святое Евангелие наизусть,  мог его толковать,  давать духовные советы.   Его главное наставление  -  нести    в себе  любовь!
«Любовь - это такая златница, что ей никто не может цены описать. Она дороже всего, созданного Самим Господом, чего бы ни было на свете, но только мало ее понимают, хотя и понимают любовь, но не как златницу чистую. Кто понимает сию златницу любви, то это человек такой премудрый, что самого Соломона научит.
«На родине, надо любить родину и в ней поставленного Батюшку Царя - Помазанника Божия…»
"Никогда не бойся делать добро и за добро всегда попадешь в честь", - поучал он.
За высокие христианские добродетели  стали величать его  «странником» - «Старцем» -   духовным  мудрецом.
   И  пошли  молва о  нем   по всей России. Из далеких краев  потянулся народ  к  сибирскому знахарю и провидцу.
      Однажды  пришло знамение  – явилась    Богородица,  рассказала о болезни цесаревича   - наследника  Алексея ( в ту пору    Царская  Семья тщательно скрывала болезнь ребёнка), и приказала  Григорию спасти маленького. И  отправился он   теперь уже  в столицу пешком,  прошел  тысячи верст,  босым,  нищим странником – богомольцем, поклоняясь святым местам,  усмиряя плоть  веригами, изнуряя  постом…
  Государь с государыней    увидели в  этом простом, русском крестьянине, православного Старца - приверженца   традиций  Святой Руси,  Божьего посланника, призванного защитить   Россию и  Царскую Семью.
От Наследника он получил  свое  новое имя - Новый. Это было одно из первых слов малыша.
Завидев Григория Ефимовича – нового человека во дворце,  Алеша запрыгал от радости:  -  Новый, Новый!
С тех пор Государь приказал  именоваться  Старцу  - Распутин - Новый.

Его приглашали к больному Алексею  в  самые  критические моменты, когда  речь  уже шла о жизни  и смерти больного ребёнка.
 В 1912 году, будучи  с семьей  в Спале, Алеша неудачно выпрыгнул из лодки, повредил ногу – в результате сильнейший приступ гемофилии.  Его состояние было настолько плохо, что  врачи прогнозировали самое худшее - о состоянии  Наследника     публикуются официальные  бюллетени.  В отчаянии   царица   посылает    Распутину  телеграмму в Покровское.  Уединившись,  Григорий Ефимович   долго молится.
«Господь услышал твои молитвы и видел твои слезы,  -   отвечает   он Александре Федоровне, -  Не печалься, не умрет дитя!  Только  не давайте докторам слишком долго мучить его!» 
И,  действительно,  Алеша стал  выздоравливать, опасность миновала. Поистине чудесным было его исцеление!
«Через час мой племянник был вне опасности,  – вспоминала великая княгиня  Ольга Александровна, сестра Николая Второго,  -  Позже, в том же году я встретила профессора Федорова, который сказал мне, что исцеление было совершенно необъяснимо с точки зрения медицины. Распутин определённо обладал даром исцеления. В этом нет сомнений. Я видела эти результаты собственными глазами и не один раз. Я так же знаю, что самые известные доктора того времени были вынуждены признать это».
      Примечательно, что сама    царица   никогда не просила   Старца     вылечить её, хотя жестоко страдала головными и сердечными болями.
Лишь   Анну Вырубову  он буквально   «вытащил  с того света» , когда  во время  крушения поезда,  фрейлина  императрицы  получила тяжелые травмы.
 «Ей осталось жить  лишь пару   часов» - вынесли вердикт  врачи.   
 Вокруг постели умирающей собралась Царская Семья. Аннушка металась в бреду,  звала  Распутина.
Неожиданно  отворилась  дверь, и  Григорий Ефимович   прошел прямо к постели страдалицы.
- Григорий! -  открыла  глаза Аня, - Я ждала тебя! – взгляд её был  ясным и спокойным.
- Всё хорошо, Аня, ты  поправишься! – Григорий Ефимович долго держал в руках её ладонь.
 Анна выжила…
        Поражал  не только  его дар  целителя, но и дар  предвидения. Однажды Григорий Ефимович   настойчиво просил  императорскую чету  не заходить в одну из комнат дворца, и действительно, спустя некоторое время  с потолка  упала люстра –  держатель  оказался подпиленным.
   Когда   стало известно,  что Распутина  принимают    царь с царицей,    появляются    бесчисленные   просители  ходатайствовать  за них  перед высокими покровителями,  ему  предлагали деньги,  дарили подарки. Не брал для себя Григорий Ефимович  ничего  – всё отдавал бедным, приютам, лазаретам, жертвовал на храмы…
Никогда    не получал  он   денег  и  от царской семьи.
После    гибели,  денежных счетов   на   имя  Распутина  не  нашли.   «Если будешь себе приобретать, то не украсишь ни храм, ни себя, и будешь живой мертвец, как в Евангелии говорится» - говорил Старец.
  Семья (жена и двое детей)  осталась нищей.   Им достались только  Библия, и нескольких маленьких подарков от Императрицы.
   Доброту   же  и щедрость  «Старца»  Григория   долго   вспоминали  жители Покровского –  и  коров  помог  им купить, и дома   построить,  и  детей  выучить…
 « Нет  ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся» -  писал  граф Витте.
«Подобно доктору, ставящему диагноз при болезни физической, Распутин умело подходил к людям, страдающим духовно, и сразу разгадывал, чего человек ищет, и о чём волнуется. Простота в обращении и ласковость, которую он проявлял к собеседникам, вносили успокоение».  – говорил о нем  полковник Д.Н.Ломан.
«Когда я видела его в детской, я ощущала доброту и тепло, исходящие от него», - рассказывала  сестра   Николая II вел. княгиня Ольга).
 « Григорий — хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно» - писал и повторял не раз российский император.
   Беседовали они не только на религиозные темы. Часто рассказывал Григорий Ефимович    о   тяжелой доле  крестьянства, страданиях  простого  русского народа,  что могло без него остаться царю  неизвестным.
   «"Для народушка жить нужно, о нем помыслить…  Сам Самодержец Царь крестьянином живет, питается от его рук трудящихся, и все птицы крестьянином пользуются, даже мышь и та им питается. Всякое дыхание да хвалит Господа и молитва всё за крестьянина!  Велик есть крестьянин перед Господом: он никаких балов не понимает, он в театре редко бывает, он только помнит: Сам Господь подать неси нам велел — Божий трудовик! У него вместо органов коса в руках; вместо увеселений — соха у сердца; вместо пышной одежды какой-нибудь твердый армячок; вместо тройки лихой  -  усталая лошадка… А без Бога хотя и на тройке мчатся, а уныния полный экипаж».
Распутин    твердил   о необходимости   аграрной   реформы,  и мечтал   о «царстве вольных крестьян»…
         В  древние, стародавние   времена  рядом с правителями всегда занимали место волхвы, ведуны, провидцы (таковым был, например,   Вещий Олег)    Разгадать   планы   нечисти, предупредить  об  опасности,  спасти  государство   от гибели  - вот   главная задача  прорицателя.   Они  лечили,  творили   магические «чудеса»,  гадали  по звездам, предсказывали   будущее…   
  «Русский Царь,  убит будешь  ты  русским народом, а сам народ проклят будет и станет орудием Дьявола»
 Предвидел  Распутин  и  свою собственную  гибель,  после которой  царская семья не проживет  и    двух лет…
  «Меня не будет, Царя не будет, России не будет!»    
Распутин был ярким выразителем христианского мировоззрения русского народа – с его  высокими духовно-нравственными ценностями  - милосердием, добротой, не стяжательством, трепетным отношением к природе, всему живому, где  смысл человеческого существования   не в наживе,  обогащении и  потреблении, а  в  преображении  души,
 где  Вера, долг, честь, нация,  Отечество -    выше земных благ и самой жизни.
 где   вся  земная  жизнь, как служение  Добру  -  есть   дорога  к Богу, Царствию Небесному.
 Жить ради Любви.  «Где любовь, тут и Бог»  "Где любовь, там и свет". Любовь -  основа Мироздания. 
За Русь Святую, за Веру истинную, за Царя - Помазанника Божьего, такие люди легко расставались с жизнью, шли на дыбу, на костер, на плаху…
Именно к  ним   либеральная, богоборческая  интеллигенция начала  прошлого века   прицепила ярлык  -  «  темные, невежественные, религиозные  фанатики»…
Откуда же  исходит   столь презрительное отношение »передовой интеллигенции»  к собственному народу?


Рецензии