Деревенская история. Быличка

Ялютик
Припоминается мне, что это было в деревне Кузьминка. У мужика умерла жена, остался он с маленькой дочерью. Шли годы, погоревал мужик, помыкался и решил жениться. Привел в дом молодую жену – мачеху. Невзлюбила она падчерицу. Мужик за дверь, она  всю работу на неё взвалит, а то и поколотит, руки чешутся. Жаловаться отцу бесполезно, всё равно скажет – слушайся мать. Все глаза  она ему застлала лаской женской. Как-то утром встала падчерица, а мачеха ей:
 - Иди полоскать бельё, пока прорубь не замёрзла. Мой муж вчера рыбу ловил, лёд прорубил.
- Матушка, на улице мороз сильный, вон на окне какие узоры.
- Собирайся и иди, не смёрзнешь, не графиня. Не мне же стиркой заниматься. Мне мужа ласкать нужно. Да вальком бельё побей как следует.
А сама подумала: «Чтоб ты в прорубь угодила, вон, смотрит на меня глазёнками своими. Вся в мать свою.»
Делать нечего, сложила падчерица бельё в корзину и потащила к реке. Стала полоскать, руки замёрзли, покраснели, пальцы одеревенели. Вернулась домой в слезах от боли.
- Что так рано вернулась, всё сполоснула? Сейчас проверю. Замёрзла она, руки замёрзли. Белье леденеет, ручки её режет… Нежная больно. У меня вон поясница болит, а я не реву!
Залезла падчерица на печь и зарыдала. Вдруг она почувствовала, как будто её кто-то взял нежно за руки и прошептал: «Всё пройдёт к завтрому. Поедет батюшка в город, попросись с ним, да никому ничего не говори». Девушке стало легко, и боль утихла.
Собирается отец в город,  дочка просится с ним. Мачеха услышала и тут же заговорила, мол, в поездке дочка устанет, пусть дома побудет.
Отец говорит:
- Возьму дочь с собой, ей надо город показать, да и поможет мне.
- Всё время без неё справлялся, а тут  нате! – но что сделать, с мужем не поспоришь.
- Одевайся, дочь, поедем, один день матушка без тебя  по дому поработает.
Запрягли  лошадь, сели в сани и поехали лесной дорогой.
- Смотри, батюшка, сосны и ели важничают, красуются под снежным покровом, а снег на солнце горит самоцветами. Красивый дом у зверюшек. Вот и зайчишка  легок на помине.
- Хороша зимушка, - сказал отец, - только холодна.
Приехали в город, мужик встал на торжище у саней, торговать  рыбой начал.
- Батюшка, я пойду, прогуляюсь, на товары посмотрю.
- Иди, не заблудись, да возвращайся побыстрее, поможешь мне в торговле.
Прошлась дочь по торговым рядам, на товары подивилась. Вернулась, а отец стоит, никто к нему не подходит. Не идет торговля на морозе. Дочь-красавица встала рядом, румяная, синеглазая, коса русая до пояса. Голосом  звонким товар начала расхваливать, будто и потеплело. Парней как будто ветром принесло.  В ряд выстроились, кому рыбки, кому на красавицу поглазеть. Один парень спросил, где рыбачат, далеко ли отсюда? Сказал отец. А парень шепнул девушке, мол, через месяц приеду. Заглянула она ему в глаза, дрогнуло сердце, словно на крыльях взлетела.
Рыбу отец с дочерью всю быстро распродали, товаров  для дома прикупили и вернулись домой довольные. Тут падчерица стала думать, не пошутил ли тот красивый парень, а сама дни считает. Месяц закончился, подъехала к дому тройка в красные сани запряженная,  вошли сваты с парнем. Молодец к девушке  подходит и говорит: «Это моя невеста, я  такую  всю жизнь искал. Благословите». Сваты переговоры начали, мачеха позеленела, всё противиться пытается, понимает в злой тоске, что без падчерицы ручки её белые мозолями покроются. Это ей не помогло.  Отец согласие дал – да любой  о таком богатом  да обходительном  зяте  мечтает. Через неделю и свадьбу весёлую сыграли.
Нет такой силы – бороться против большой любви.
А кто на печи с девушкой разговаривал да утешал?  Судьба это её  говорила.